d9e5a92d

Получились эмпирические результаты выраженности


Н. А. Растригина выдвинула гипотезу, "что не само по себе соотношение всех этих модальностей и даже не уровень их выражен-
ности ("сила" желания, "сила" возможностей) определяют личностный потенциал, а наличиеотсутствие внутренних противоречий между возможностямижеланиямиудовлетворенностьюнеудовлетворенностью и ориентацией на успехнеудачу" [96, с. 26].
Основываясь на том, что, с одной стороны, оценочным критерием подлинности жизни личности является удовлетворенность обобщенное чувство состоявшейся, удачной жизни, а также на том, что, с другой стороны, личность осуществляет свою сущность во времени и пространстве жизненного пути, целью работы Н. А. Растригиной стало "исследование механизмов самоорганизации личности, которые обеспечивают необходимый баланс сил во времени и пространстве жизненного пути". Задачей исследования явилось выявление способов самореализации личности в качестве субъекта жизненного пути во времени, т. е. приведения в соответствие целей, притязаний и возможностей с объективными требованиями жизни [96, с. 27].
"Для достижения целей исследования использовался целый комплекс методик. -
1. Методика Т. Элерса для диагностики склонности личности к мотивации избежания неудачи [91].
2. Методика Т. Элерса для диагностики склонности личности к мотивации достижения успеха [91].
С помощью методик Элерса получились эмпирические результаты выраженности каждой из двух важнейших мотиваций, которые возникают при отражении субъектом объективной действительности в соответствии со своими ожиданиями, что дало возможность учесть отдельное влияние как одной, так и другой мотивации на удовлетворенность в жизни. Кроме этого, мы учли факт, что в структуре личности представлен не один, а несколько мотивов, и с учетом "борьбы" между ними чаще актуализируется тот, который более выражен или доминирует по отношению к другому. Поэтому мы вычисляли результат разницы между стремлением к успеху и страхом неудачи с учетом влияния одного мотива на другой (доминирующий, а значит, и легче актуализируемый) мотив, преобладающий при субъективном отражении объективной действительности.
3. Методика исследования неосознаваемых временных представлений Н. Ю. Григоровской, включающая в себя определение временных особенностей личности через графические символы и ассоциации на слово "время", с помощью которой мы определили временную позицию личности и соотнесли ее с полученными результатами.
4. Оригинальная методика, позволяющая достичь цели исследования, содержала задание испытуемым "определить степень силы выраженности ("могу" и "хочу") в процентном (%) соотношении". Испытуемым предлагалась задача на приблизительное определение степени удовлетворенности жизнью в категориях "сейчас", "хочу"
и "могу" по шкале от 0 до 100%. Это позволяло выявлять желания ("хочу") и возможности ("могу") не только как состояние личности, но как потенциал уровня ее активности (динамический потенциал). С помощью этой методики удалось выявить субъективную оценку своего соотношения с объективными условиями жизни в настоящий момент "сейчас".

Оценка до 60% фиксирует результат неудовлетворенности в жизни, а оценка от 60% удовлетворенности. Величина пространства, в котором личностью строится соотношение между наличным и желаемым результатом, (т. е. тем что "есть" и тем, каким "хочет" быть), отражает меру противоречия и вычисляется как результат разницы баллов (в %) между тем "хочу" и тем, что "сейчас" ("хочусейчас").
Исследование проводилось среди студентов 1-го и 2-го курсов отделения практической психологии Института им. Н. Нестеровой и студентов 3-го и 4-го курса отделения психологического консультирования Института психоанализа. Всего в исследовании, которое проводилось как в индивидуальной, так и в групповой форме, приняли участие 67 испытуемых.
Представления испытуемых о наличии у себя возможностей ("могу") дало нам основания выделить несколько важных моментов в саморегуляции личности. Во-первых, оценку своих возможностей по отношению к настоящему (что я могу сейчас), вычисляемую как результат разницы баллов (в %) между тем, насколько личность считает себя удовлетворенной в жизни "сейчас", и тем, насколько она считает себя способной достичь ("могу"). Во-вторых, мы получили от испытуемых самооценку возможностей в отношении желаемого результата ("хочумогу"), вычисляемую как результат разницы баллов (в %) между тем, что личность может, и тем, что она желает.



