d9e5a92d

Шкала Дейвиса И Хусбэнда


ПРОДОЛЖЕНИЕ
100. Врач становится напротив пациента, обхватывает его голову двумя руками, твердо и спокойно смотрит пациенту в глаза. Затем резко откидывает его голову назад: Спите!

Далее обмякшее тело пациента укладывают на стул или кушетку. А врач продолжает внушение: Вы не чувствуете своего тела! Оно растворилось... Есть только мой голос... Окружающего мира на существует...

Вы слышите только меня! Вы спокойны... Расслаб- лены...

Приятное тепло разливается по всему телу... Вы будете спать глубоко до тех пор, пока я вас не разбужу!

Далее через 3-4 мин. паузы следует текст кодирования.
101. Врач резко и мягко запрокидывает пациенту голову назад с коротким приказом: Спите!

Затем пальцами руки опускает ему веки и вслед за этим опускает голову на грудь. Этот прием выполняется быстро и без усилий.
102. Врач просит пациента сжать ноги вместе, руки свободно опущены вниз вдоль туловища (этот прием можно делать сидя и лежа). Следует внушение: Направьте взгляд вверх так, чтобы он был выше линии бровей, выберите любую точку и зафиксируйте свой неподвижный, немигающий взгляд на ней. Все внимание сосредоточьте на точке и полном подчинении моему голосу!

Легкость! Легкость во всем теле... Тела нет... Правая рука зашевелилась и пошла медленно вверх... Сама пошла...

Рука идет к лицу! Закройте глаза! Как только рука коснется лица, вы заснете глубоким лечебным сном и отключитесь! В момент, когда рука касается лица, врач жестко приказывает: Спать!

Далее пациент укладывается и следует программирующее кодирование любого направления. Воздействие можно сопровождать музыкой. Можно делать постсуггестивный перевод в СК-2.

Этот метод В. М. Кандыба успешно использовал в 70-е года на лицах молодого возраста.
103. Рассмотрим метод знаменитого французского гипнотизера Бергнгейма. Врач укладывает пациента в удобное для сна положение и начинает внушение (далее текст по книге Бернгейма и Шертока): Прежде чем описывать технику индукции, надо определить картину гипнотических стадий. Между состоя- нием бодрствования и глубоким трансом существует целая гамма промежуточных состояний.

Льебо различает 10, Бернгейм - 9 таких состоянии. В настоящее время говорят о легком, среднем и глубоком гипнозе.

С целью определения восприимчивости к гипнозу устанавливались разные шкалы, ценность которых, конечно, весьма относительна из-за лабильности и субъективности феноменов. Наиболее часто используется шкала Дейвиса и Хусбэнда, содержащая 30 ступеней (см. таблицу).
Шкала Дейвиса и Хусбэнда

Глубина Ступень Симптомы
Невосприимчивые Гипноидность



Легкий транс


Средний транс

Глубокий транс

0 1
2
3
4
5

6
7
10
11

13
15
17
18
20
21
23
25
26
27
28
29
30



Релаксация
Мигание
Закрывание глаз
Полное физическое расслабление
Каталепсия глаз
Каталепсия конечностей
Ригидная каталепсия
Анестезия
( типа перчаток )
Частичная амнезия
Постгипнотическая амнезия Изменение личности
Постгипнотические внушения
Кинестетические иллюзии; полная амнезия
Способность открывать глаза
Постгипнотические фантастические внушения
Полный сомнамбулизм Позитивные постгипнотические зрительные галлюцинации
Позитивные постгипнотические слуховые галлюцинации
Постгипнотическая системная амнезия
Негативные слуховые галлюцинации
Негативные зрительные галлюцинации




Первый вопрос, возникающий при применении индукции, касается положения пациента - должен ли он лежать или сидеть в кресле. Здесь не существует определенного правила. Некоторые врачи всегда используют только одно из этих двух положений, другие - оба положения. Большинство больных относятся к этому безразлично.

Однако, как показывает опыт, некоторые тревожные больные чувствуют себя лучше, сидя в кресле. Другие же предпочитают лежать.

Некоторые врачи считают, что положение лежа наиболее благоприятно, ибо оно способствует релаксации и ближе к позе спящего.
Какова бы ни была принятая поза, следует удостовериться, что пациент чувствует себя удобно. Ему прелагают принять совершенно свободную позу, чувствовать себя непринужденно, не делать никаких усилий, не проявлять сопротивления.

Он не должен беспокоиться о том, сто с ним дальше произойдет, но всему поддаваться.


После этого приступают собственно к индукции.
Смотрите на меня и думайте только о том, чтобы заснуть. Вы почувствуете тяжесть в веках, усталость в ваших глазах; ваши глаза увлажняются, мигают, взгляд затуманивается, веки опускаются. Некоторые пациенты закрывают глаза и сразу же засыпают. Другим я повторяю, еще больше подчеркиваю сказанное, добавляю жест; характер жеста на так важен.

