d9e5a92d

Активность личности как жизненная темпоральная система


е. проективные функции. Самым существенным, например, в экспектации является прогнозирование реальных оценок, поступков других людей во времени. Время личности и ее сознания идеальное время и пространство, которое связано с экзистенциальным смысловым временем внутреннего и интернально-экстернального пространства неосознаваемой и бессо-
 
знательной сфер. Система отношений есть система и способ идеального и реального времен, каждое из которых в своем темпе и смысле не совпадают друг с другом. За счет этого расхождения (и диссонансов), "ножниц" времен возникают акты осознания.

Функция обобщения и категоризации сознания личности, обеспечивая соотношение, связь реального и идеального времен, образует семантически-смысловое пространство, "распоряжаясь" прошлым, настоящим и будущим временем. Способность сознания это способность личности как субъекта жизни, релевантная ее времени и пространству.
Целеполагающая функция сознания более проективна, чем конкретна. Обычно ее исследовали и определяли в контексте проблемы деятельности, ее структуры. Однако жизненные цели, аккумулирующие личностную мотивацию, организующие волевые усилия с учетом общественных требований, норм и ценностных нравственных ориентации, идеалов самой личности, есть проявление сложнейшей работы сознания, которая не просто обобщает нечто сходное, но интегрирует различные модальности объективного и субъективного мира (А. Н. Славская). Они формируются человеком самостоятельно на основе осмысления всей предшествующей жизни и деятельности.

В цели соотносится уже определенная, вырастающая из жизненных отношений интенция, проекция личности в будущее и неопределенность, связанная с невозможностью предугадать и предотвратить все еще отсутствующие (будущие) обстоятельства, и условия ее реализации. Выражая потребность субъекта, цель воплощает и его зависимость от отсутствия в настоящем того, что могло бы удовлетворить потребность, и стремление к этому, и готовность преодоления. Таким образом, она представляет собой не только идеальное предвосхищение будущего состояния, достижения, но и интеграцию самых разнообразных модальностей личного побуждения. В этом смысле цель не только идеальная, но идеально-экзистенциальная проекция в будущее, характеризующаяся большой стойкостью, отвлеченностью, освобожденностью и противостоянием обстоятельствам и ситуациям, непреодолимостью, направленностью.

Цель, таким образом, это не только способность сознания, но жизненная способность личности.
Осуществление целеполагания предполагает актуализацию и преобразование важнейшей личностной жизненной способности ее притязаний. Притязания это также проективная модальность личности, выражающая комплекс ее требований к себе, оценку себя, своих желаний и надежд, обобщенное сознанием представление о "Я", концепции "Я", предполагающая то, что личность считает вправе получить от жизни, на что она рассчитывает, какое место она хочет занять и т. д. Соотношение целеполагания и притязаний в силу этого должно быть рассмотрено в следующей главе, посвященной активности личности.
Глава 4
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ЖИЗНЕННАЯ ТЕМПОРАЛЬНАЯ СИСТЕМА
1. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ВО ВРЕМЕНИ
Активность, так же как и сознание, принадлежит к высшим жизненным образованьям и способностям личности. К их числу, как бы через запятую, мы относим и третью способность к организации времени жизни [4, б]. Однако проведенные теоретические и эмпирические исследования уже позволяют на данном этапе, во-первых, рассмотреть эти способности более интегрирование в их взаимосвязях и взаимопроникновениях, взаимопересечениях. Во-вторых, необходимо на данном этапе дифференцировать, чтобы впоследствии соотнести, временные характеристики личностной организации (как объективной, т. е. от личности не зависящей, так и субъективной ее самоорганизацию) и ее способность к организации времени жизни, жизненного пути, т. е. последовательность пролонгированного процесса, имеющего свою временную архитектонику, темпоральную структуру.



