d9e5a92d

Психотехники Ск 4


ПРОДОЛЖЕНИЕ
113. Этот метод и последующие систематизированы русским ученым Каптеном, как способы самовведения в транс, на основе русско-индийской и восточной трансовой и духовной традиций.
1) Сесть в медитативную позу со скрещенными ногами или просто на стуле. Не делать никаких умственных усилий; пусть все ваши эмоции, все реакции на окружающие стрессы, проблемы и все остальное отойдут сами по себе.

Еще раз расслабьтесь. Представьте, что закрывая глаза, вы отгоняете прочь все внешние проблемы, пусть даже очень важные для вас.

Представьте, что на время упражнения стрессы для вас не существуют.
2) В течение некоторого времени наблюдайте, как ваша психика поглощает в себя все звуки. Представьте, что самое ценное для вас сейчас - это звуки, и ничего больше! Ум растворяется в звуке внешнем по отношению к вам. Теперь из множества звуков выберите себе один, какой - на ваш вкус, который больше нравится.

Остальные звуки становятся для вас просто неинтересными, они постепенно исчезают. Ваше сознание не обращает никакого внимания на звуки, которые не соот- ветствуют вами выбранному. Это - просто шумы и помехи, которые вам неинтересны.

Вас начинает отделять как бы легкая завеса, скрывающая от вас посторонние шумы. Существует один вами избранный звук и ничего более.
3) Существуете только вы и избранный вами звук. Но вы поняли, откуда он происходит, и вам он уже не нужен. Ваше сознание постепенно уходит от этого звука, прозрачная завеса постепенно отражает его, и вы уже не слышите ничего.

Однако параллельно с этим процессом начинают появляться какие-то ранее вам не известные шумы. Эти шумы превращаются в неясные звуки, и теперь вы созерцаете только их.

На первых порах вы вообще ничего не услышите, но даже если вы сможете достичь эффекта полной тишины и покоя, это уже само по себе будет свиде- тельствовать об успехе.
Для того, чтобы услышать внутренние звуки, упражнение можно продолжить следующим образом. Закрыть уши или ватными тампонами, или пальцами. Чтобы локти во втором варианте не уставали, их можно положить на журнальный столик или какую-нибудь подставку на ваше усмотрение.

Сосредоточиться на внутренних звуках, пытаясь их лучше услышать.
Постепенно вы начнете слышать какой-то неясный тонкий звон. Он будет прослушиваться на фоне более грубых и громких шумов, вызванных движением крови по сосудам, биением сердца и т. д. Этот тонкий звенящий звук и есть так называемый внутренний звук. В зависимости от степени концентрации он будет то исчезать, то появляться снова.

Старайтесь не упускать его из внимания. Когда вы сможете слышать его непрерывно в течение 5-10 секунд, можно переходить к следующим, более сложным упражнениям.
ЭФФЕКТ: Медитация над звуками имеет несколько полезных эффектов. Они могут быть сведены к следующим аспектам:
1. Первоначальная концентрация практикующего на спектре слышимых звуков приводит к улучшению остроты слуха. Расширяется диапазон слышимых .звуков, обогащается восприни- маемая человеком слуховая гамма.
2. Отключение сознания от внешних слуховых раздражителей служит эффективным средством для того, чтобы научиться управлять вашим сознанием, отбрасывать ненужные потоки информации, что особенно актуально в наше время шумового загрязнения среды. В итоге практикующий обретает эффективное антистрессовое средство, его психика при систематических упражнениях стабилизируется.
3. Слушание внутренних звуков является элементарным средством для самопознания, своего рода исходной ступенью, входом во внутренний мир, в безграничные просторы своего организма. Это упражнение, следовательно, абсолютно незаменимо для крайних экстравертов, которые не раз попадают в сложные ситуации из-за излишней экстравертивности своей психики.

Для человека, подверженного сильным страстям, остро реагирующего на внешние воздействия, для впечатлительных людей такое упражнение крайне благоприятно.
Примечания: 1. Не следует злоупотреблять слушание Анахатанады. Далеко не всем подходит этот путь, некоторые люди могут не испытывать к такому роду упражнений душевной склонности, и в этом нет ничего страшного.



Продвинутые йоги используют слушание Анахата-нады так же как контроль степени очищенности астральных каналов от разного рода нечистот: когда астральные каналы очищены, звук очень громкий, тонкий и лекго улавливается практикующим. Длительная работа с Анахата-надой требует довольно сложных приемов и специальных процедур, которые здесь не описываются.
2. Со временем пытайтесь проделать то же упражнение, не закрывая глаз и (или) ушей. Не следует при этом опасаться возможного появления чувства белого безмолвия: оно временно.

