d9e5a92d

Видения В Виде Световых Вспышек


4. Видения в виде световых вспышек, появление вдруг картин неясного происхождения при медитации с закрытыми глазами не должны пугать и не следует прекращать занятия. Медитировать можно и с открытыми глазами, если внешние условия лишены суеты. В любом случае вхождение сознания в иные внутренние или внешние более тонкие миры почти всегда сопровождается рядом побочных эффектов: голосами из ниоткуда, вспышками, лучами света и проч.

Перерывы в занятиях следует делать регулярно, но такие эффекты ни в коей мере не должны быть стимулами к перерывам.
124. ОБОСНОВАНИЕ: Музыку можно слушать по-разному: внимательно, краешком уха, сидя, лежа и т.д. Однако при желании это занятие можно превратить в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Йоговское восприятие музыки отличается от общепринятого, особенно - от европейского.

Такой экскурс в нетрадиционный курс музыко- ведения мы разбили на три отдельных упражнения, отграниченных друг от друга довольно условно, но в соответствии с принципом от простого к сложному. Будучи проделанными, эти упражнения помогут вам ответить также на вопрос, понимаете ли вы музыку?
Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и по отношению к музыке: для того, чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества или наук.

Основа для наших упражнений - сравнение музыки с цветовыми, геометрическими и иными аналогами.
Одна из простейших аналогий волшебному миру звуков - последовательность чередования оттенков разных цветов. И музыка, и свет имеют волновую природу, воздушные колебания и световые во многом сходны в проявлении волновых свойств.

Так, существуют высокочастотные и низкочастотные колебания, между которыми есть гаммы переходных состояний, а крайние диапазоны возможных изменений длины волн для человеческих органов чувств обычно остаются недоступными.
Высокочастотным (т.е. высоким) музыкальным тонам можно поставить в соответствие высокочастотные световые излучения, т.е. ультрафиолетовую часть спектра. Наоборот, низким звукам - оттенки инфракрасной области.

Таким образом, слушая музыку, можно переводить ее про себя в язык цветовых оттенков, как это технически воплощено в цветомузыкальных установках (но зачастую крайне неудачно!). Йоговская цвето- музыка имеет внутреннее содержание, существуя в сознании созерцающего.
Практически все, что скрыто у нас в подсознании, йога подвергает культивированию сознанием, и здесь интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами... Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным.

Так что истоки такого восприятия заложены в нас еще с детства.
МЕТОДИКА: Лягте в Шавасану (позу трупа). Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии переводите все, что вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги... Начинать лучше с простых, медленных композиций мастеров XV-XVII вв, например, Блайтмена, Була, Перселла, Шютца и др.

Немного потренировавшись, можно переходить даже к рок-музыке. Для медитации следует большее внимание уделять спокойной музыке, не вызывающей бурных эмоций или пылких страстей.
Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз. Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного. Посторонние мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий.

Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений, однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого успеха определяется чисто субъективно.
ЭФФЕКТ: Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации. Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности вселенским процессам. Способствует так же устранению чувства неуверенности в себе и страха. 125.



ОБОСНОВАНИЕ: Музыка имеет не только цветовые, но и геометрические аналоги. Источник такой аналогии имеет двоякое происхождение. Первый состоит в структурных особенностях, конфигурациях музыки, моделью которой является та или иная геометрическая структура.

Второй источник связан со свойствами воздействия музыки на состояние психики человека. Так, при рассмотрении разного рода линий и геометрических форм, состояние духовной сферы человека объективно изменяется. Гладкие линии, например, воспринимаются нами как мягкие, изломы линий - как излучающие центры, твердые, содержащие накоплен- ную силу и отражающие резкие изменения. Специфические сигналы, вызванные в глазодвигательных мышцах при восприятии того или иного рисунка, генерируют в мозгу человека соответ- ствующие волны возбуждения.

Понятно, что такие же эффекты могут быть вызваны и музыкальной мелодией соответствующей структуры.
Поиск графических аналцгов музыкальным произведениям, будучи непростым занятием, практиковался как медитативное упражнение еще в средневековых религиозных кругах.
МЕТОДИКА: Медитируют сидя, хотя можно это упражнение практиковать также лежа. Расслабившись и настроившись на различные геометрические образы, включить музыку.