И наконец, третье это отношение разницы "могу сейчас""хочумогу" (т. е. ближе в сторону какой оценки того, что есть "сейчас", или "хочу", ставит испытуемый оценку "могу") дает возможность определить, на что в большей мере опирается личность в представлениях о своих возможностях на реальную ситуацию, рассматривая свои возможности как то, что есть сейчас, или на желаемое, рассматривая свои возможности скорее как потенциал будущего.
Диапазон предполагаемых самим человеком возможностей в пространстве самореализации может быть вычислен как разница между разницей "могусейчас" и разницей "хочумогу", и результат баллов ("могусейчас" "хочумогу") будет являться предполагаемым личностным ресурсом, обозначенным (%) в отношении выделенного для себя пространства (объема). Каждый человек самостоятельно выстраивает и весь диапазон того пространства, в котором он осуществляет саморегуляцию, и, ориентируясь в нем, тем или иным образом оценивает свои возможности".
Последовательное сопоставление полученных эмпирических данных позволило Н. А. Растригиной определить зависимость удовлетворенности в жизни от влияния доминирующей мотивации личности, различных способов саморегуляции, учесть условия, в которых, по самооценке личности, она самореализуется, и проверить правильность нашего предположения, соотнеся полученную оценку личностью своего потенциала (личностного ресурса) с временной позицией личности.
Собранные данные были последовательно (поэтапно) обработаны "сначала методом размещения данных испытуемых в некотором координатном мотивационно-семантическом (динамическом) пространстве с целью выявления зависимостей:
1. Между стремлением к успеху и избеганием неудач.
2. Удовлетворенностинеудовлетворенности и успехомнеудачей.
3. Удовлетворенностинеудовлетворенности с преобладанием стремления к успеху или боязни неудач" [96, с. 31].
Затем выявленные способы саморегуляций мы сопоставляли с зависимостью между "удовлетворенностьюнеудовлетворенностью и:
1. Соотношением возможностей относительно наличной ситуации (субъективный ресурс) и преобладанием мотивации к успеху или избеганию неудач.
2. Соотношением возможностей и желаний и преобладанием мотивации к успеху или избеганию неудач.
3. Соотношением возможностей относительно наличной ситуации и соотношением возможностей относительно желаний" [96, с. 31].
4. В процессе обработки собранных данных были получены следующие результаты, которые можно сформулировать в виде трех пунктов:
"4.1. Не подтвердилось сделанное нами ранее допущение о том, что по мере увеличения мотивации к избеганию уменьшается мотивация достижения. Мы не обнаружили прямой связи (корреляции) между этими двумя мотивами. Однако подобное сопоставление позволяет предположить, что существуют более сложные и противоречивые связи в механизмах внутриличностной детерминации. Связи между мотивом успеха и неудачи и обеих ориентации с удовлетворенностью не являются непосредственными универсальными приемами.

Для того чтобы выявить опосредующие их звенья в системе личностной организации, мы разделили респондентов на группы по разным основаниям, о чем ниже поговорим подробнее.
4.2. В среднем по выработке удовлетворенность достигнутым "сейчас" не зависит ни от стремления к успеху, ни от избегания неудач.
4.3. Однако при более тонком способе обработки появляются интересные типологические закономерности. Если дифференцировать респондентов по уровню мотивации на группы с высокой, низкой и средней ориентацией на успехнеудачу, то обнаружится следующее:
а) в группе, ориентированной на успех, при небольшом страхе неудач отмечена тенденция к увеличению числа недовольных жизнью;
б) в группе, ориентированной на избегание неудач, с повышением мотивации отмечена тенденция к увеличению довольных своей жизнью;
в) состояние удовлетворенности настоящим отмечено в группе испытуемых с высокой мотивацией к успеху и высоким показателем боязни неудач;
г) в группе со средними показателями опыта успеха и неудач равномерно распределяются довольные и недовольные своей жизнью".
Исходя из того, что проблему самоопределения личности составляет разрешение противоречия между условиями, обстоятельствами жизни и требованиями общества, с одной стороны, и возможностями, способностями, потребностями и целями личности, с другой стороны, задачей человека как субъекта является разрешение этих противоречий.
Основываясь на том, что "внешнее действует только через внутреннее" (С. Л. Рубинштейн), мы констатируем, что, во-первых, существует объективная логика событий, во-вторых, субъект одновременно выражает свою внутреннюю логику.



Содержание раздела