d9e5a92d

Разрешение противоречия - ключ к решению задачи.


Такой чудовищный обычай существовал на Востоке вплоть до середины XIX века. По замыслу художника, картина должна обличать войну, быть на нее "сатирой злой и нелицеприятной". Но сатира это всегда смех, он не уместен, не совместим с сюжетом картины, изображающей страшную человеческую трагедию!

Как быть?! Задача N17:
Когда завершалось строительство знаменитого маяка на острове Фарос, у входа в гавань Александрии Египетской, царь Птолемей I Сотер приказал руководившему строительством известному архитектору Сострату Книдскому высечь на стене маяка свое имя.
По справедливости, на стене следовало запечатлеть имя истинного создателя маяка, но ослушание царского приказа грозило смертной казнью. Перед Состратом стоял нелегкий выбор: либо память благодарных потомков, либо жизнь. Что делать?

Что такое красота?


Что такое красота? Мы привыкли к тому, что красота это... красота. Нравится - вот и все. Это дело вкуса...

И тем не менее безошибочно, хотя и бессознательно, выделяем настоящее произведение искусства среди прочих. Почему?
Почему, например, достаточно незначительно изменить пропорции красивого лица, и оно становиться уродливым? Видимо, дело здесь не просто в привычке. Ведь восхищаемся же мы красотой впервые увиденного дикого животного.

Но попробуйте представить грациозного тигра с симпатичными заячьими ушами...
Над этими вопросами в свое время серьезно задумался И.А.Ефремов. Он высказал блестящую гипотезу о сущности прекрасного: "Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме".
И действительно, удачное творческое решение в науке и технике всегда вызывает чувство восхищения. И чем острее было преодоленное противоречие, тем больше напрашиваются эпитеты "красивое", "изящное" решение! Впервые свою гипотезу Ефремов высказал в 1944 году в рассказах "Эллинский секрет" и "Катти Сарк", а наиболее полно обосновал в романе "Лезвие бритвы".
В природе целесообразность вырабатывалась в течение сотен миллионов лет естественного отбора, и это, по мнению ученого, закрепилось в бессознательном, инстинктивном опыте человека. А далее человек начал уже сознательно отбирать и закреплять в своей памяти проявления прекрасного, создавать их в творчестве.
Особенно сложная гармония противоположностей воплощена в живых организмах и произведениях искусства, перед которой тускнеют самые выдающиеся достижения науки и техники. Стоит чуть сместить равновесие и нарушается гармония великого множества преодоленных противоречий. Вот почему так хрупка красота!

Недаром И.А.Ефремов уподобил красоту лезвию бритвы и призывал всячески оберегать ее. Он придавал ей, а следовательно, и творчеству огромное значение в жизни человека.
Как писал Ефремов, есть одна среднеазиатская загадка: "Что заставляет злого быть самым злым, доброго - самым добрым, смелого - самым смелым?" И ответ ее прост: "Красота!"

Наука побеждать: принципы разрешения противоречий


Разрешение противоречия - ключ к решению задачи. Но мало знать, что решение должно удовлетворять несовместимым, противоположным требованиям. Надо знать, как это можно делать.
В теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) известно свыше 50 приемов разрешения технических противоречий и 11 принципов разрешения физических противоречий. Большая часть из них применима лишь в технике. Мы же рассмотрим лишь три принципа, наиболее общие и универсальные. 1. "РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ"
Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить разделением их в пространстве; т.е. разделить объект на две части, каждая из которых удовлетворяет одному из двух требований, либо наделить этими требованиями различные объекты. Графически суть принципа поясняет 12.

12. Разделение противоречивых требований в пространстве (объект должен быть круглым и квадратным)
Вспомним задачу N15, которую в свое время пришлось решать художнику Верещагину. В ней содержится противоречие: сюжет картины должен меняться во времени, как того требует замысел, и сюжет не может меняться, так как мы имеем дело с картиной. Верещагин разделил эти противоположные требования в пространстве между несколькими картинами. История какого-либо события изображалась в виде последовательных эпизодов на нескольких картинах (серия картин). Такие "серии" повествовали как о небольших эпизодах, например, серия из трех картин "На Шипке все спокойно", рассказывающая о трагической судьбе часового, забытого на посту в зимнюю пургу, так и о таких эпохальных событиях, как Отечественная война 1812года.



