d9e5a92d

Ключ к способу связи внутреннего и внешнего


Она нуждается в опеке, патро-нации или, напротив, становится потребителем общественных благ, пользователем способностей других людей, не отдавая взамен своих собственных, а потому не развивая их. В этой "точке" лежит и ключ к способу связи внутреннего и внешнего социального времени. Становясь самодостаточной, личность сама становится субъектом, решающим проблему, как распорядиться временем своей жизни, в том числе и общественно необходимым. Если такое состояние не достигается, она так или иначе оказывается детерминированной временем внешним.

Это различие типа детерминации времени или временем было эмпирически выявлено, но не объяснено.
Активность, если вернуться к ее определению после обращения к преобразованной формуле личности, оказывается интегральным выражением способа связи способностей и потребностей в соответствии с качествами характера. До сих пор психологи, выявив важнейшую, по всеобщему признанию, высшую модальность личности "направленность", не сумели конкретизировать ее сущность. Она получила довольно плоское определение через два конкретных вида: эгоистическая (индивидуалистическая) и коллективистская.
На самом деле, действительно, активность как характерный способ связи потребностей и способностей приобретает определенную направленность в зависимости от этого способа. Ответственность (как действительный способ связи потребностей и способностей) выступает как проявление готовности личности обеспечить развитие и использование своих способностей в максимальной мере. В ответственности выступает единство гарантий перед собой и перед обществом.
Под способностями мы имеем в виду не только способности в принятом смысле слова, но силы, энергию, возможности личности, тем самым приближаясь к идее Маслоу о самоактуализирующейся личности.
Как известно, ответственность является воплощением истинного (самого глубокого и принципиального) отношения к собственной жизни и жизни вообще. С точки зрения Рубинштейна, ответственность это не только осознание всех последствий уже содеянного, но и ответственность за все упущенное. Ответственность возникает в связи с тем, что каждое совершающееся сейчас действие необратимо. Поэтому "ответственность это способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни" [96, с. II]. Можно выделить ответственность как своего рода самоограничение ("как бы чего не вышло") и ответственность, которая может проявляться в свободе своего выбора, т. е. в осознании права на него и в способности его отстоять.

Ответственность является такой формой активности, которая дает человеку возможность жить не ситуативно, а сохранять автономию от мира и проявлять инициативу, т. е. целостно и гармонично вписаться в социальный мир. С. Л. Рубинштейн призывал к ответственности человека не только за его поступки (воплощенные планы в виде результатов деятельности), но и за судьбу способностей (талантов, данных ему природой, которые он сумел или не сумел воплотить).
Это представление С. Л. Рубинштейна о неиспользованных (упущенных) возможностях в жизни, о нереализованных способностях человека направляет внимание на то, как человек может построить жизнь, чтобы более полно реализовать свои возможности, способности в данных реальных жизненных условиях, выводит к проблеме построения жизненной стратегии. Особенно остро проблема реализации возможностей человека встает в связи с необратимостью жизни, ибо необратимость жизни требует особого отношения человека к отпущенному ему сроку (особенно к настоящему), требует от него своевременности. Своевременность это способность человека определить момент наибольшего соответствия логики событий и своих внутренних возможностей и желаний для решительного действия, способность определить момент готовности
начать то или иное дело (не только в смысле настроения, желания и т. п., но и в смысле трезвой оценки своих "шансов" умений, учета возможных трудностей и т. п.). Своевременность это качественно индивидуальная характеристика отношения человека к жизни во времени, которая является не только способностью к планированию или к определению последовательности операций во времени; прежде всего это способность "разместить" свою активность во времени и обстоятельствах жизни так, чтобы она отвечала внутренним притязаниям, вела к удовлетворению и объективной успешности. Высший уровень развития этой способности означает, что вся динамика жизни начинает зависеть от ее субъекта. Ценностное отношение к жизни проявляется в мотиве успеть воплотить себя в жизни (создать что-то ценное как для самого себя, так и для общества).



