d9e5a92d

Будьте Осторожны: Не Перетруждайте Глаза.


Практика Тратаки одновременно усиливает успех предшест- вующей стадии - Пратьяхары. Достижение следующих ступеней - активной медитации и наступление Самадхи невозможно без успешной практики различного рода Тратак.
Примечания: 1. Практика Тратаки на свечу более 15 минут, превращается в довольно бессмысленное занятие и потому не рекомендуется.
2. Не следует делать это упражнение при интенсивной занятости работой, так как сама работа уже может рассматри- ваться как медитация.
3. При концентрации с закрытыми глазами вокруг свечи или ее пламени могут вдруг ниоткуда появиться какие-то золотистые или голубоватые кольца, дымчатость и прочие картинки. Не следует пугаться или удивляться - это или физические поля вокруг объекта концентрации или, возможно, ваше внутреннее зрение увидело какую-то часть астрального мира.
4. Будьте осторожны: не перетруждайте глаза.
119. ОБОСНОВАНИЕ: Выполнение Тратаки на свечу во многом облегчается природной склонностью человека смотреть, не отрываясь, на огонь. Значительно сложнее долгое время сосредоточиваться на предмете, особенно если последний не очень интересен для занимающегося.

Один из таких объектов - карандаш, на примере которого мы рассмотрим, как простая концентрация - собственно Тратака - может переходить в довольно длительную медитацию.
Понятно, что важно не только уметь, отбрасывая посторонние мысли, сосредоточиваться на избранном объекте. Не менее важно обладать способностью к диалектическому мышлению, причем для мыслительного аппарата чрезвычайно полезно довести эту возможность до автоматизма.

Диалектика (как метод рассмотрения предмета или явления в единстве и взаимопроникновении его противоположностей) была свойственна еще древним мыслителям. МЕТОДИКА: Для комплексного разностороннего исследо- вания предмета или явления можно предложить следующую схему упражнений, известных под общим названием Тратака.

Для этого необходимо создать все предварительные условия, принять любую сидячую позу, положить перед собой на уровне глаз карандаш (или любой другой предмет) и расслабиться. Отбросив все посторонние мысли и сосредоточившись только на объекте концентрации, ответить на следующие вопросы:
- назначение и сущность предмета или процесса;
- более общие классы объектов, к которым можно отнести данный предмет или явление;
- наиболее важная часть объекта, отличающая его от других;
- другие отличительные свойства вещи или явления;
- происхождение и развитие объекта: его начало, материал и вещества, из которого предмет состоит (составные части процесса); вероятный конец этой вещи или явления, вероятные причины такого конца:
- совокупность отношений данной вещи или явления с другими;
- противоречивые стороны, свойства объекта; - переходы количества в качество и наоборот;
- стороны объекта, где наблюдается повторение в более высокой форме черт предшествующей фазы развития, возвраты якобы к старому, т. е. отрицание отрицания.
Закончив рассуждения по заданной схеме, не спеша встать. Для того, чтобы лучше подчеркнуть процесс окончания медитации в собственном сознании занимающегося, отметить, что это - всего лишь упражнение, желательно раза три прочитать АУМ перед тем, как встать и приступить к другим делам.

Полезно также выполнить по окончании этой практики медитацию над дыханием с закрытыми глазами.
ЭФФЕКТ: 1. Развивается диалектический стиль мышления. Сознание становится более ясным, а интеллект развитым.

Количественные изменения в глубине анализа явлений переходят в качественные; в итоге происходит выход на новые, более высокие уровни развития мышления и его распознавательной способности.
2. Укрепляются способности к Пратьяхаре и Дхаране (концентрации), свойственные обычно научным сотрудникам с большим опытом деятельности в своей сфере.
3. Интеллект становится более гибким, дисциплинированным; его становится все легче и легче в повседневной жизни переключать с одной задачи на другую по мере практики упражнения.
Примечания: 1. Чем менее интересен предмет, тем больше эффект от упражнения.
2. Не следует делать упражнение в состоянии сильной усталости. Наилучшее время для него - праздники, выходные, отпуск.