Безусловно, что отделить одно от другого возможно только в определенных целях научной абстракции, поскольку личность как раз и "размещает" свою временную систему во времени жизни, изменяется, развивается также во времени, в определенные периоды жизненного пути. Но тем не менее такая абстракция в целях теоретико-эмпирического исследования необходима так же, как была необходима абстракция сознания, в принципе от личности не отделимого, и переживания, рассмотренных в предыдущей главе.
В предшествующих работах мы выделили две основные формы активности личности инициативу и ответственность и, гипотетически, ее структуру, включающую притязания, саморегуляцию и удовлетворенность.
Саму активность, в отличие от ее определений другими авторами, мы охарактеризовали как способ реализации, потребности в деятельности, в общении, в самовыражении, самоосуществлении
личности в формах жизни. Активность есть способ разрешения противоречия, возникающего во взаимодействии личности с жизнью, ее обстоятельствами, условиями. Это противоречие присвоения и объективации.
Присвоение проявление активности личности в овладении культурой, опытом, социальными возможностями, "потребление" общественных благ и ценностей, использование возможностей, поддержки других людей для обеспечения своей жизни. Потребление, присвоение может носить творческий или индивидуальный характер, проявляясь в свободном распоряжении присвоенными ценностями, духовными, культурными благами, в их преобразовании и развитии. Через присвоение осуществляется удовлетворение жизненных потребностей личности в безопасности, уровне жизни, творчестве на основе получения образования, пользования правом и материальными благами.
Объективация в конечном итоге то, что отдает личность обществу "в обмен" на предоставленные ей блага. Однако в сознании личности и ее реальной жизни объективация как непосредственная "отдача" обществу своих сил и способностей выступает только в деятельности, более того в труде. Но жизненный путь, личная жизнь является такой опосредствующей в соотношении присвоения и объективации, которая скрывает их прямую связь. Личность стремится жить собственной жизнью, не только отдавая себя обществу, она хочет реализовать себя в разнообразных формах жизни индивидуальным, именно ей присущим образом.

Самореализация отвечает изначальному стремлению осуществить свои возможности, прожить достойную жизнь, достичь того, чего достоин по своим критериям.
Уточнить природу и сущность активности на новом этапе ее исследования нам позволило обращение к определению личности, данному С. Л. Рубинштейном еще в конце тридцатых начале сороковых годов в "Основах общей психологии". Он определил личность как триединство ее потребностей,, мотивов, направленности "хочу"; способностей, возможностей "могу" и характера "что есть я сам, каков я". Однако долгие годы и после появления этой формулы способности, потребности и характер рассматривались изолированно как разные сферы личности.
Мы попытались переформулировать это определение следующим образом. Личность есть способ связи своих способностей и потребностей, отвечающий ее характеру. При интеграции этих "составляющих", во-первых, сама личность выступает как субъект использования своих способностей для удовлетворения своих потребностей. В вышеприведенном соотношении объективации и присвоения эти модальности разорваны: объективируясь, личность отдает свои способности, присваивая удовлетворяет потребности,
но присвоение и объективация опосредованы обществом. На самом деле изначально оно опосредовано личностью. Если личности удается установить связь своих потребностей и способностей, то она получает возможность "дистанцироваться" от общества, получает резерв времени, поскольку становится самодостаточной, самоосновной.

Она может распоряжаться своими способностями в избранном ею направлении, развивать их в заданной ею самой мере.
Соединение потребностей и способностей становится основанием развития личности, поскольку только удовлетворение потребности в самореализации ведет к развитию. Самореализация это прежде всего применение своих индивидуальных способностей творческим образом.
Иное определение получает и характер. Это не просто волевой, сильный или слабый, цельный или противоречивый характер. Основанием определения характера становится способ "употребления" способностей для удовлетворения своих потребностей. Не следует думать, что тем самым мы приходим к эгоистическому, эгоцентрическому типу личности индивидуалиста.

Потребности могут носить просоциальный характер, выражаться в мотивации служения обществу, людям, и тогда человек самозабвенно отдает свои силы, свои организаторские, педагогические, управленческие способности, всю свою энергию обществу. Он отдает их сам, по своей воле и желанию, что свидетельствует о целостности личности, ее характера. Если же личность не может удовлетворять свои потребности "своими силами", она становится так или иначе зависимой от общества, окружающих людей тем или иным образом.



Содержание раздела