d9e5a92d

Первое Прямое Реальное Внушение


Это первое прямое реальное внушение, на которое предполагается получить ответ пациента. Если пальцы начинают раздвигаться, значит пациент реагирует на внушение.

Гипнотизер продолжает говорить так, как если бы ответ возник сам собой при естественном течении событий.
Когда пальцы раздвинутся, вы вскоре заметите, что они начинают непроизвольно сгибаться, образуя арку над бедром, как будто они хотят подняться все выше и выше (указательный палец пациента начитает слегка приподниматься). Заметьте, как поднимается указательный палец. Одновременно и другие пальцы собираются последовать за ним; вот они медленно поднимаются (другие пальцы начинают подниматься).

В то время как пальцы будут подниматься, вы почувствуете легкость в кисти руки, ощущение легкости будет нарастать по мере того, как пальцы будут подниматься, образуя арку; вся кисть приподнимается, поднимется медленно, легко, как перышко, как шар поднимается в воздухе, поднимается, поднимается в воздух, в воздух, в воздух, поднимается все выше и выше, все выше и выше, кисть становится очень легкой (кисть начинает подниматься). Когда вы смотрите на поднимающуюся кисть руки, вы замечаете, что вся ваша рука поднимается, поднимается в воздух, немного выше, еще выше, еще выше, еще, еще, еще (рука поднялась над бедром почти на 10 см, и пациент пристально смотрит на нее).
Продолжайте смотреть на кисть, на всю руку; рука подни- мается, и вы вскоре почувствуете, насколько устали ваши глаза и как вас клонит ко сну. В то время как ваша рука будет подниматься, вы почувствуете себя усталым, расслабленным, вам захочется спать, очень захочется спать. Веки станут тяжелыми и вам, наверное, захочется закрыть глаза. И пока ваша рука поднимается все выше и выше, у вас появляется желание все больше рас- слабиться, вам все больше и больше хочется спать, хочется почувствовать расслабление, покой, закрыв глаза и уснув.

Отметим, что если пациент поддается внушению, его положительный ответ используют, чтобы подкрепить следующее внушение. Например, если рука пациента поднимается, ему внушают, что он уснет именно потому, что его рука поднимается.
Ваша рука поднимается выше, еще, еще и вам очень хочется спать; веки тяжелеют, дыхание становится медленным и ровным. Дышите глубоко - вдох, выдох (пациент держит вытянутую руку прямо перед собой, его глаза моргают, дыхание глубокое и ровное).

В то время как вы пристально смотрите на руку и чувствуете себя все более сонным и расслабленным, вы замечаете, что направление вашей руки начинает изменяться. Рука понемногу сгибается, кисть все больше и больше приближается к вашему лицу, еще, еще, еще, и, пока она поднимается, вы медленно, но неуклонно погружаетесь в глубокий-глубокий сон, в котором вы полностью расслабитесь настолько, насколько вы захотите.

Рука продолжает подниматься выше, еще выше, пока не достигнет лица, и вы все больше и больше будете хотеть спать, но вы не должны заснуть прежде, чем ваша рука коснется вашего лица. Когда рука коснется лица, вы будете спать, глубоко спать.
Здесь пациенту предоставляется самому регулировать темп погружения в сон, с тем чтобы в момент, когда его рука коснется лица у него создалось впечатление, что он заснул, потому, что сам этого хотел. Поднятие руки и погружение в сон взаимно усиливают друг друга. Когда, наконец, пациент закроет глаза, он войдет в транс, в возникновении которого сам принимал участие. Позднее он будет менее склонен отрицать, что был в трансе.

Теперь кисть руки меняет направление. Она поднимается, она поднимается к вашему лицу. Ваши веки становятся тяжелыми. Вам все больше хочется спать, все больше и больше хочется спать, все больше хочется спать (кисть руки пациента приближается к лицу, он моргает все чаще). Ваши веки тяжелеют, они очень тяжелые, кисть руки поднимается прямо к лицу, вы чувствуете усталость, сонливость.

Глаза закрываются, закрываются. Когда кисть коснется вашего лица, вы будете спать, глубоко спать.

Вы будете чувствовать непреодолимое желание спать. Вы будете чувствовать все большую сонливость, все большую сонливость, все большую сонливость, вы очень захотите спать, почувствуете сильную усталость; ваши веки тяжелы, как свинец, а кисть руки поднимается, поднимается прямо к вашему лицу, и, когда она достигнет лица, вы будете спать (кисть руки пациента касается лица, и его глаза закрываются).


Спите, спите, просто спите. Во время сна вы чувствуете себя очень усталым и расслабленным. Я хочу, чтобы вы сосре- доточились на расслаблении, на состоянии релаксации без напряжения.