3. Хотя в карандаше можно найти как воплощение всех трех общих законов диалектики, черты общего, единичного и особенного, так и отражение целого ряда других принципов философии, следует помнить, что это - лишь упражнение, проводимое вами для лучшей самореализации вашего Я.
4. Предложенная схема исследования не претендует на то, чтобы ее рассматривали как целую и законченную. Такую схему можно изменять и дополнять соответственно возможностям и пожеланиям самого занимающегося.
5. Если у вас не так легко получается это упражнение, как вам хотелось бы, в качестве предварительного упражнения следует использовать еще одну Тратаку - на пятно. Такое упражнение по методике своей ничем не отличается от Тратаки на свечу, причем возможно использование двоякого рода пятен:
- черное пятно на белом фоне;
-белое пятно на сплошном черном фоне.
В любом случае диаметр пятна составляет 2-5 см, объект для концентрации, нанесенный на бумажный лист, устанавливается на расстоянии 30-100 см от созерцающего на уровне его глаз.
Если и после такого упражнения выполнение медитации на предмет у вас вызывает чувство внутреннего неприятия, тогда следует ограничиться Тратакой на свечу и (или) на пятно.
120. ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА: Здесь появляется дополнительный элемент: вместе с пристальным взглядом и концентрацией всех умственных сил на данном цветке вы вдыхаете его запах. Если цветок без запаха - представляете мысленно исходящий от него аромат. Этот аромат входит в вас, наполняет вас, пронизывает вас.

Других запахов не существует, есть только один прекрасный, тонкий аромат цветка.
Таким образом, в процесс концентрации включается еще и обоняние. После некоторой практики упражнение можно усложнить: вместо цветка взять несколько цветков (но не более семи!).

Но в любом случае цветок и тем более - букет должен полностью соответствовать вашим эстетическим вкусам. В нем не должно быть ничего, что могло бы вам не понравиться или вызвать какие-либо обостренные, бурные эмоции, связанные с какими бы то ни было воспоминаниями.
ЭФФЕКТ: Тот же, что и при практике других Тратак. Однако работа с цветком позволит в ненавязчивой форме развить ваши эстетические вкусы, а при использовании букета будет также развиваться возможность одновременного множественного восприятия объектов.
Примечания: Не следует за одно занятие делать несколько Тратак, например после Тратаки не свечу практиковать созерцание цветка. Это будет утомительным и может внести в ваше сознание элемент двойственности, что в целом будет нежелательно.
121. ОБОСНОВАНИЕ: Способность живописи и графики оказывать воздействие на душевное состояние человека была известна еще в глубокой древности и подтверждается новейшими научными исследованиями. В Индии специальные графические изображения для вхождения в состояние транса получили название янтры.

Наиболее известные янтры, связанные по своему содержанию с основными аспектами восточных учений - единством Человека и Космоса, единством и взаимодействием мужского и женского начала, множественностью внутренних и внешних миров, идеей Бесконечности, закономерностью Вселенских процессов и т. д. Медитация над янтрами позволяет в наглядной образной форме внести в свое сознание эти аспекты, закрепить их, а также - через самадхи - перейти к более высокому уровню непосредст- венного, прямого восприятия объектов медитации, да и всего мира в целом. Кроме того, в янтрах в графической форме были зашифрованы многие эзотерические аспекты тайных учений, которые, в частности, ведут к тому, что с каждым новым занятием янтра может являть ученику все новые и новые стороны и грани своего внутреннего смысла.
МЕТОДИКА: 1. Сядьте в медитативную позу и расслабьтесь. Успокойте дыхание, поставив его под контроль.

Прочтите мантру Ом, можно проделать также упражнение в джапе с мантрой Сохам.
2. Сосредоточьтесь на изображении янтры. Янтра располагается на уровне глаз и удаленности 50-120 см от занимающегося (в зависимости от размеров изображения).

Можно практиковаться и лежа на коврике, но тогда крупное изображение янтры надо будет расположить на потолке, что некоторым может показаться затруднительным.
3. Представьте, что, вдыхая, вы вносите сокровенные сущности, заключенные в янтрах, в себя, выдыхая - отбрасываете все посторонние мысли. Через 30 секунд - 1 минуту такого образного дыхания вы перестанете обращать внимание на дыхание, как будто оно или не существует, или является каким-то незначительным атрибутом вашей телесной оболочки.
4. Продолжайте анализировать внутренний смысл янтры.
5. Попробуйте, вычленив отдельные элементы янтры, понять значение и свойства каждой ее составной части.
6. Вернитесь к комплексному, обобщенному восприятию. Янтра - это не просто беспорядочный набор каких-либо символов, пусть даже сверхтайных. В этой совокупности и связи частей янтры заключен свой собственный особый смысл.

Этот смысл вам и надо понять.
7. Почувствовав усталость, прекращайте упражнение, довольствуюясь тем, что вам стало известно о янтре (из янтры) сегодня, на данный момент. Переведите внимание на дыхание, прочтите 3 раза АУМ, медленно встаньте. ЭФФЕКТ: Значение медитации над янтрами очень велико, так как полезный эффект проявляется сразу в разных областях:



Содержание раздела