Эта основная потребность в объективации проявляется в стремлении расширить границы своего индивидуального бытия, т. е. воплотить (объектировать) себя на основе применения своих способностей.
Активность в таком ее понимании выступает как самоорганизация личности во времени. Сохранение целостности, установление связи потребностей и способностей становится внутренней задачей, важной в плане внешнего существования для выстаивания в сложном противоречивом социуме и для самовыражения в нем.
Активность личности проявляется в характере притязаний, в которых заложено представление, опережающее реальное проявление достижений.
Исследованиями проблемы соотношения успеха и неуспеха с уровнем притязаний занимался Ф. Хоппе, в его работах был обнаружен существенный факт, указывающий на существование двух мотивационных тенденций "надежды на успех" (мотив успеха) и "боязни неудач" (мотив неудачи). На основе своих данных Ф. Хоппе сделал вывод о детерминации уровня притязаний личности ее индивидуально психологическими особенностями и о возможности установить на основе этих опытов стиль поведения человека в целом. Он показал также, что очень часто поведение некоторых испытуемых, их манера справляться с конфликтами в ситуации опыта, совпадает с их поведением в реальной жизни.

Им были выявлены стойкие индивидуальные различия у испытуемых по таким личностным характеристикам как склонность к самоутешению или другим способам "затушевывания" неприятной действительности.
В работах X. Хекхаузена выделяется "потребность избежать неудачи" и "потребность достижения успеха"; на основе этого критерия четко разделяются две группы испытуемых: первая ориентированна на успех, вторая на избегание неудач. При доминировании потребности к избеганию неудач у индивидов наблюдается постановка негативно сформулированной цели и при этом
явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха. Таких испытуемых часто называют "избегателями", которые опасаются неудачи и усматривают в сильном побуждении к достижению угрозу себе. Я. Рейковский называл таких людей "перестраховщиками"; они занижают уровень своих притязаний и отличаются меньшей эмоциональной устойчивостью и импульсивностью. В его работах была выявлена связь мотивации достижения с процессами целеполага-ния. Преобладание той или другой мотивационной тенденции, т. е. надежды на успех или страх неудачи, всегда сопровождается различиями в выборе степени трудности цели.

Мотивированные на успех предпочитают цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Мотивированные на неудачу разделяются на 2 группы: представители первой нереалистично занижают цели, так что успех становится легкодостижимым, обеспеченным, представители второй завышают цели, чем успех сразу исключается.
И. А. Джидарьян выделила особый тип счастья, характерный для этих людей, испытывающих повышенный страх перед неудачами, тревожных и эмоционально неустойчивых. Это счастье иметь и обладать тем, чем и так уже реально обладаешь и боишься потерять [48].
В дипломной работе Н. А. Растригиной, выполненной под нашим руководством, исследовалась не реальная деятельность в настоящем, а способ моделирования личностью своей активности в настоящем, на основе ее саморегуляционных возможностей. Мы верифицировали притязания личности соответственно выделенным в литературе стратегиям в ориентации личности на успех или неудачу. Мы предположили вслед за другими авторами, что неудачи порождают неудовлетворенность личности, а успех удовлетворенность. Однако эта связь представляется слишком простой, поскольку мы фактически обходим в этом предположении механизм саморегуляции.

Последний был детально проанализирован нами применительно к качеству личности как субъекту текущей деятельности.
Модальности "могу" и "хочу" рассматривались как самостоятельный механизм личности, как ее идеализация своих возможностей соотносительно с желаемым. Поэтому мы исследовали не только способы связей предрасположенности, готовности, заключенные в притязаниях (ориентациях на успехнеудачу) с удовлетворенностьюнеудовлетворенностью, но и связи между всеми соотношениями этого сложного показателя: ориентир на успех (неудачу) могухочуудовлетворенность (неудовлетворенность).



Содержание раздела