Думайте только о сне и больше ни о чем, о глубоком сне.
В описанных методах словесные внушения служат слуховой стимуляцией. У пациентов, которые испытывают сознательный или бессознательный страх перед терапевтом или у лиц, неспособных сосредоточиться на словах, прибегают к методу метронома.
108. Метод метронома.

Он основан на ритмическом повторении слуховой стимуляции. Ритмичный стук метронома помогает пациенту сосредоточиться.

Оператор внушает ему, что по мере того, как он будет слушать удары метронома, его все больше и больше будет клонить ко сну.
Известны и другие методы гипнотизации - без словесного внушения. Пассы Мессмера, метод фиксации Брэда, зеркало Люиса и др. относятся к этой категории.

А. Г. Иванов-Смоленский (1928) использует технику гипноза, основанную на световой и тепловой стимуляции.
Австралийский автор Meares описывает гипнотическую технику, базирующуюся на невербальной коммуникации, на воздействии окружающей обстановки. Все словесное общение ограничивается анамнестической беседой на первом сеансе. Автор подчеркивает целесообразность физикального обследо- вания, которое, с одной стороны, приводит в психологическое состояние пассивного подчинения, с другой - подготавливает его к невербальному общению посредством прикосновения.

Собственно гипнотизирование производится на следующем сеансе. Meares (1961) так описывает свой метод.
Я говорю очень мало. Я пытаюсь своим поведением сообщить пациенту идею расслабления и покоя.

Я стараюсь создать ощущение общности с пациентом... Мысль о покое передается, кроме того, невербальными фонетическими средствами - эпизодически произносимыми гм или а. Если пациент проявляет хотя бы малейшие признаки тревоги, я в спокойном тоне начинаю выдавать скороговоркой массу бессвязных замечаний, не требующих ответа.

Затем пациенту предлагается раздеться, как это он делал при первом визите, и лечь под одеяло. На это время я выхожу из комнаты, предоставляя пациента самому себе. Когда я через несколько минут возвращаюсь, пациент лежит на диване в нижнем белье под одеялом.

Я вхожу, не торопясь и не произнося ни слова. Если пациент проявляет малейшие признаки тревоги, я приближаюсь к нему. Если тревога не исчезает, я беру молоточек для исследования рефлексов и, не спеша, вызываю коленный рефлекс, как при первом визите. Неопределенное бормотание, выражающее удовлетворение, способствует успокоению пациента, и его тревога исчезает.

Затем, все также ничего не говоря, я отхожу от пациента. С минуту я прохаживаюсь по комнате, чтобы он знал, что я рядом. Если малейшее напряжение его лица или легкое движение пальцев указывает на возвращение тревоги, я подхожу к нему. Не подозревая, что я заметил его тревогу и немедленно среагировал, пациент чувствует себя в безопасности, и признаки легкой тревоги, естественно, исчезают. Если же они сохраняются, я подхожу к дивану, приподнимаю одеяло или, если необходимо, слегка ощупываю живот, как при физикальном обследовании.

Тревога пациента уменьшается, и я снова отхожу от него. Такой образ действия используется с соответствующими вариациями.
Через несколько минут пациент впадает в состояние глубокого гипноза. Этот метод находится в стадии эксперимента.

Он был успешно применен у 20 случайно отобранных субъектов.
Хотя невербальная коммуникация играет определенную положительную роль, нельзя недооценивать значение гипноза со словесным общением и роль словесных формулировок.
Мы лечили 13-летнюю девочку, госпитализированную в урологическое отделение по поводу внезапно начавшегося полного недержания мочи (дневного и ночного). У больной прежде не было никаких нарушений функции сфинктера. Ее лечили внушением. Словесное внушение включало формулировку задержать мочу.

После третьего сеанса недержание мочи превратилось в задержку, что позднее было скорректировано внушением, сформули- рованным с большей точностью.
Трудно оценить роль, которую здесь сыграла формулировка внушения. Возможно, что смена недержания мочи ее задержкой отражает психодинамическую эволюцию психотерапевтичеких отношений; обе формулировки вписались в ту же область, и изменения произошли на том же регрессивном уровне.

Но как бы там ни было, мы считаем, что формулировка внушения имеет определенное значение.
109. Использование медикаментов для облегчения индукции гипноза относится к концу 19 в. Chambard в 1981 г. использовал с этой целью эфир или хлороформ в малых дозах.

Hallauer, берлинский акушер, в 1922 г. описал способ наркогипноза, который состоит в том, что вначале индукции дают несколько капель хлоро- форма. Он пришел к этому методу, так как возражал против чистого гипноза, который он рассматривал как неуместное вмешательство.

В 1928 г., когда во Франции гипноз в чистом виде был уже в течение 30 лет в немилости, Brotteaux предложил комбинировать гипнотическое воздействие с введением смеси скополамина и хлоралозы, называемой скопохлоралозой.



Содержание раздела