Таким образом, он на десятки лет предвосхитил основные принципы кинематографа. Художник придавал столь большое значение замыслу своих "серий", что запрещал раздельно выставлять или продавать входящие в них картины.
Древние строители порта Лотхал (задача N7) столкнулись с другим противоречием: уровень моря должен быть постоянным, чтобы нормально работал порт, и уровень должен сильно изменяться, поскольку существуют приливы. Их решение соперничает с лучшими гидротехническими сооружениями современности. Порт был построен в виде гигантского каменного бассейна, в которые во время прилива через шлюз входили корабли.

То есть древние инженеры разделили противоположные требования между двумя частями моря: одна часть оставалась в акватории порта, другая уходила с отливом (см.13).

13.
Вспомним, какие противоположные требования предъявляются к носителю генетической программы. С одной стороны, высочайшая стабильность и устойчивость к различным воздействиям, чтобы надежно сохранить информацию. С другой стороны, нестабильность, способность легко растворяться в воде, чтобы доставлять программу в нужное место клетки. В процессе биологической эволюции противоречивые требования были разделены в пространстве между различными молекулами.

С молекулы ДНК программа "копируется" на молекулу РНК, сходную по структуре, но обладающую высокой растворимостью в воде, а та доставляет ее по назначению.
В задаче N1 о хранении универсального растворителя содержится противоречие: растворитель должен растворять стенки посуды, так как он универсальный, и не должен растворять их, чтобы его можно было хранить. В соответствии с рассмотренным принципом, мы должны разнести агрессивную жидкость и стенки посуды в пространстве. От этого образа несложно перейти к конкретному решению.

Можно, например, хранить растворитель в невесомости, либо придать ему свойства магнитной жидкости и подвесить в магнитной поле. Возможны и другие варианты.
Противоречие задачи N6: воды в кастрюле должно быть много, чтобы каша гарантированно сварилась, и воды должно быть мало, чтобы каша не превратилась в размазню. Эти требования также можно разделить в пространстве, т.е. отделить в кастрюле воду от каши, и последнюю готовить на пару (см. 14).
* * *
Решите самостоятельно задачи 18, 19, используя принцип разделения противоречивых требований в пространстве. Задача N18:
Во время Великой Отечественной войны командир одного торпедного катера получил приказ высадить ночью разведчиков на берег, занятый противником. Следующей ночью надо было вернуться и забрать их.
Близко к берегу подходить нельзя - обнаружат! Надо спускать шлюпку далеко от берега, а затем забрать ее. Но как при возвращении в кромешной тьме найти далеко стоящий в море катер?

На компас нельзя надеяться: в месте высадки проходит прибрежное течение, шлюпку может сильно снести в сторону.
Сколько не раздумывал командир, а выходило, что единственный способ не сорвать важную операцию - зажечь на борту яркий фонарь. Но тогда уж точно обнаружат! Как быть? Задача N19:
Скорость яхты можно существенно увеличить, если намного увеличить площадь парусов. Но при этом уменьшится остойчивость - даже легкий бриз опрокинет яхту. Утяжелить киль? Потребуется увеличить водоизмещение яхты, а это дополнительное сопротивление.

Превратить яхту в катамаран? Опять увеличение сопротивления движению.
Необходимо увеличить площадь парусов в 100 и более раз, сохранив при этом высокую остойчивость яхты. Как быть?

2. "РАЗДЕЛЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВО ВРЕМЕНИ"


Суть принципа: если имеются два несовместимых, противоположных требования к одному объекту, то противоречие между ними можно разрешить разделением их во времени; т.е. в один момент времени объект удовлетворяет первому требованию, а в другой - второму. Графически суть принципа поясняет 15.

15. Разделение противоречивых требований во времени (объект должен быть круглым и квадратным)
В задаче N17 содержались противоречивые требования: либо на стене маяка должно быть имя царя, либо имя архитектора. В соответствии с упомянутым принципом, надо сделать так, чтобы сначала было имя царя, а спустя некоторое время - имя архитектора. Именно так и поступил мудрый Сострат.

Он высек на маяке надпись: "Сострат, сын Дексифана из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореходов". Затем покрыл ее слоем штукатурки и поверх написал имя Птолемея.



Содержание раздела