Чтобы себя максимально успокоить, можно завести на определенное время будильник для выхода из такого возникшего состояния.
3. Слушанию внутреннего звука (Анахата-нады) важное значение придает и Свами Щивананда. Эту практику он рассматривает как одну из важнейших в Лайя-йоге и указывает следующие 10 видов слышимых звуков: 1) Чини чини-чини..., 2) Чини-охини-чини-охини..., 3) звук колокольчиков, 4) шум раковины, 5) лютня, 6) цимбала, 7) флейта, 8) барабан, 9) двойной барабан, 10) звук грома.

Какой-нибудь из указанных звуков может услышать даже новичок.
4. Высокий тонкий звон в ушах можно также услышать во время практики асан Хатха-йоги, например, в позе плуга (Хапасане), если на короткое время сосредоточиться на звуках внутри головы.
114. ОБОСНОВАНИЕ: Мантры - молитвенные формулы, или заклинания, произнесение которых человеком, вызывая опре- деленные вибрации, приводит к изменению его психики в том или ином желаемом направлении. Модификация умственно- психического состояния человека посредством мантр может привести при этом к возбуждению, к успокоению, к возникновению молитвенного настроя и т. д. Напомним, что беспрерывное повторение мантры называется Джапа. При этом непрерывность в Джапе означает не столько скороговорку, сколько отсутствие у произносящего каких-либо иных звуков или мыслей, которые не соответствуют данной мантре или желаемому эффекту.

Первая из приводимых здесь мантр ОМ - является звуковым аналогом, соответствующим Абсолюту. В староиндийской транскрипции она читается как АУМ или АОУМ.
МЕТОДИКА МЕДИТАЦИИ:
Мантра-медитация осуществляется на разных уровнях по степени сложности упражнений и всегда в несколько этапов. Первое упражнение, которое может рассматриваться так же как исходный этап более длительной и сложной медитативной процедуры, представляет собой медитация над мантрой ОМ. Оно сводится к следующим фазам упражнения. 1. Принять медитативную позу и расслабиться.

Подготовить себя к медитации, отключив свое сознание от внешних проблем. На этот этап должно уходить не более 1-2 минут, и если вы будете не вполне удовлетворены, все равно приступайте к следующему этапу, т. к. он поможет вам достигнуть отключения от внешних стрессов.
2. Закрыв глаза, произносите нараспев А-0-У-МММ. Все звуки должны петься на одной ноте, без интервалов, одинаково громко, причем звук М по длительности должен быть равен длительности всех гласных звуков. Сделав полный цикл глубокого дыхания йогов (т. е. вдохнув и выдохнув) или сразу после очередного вдоха, второй раз на выдохе поется АОУМ.

Всего число пении ОМ, в соответствии с индийской традицией, должно быть кратно 3. Это, например: 6, 9, 12, 15..., 108. Так называемый полный АУМ составляет 108 повторов пения этой мантры.

Для правильного счета хорошо использовать четки.
В процессе пения представьте (глаза по-прежнему закрыты) в своем воображении Космос, звезды, сверкающие ярким светом, беспредельные просторы Вселенной.
Почувствуйте, что при пении АУМ ваше тело, мозг, ум начинают резонировать в унисон с космическими ритмами; ваше дыхание при этом начинает сливаться с космическим дыханием. В самом деле, тот факт, что в данный момент времени вы произносите мантру, есть не что иное, как частный процесс космических превращений энергии.

Это объективный факт, и он так или иначе связан с Космосом.
Продолжайте петь АУМ, пока не начнут возникать какие- либо эффекты дискомфорта. Но перед открыванием глаз выждите 1-2 секунды для того, чтобы не было резких переходов для ваших органов чувств. Для начала занятий вполне достаточно повторить пение мантры 3 или 6 раз.

Не следует себя перетруждать.
3. Эта фаза занятий должна Практиковаться не раньше, чем через неделю после начала практики данного упражнения. После чтения АУМ и не открывая глаз попробуйте пропеть эту мантру точно также, но мысленно.

Очень важно, чтобы язык, губы, мягкое небо оставались при этом неподвижными. При мысленном произнесении АУМ вы должны почувствовать такие же вибрации, что и при пении мантры голосом.
Продолжайте заниматься не менее 1-2 недель. Критерий успешности практики - появление шелестящих звонов при голосовом или мысленном пении мантры (грубая аналогия - звон при попытке что-то сказать сквозь расческу, на которой натянута бумага).
Важно отметить, что АУМ (ОМ) следует научиться произносить не только на выдохе, но и на вдохе, что значительно сложнее. Высокое пение ОМ на вдохе сопровождается сосредоточением на Высшем и ощущением, что все самое лучшее и хорошее входит в вас, когда вы совмещаете вдох и выдох.

В качестве промежуточного этапа можно рассматривать мысленное пение ОМ про себя, когда вы сосредотачиваетесь на вибрациях, которые возникают в вас при мысленном произнесении этой мантры.



Содержание раздела