Я держу два пальца правой руки перед глазами пациента и прошу смотреть на них пристально или обеими руками провожу несколько раз сверху вниз перед его глазами; или еще прошу пациента смотреть мне прямо в глаза и стараюсь в это время сконцентрировать все его внимание на мысли о сне. Я говорю: Ваши веки смыкаются, вы не можете их разомкнуть. Вы чувствуете тяжесть в руках и ногах; вы больше ничего не чувствуете, ваши руки неподвижны, вы ничего больше не видите; приходит сон. И добавляю в несколько повелительном тоне: Спите. Часто это слово бывает решающим; глаза закрываются, больной спит.

Если пациент не закрывает глаза или не держит их закрытыми, я не заставляю его очень долго смотреть мне в глаза или на мои пальцы, ибо есть такие пациенты, которые без конца таращат глаза и сосредоточивают свое внимание только на этом, а не на мысли о сне; в подобных случаях успех скорее достигается при закрытых глазах. По истечении двух или самое большее трех минут, я прикрываю веки или же осторожно опускаю их, скользя по глазным яблокам, все больше и больше закрывая их, имитируя таким образом естественное движение век в тот момент, когда человек засыпает; наконец, я держу их закрытыми, делая внушение: Ваши веки слипаются, вы не можете их открыть; потребность спать становится все сильнее, вы больше на можете сопротивляться.

Я повторяю приказание, постепенно понижая голос: Спите. Почти всегда через 4 или 5 мин наступает сон.

Это сон, вызванный внушением, образ сна, который я постепенно ввожу в мозг.
У одних пациентов легче добиться успеха, действуя мягко, с другими, не поддающимися такому внушению, лучше говорить резко, властным тоном, чтобы пресечь желание засмеяться или непроизвольное сопротивление, вызванное подобными приемами.
Часто у лиц: кажущихся невосприимчивыми, я добивался успеха, держа долго веки пациента опущенными, принуждая его к молчанию и неподвижности, говоря непрерывно и повторяя одни и те же формулы: Вы чувствуете оцепенение, онемение, руки и ноги неподвижны, вы ощущаете тепло в веках; нервная система успокаивается, у вас нет больше воли; глаза остаются закрытыми; вы засыпаете и т. д. после 8-10 мин такого длительного слухового внушения я отнимаю пальцы, глаза остаются закрытыми; я поднимаю руки пациента, они остаются в воздухе; это каталепти- ческий сон.
Теперь расскажем о методах, применяемых современными врачами; начнем с самых обычных.
104. Гипноз посредством фиксации предмета. Гипнотизер просит пациента фиксировать взглядом предмет. Это может быть карандаш, ключ, монета, подвешенный на веревке цветной мяч или какая-нибудь точка на потолке, на стене или на рабочем столе врача.

Предмет должен находиться на расстоянии примерно 25 см от глаз пациента. Фиксируемая точка может быть и на большем расстоянии.
Затем гипнотизер дает ряд внушений в течение более или менее продолжительного времени в зависимости от воспри- имчивости субъекта. Внушения должны быть монотонными, повторяться многократно и всегда носить конкретный, образный характер.
Последовательно внушаются ощущения общего рас- слабления, сонливости, тяжести, тепла и, наконец, сон. Внушение можно давать в следующей форме, допускающей, конечно, множество вариантов.
Я держу перед вами предмет. Вы смотрите на него. Вы слышите мой голос. Если вы отводите взгляд, надо снова направить его на предмет и задержаться на нем.

Расслабьтесь и слушайте мой голос. Я хочу, чтобы вы расслабились.

Вы чувствуете рас- слабление во всем теле. Вы расслабляетесь все больше и больше. Фиксируя взгляд на предмете и слушая мой голос, вы чувствуете, что расслабляетесь все более и более. Мышцы ваших стоп рас- слаблены, мышцы ваших голеней, плеч, предплечий, кистей рук расслаблены, все ваше тело расслаблено. Вы также чувствуете дремоту, вы ее чувствуете все больше и глубже; слушайте хо- рошенько мой голос.

А теперь вас охватывает тяжесть, тело становится тяжелым. Ваши ступни, голени, все ваше тело становится тяжелым, тяжелым, тяжелым. Приятное тепло разливается по всему телу. Вы думаете только о сне.

Приятное тепло ощущается во всем теле, как в тот момент, когда вы засыпаете. Веки становятся тяжелыми, вы чувствуете дремоту, ваши веки тяжелеют, тяжелеют все больше. Думайте только о сне. Вы больше не можете держать глаза открытыми, ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее.

Вы хотите спать, вы все больше и больше хотите спать. Ваш взгляд утомлен, вам колет глаза, они слезятся (это говорят в том случае, если глаза увлажняются).

Дышите глубоко и медленно. С каждым вдохом сон углубляется, ваши глаза теперь закрыты.

Вы засыпаете, спите, спите!.



Содержание раздела