С закрытыми глазами попробовать построить на внутреннем экране объемную геометрическую картинку (даршану), которая, по вашему мнению, соответствует прослушиваемому музыкальному произведению. Не следует опасаться, что ваша даршана будет носить субъективный характер: восприятие любого искусства содержит в себе большую долю субъективизма. В процессе упражнения вы можете увидеть кольцо, венок, вращающийся треугольник в окружности и т.д.

Поскольку любая мелодия динамична, в построенном вами рисунке обязательно должны быть элементы динамики, например, смена одной фигуры другой, вращение одной или нескольких фигур вокруг своей оси и т.д.
Эффективность упражнения во многом связана с богатством арсенала геометрических образов, с которыми вы можете сравнивать прослушиваемую музыку. Кроме квадрата, окруж- ности, многоугольников и других простейших структур мы рекомендуем вам обратить внимание на тор, катеноид, простой и косой геликоид, конус вращения, гиперболический и эллиптический параболоид, конус вращения, параболоид вращения, астроид и другие более сложные фигуры.

Из линий, употребляемых в качестве элементов даршан, можно также рекомендовать следующие: винтовую, логарифмическую спираль, жезл, спираль Галилея, алгебраическую спираль, циклоиду, спираль Архимеда, гипоциклоиды и эпициклоиды, кардиоды, улитку Паскаля, овалы Кассини, конхоиды и другие. Возможны также встроенность одних фигур в другие и их различные сочетания.
Если получаемая даршана фиксируется достаточно четко, то имеет смысл запомнить ее и через некоторое время (неделю или месяц) еще раз прослушать эту же музыку, сопоставив затем новый и зафиксированный ранее образы между собой. Время фиксации получаемого в сознании образа-эквивалента будет увеличиваться постепенно.

Поэтому на первых порах для упражнения следует избрать только одну-две мелодии и работать только с ними. К другим музыкальным произведениям следует переходить только после того, как первая мелодия будет хорошо освоена.
ЭФФЕКТ: Несмотря на значительный элемент субъективизма в построении геометрических мыслеобразов - аналогов музыки, это - прекрасное упражнение для развития ассоциативного мышления освоения навыков медитации вообще. Анализируя свои ощущения, вы учитесь познавать мир и себя. Поэтому логические связи между изучаемыми вами явлениями, образность мышления, внутренние свойства познаваемых вами процессов или явлений - все это будет с легкостью вами выявляться в повседневной деятельности по мере систематической практики упражнения.

Поэтому такого рода медитация необходима для людей творческих сфер деятельности, т.е. для музыкантов, искусствоведов, художников, научных сотрудников. Практика упражнения способствует увеличению глубины анализа познаваемой вами действительности, расширению кругозора и эстетических вкусов.
Примечания: 1. Освоив это второе упражнение в медитации над музыкой, попробуйте совместить первое и второе упражнение в одно целое. Так, допустимы здесь синие, красные и белые спирали, круги или квадраты, сложные многоцветные узоры из вращающихся фигур.
2. Во всех упражнениях по медитации очень важно найти как бы точку выхода из всех увиденных даршан, на которой выполнение данного упражнения заканчивается.
3. Некоторые из рекомендуемых геометрических фигур, например, спираль Ферма, могут быть сами использованы как янтры, т.к. имеют самостоятельную медитативную значимость.
126. ОБОСНОВАНИЕ: Третье упражнение связано с анализом структуры музыкальных произведений.

Поэтому наиболее успешно его могут выполнять те люди, которым знакомо сольфеджио. Однако и для несведущих в музыкальной грамоте данное упражнение будет полезно и выполнимо, главным образом - за счет аппарата аналогий. Так, анализ музыкального произведения неизбежно включает универсальные аспекты изучения структур любых объектов, независимо от их происхождения и специфических свойств. Об этом свидетельствует хотя бы исследование аналогий в триаде язык-музыка-математика.

Например, сравнение геометрических параллельных с параллелями в музыке обогащает и расширяет само понятие параллельности. То же относится и к ритму: ритмичность характерна не только для музыки, но и существует в природе.

Так, ритм бьющегося сердца сопровождает нас с первой до последней минуты жизни в этом теле.



Содержание раздела