d9e5a92d

Десять уроков быстрого чтения


Глава ДЕВЯТАЯ ДЕСЯТЬ УРОКОВ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

ЧТЕНИЯ ЧТО ДАЕТ ОБУЧЕНИЕ БЫСТРОМУ ЧТЕНИЮ?

“Сегодня пришел домой и решил попробовать читать методом быстрого чтения. И неожиданно получилось!

Результат удивил меня. Случилось странное. Я не читал в традиционном смысле этого понятия, а быстро скользил глазами по тексту и при этом мгновенно анализировал: что нужно запомнить и что отбросить. Строчки пробегали плавно и быстро, как титры в кино. Словно не было ни строчек, ни слов, а были факты, события, которые всплывали и врезались в сознание, в воображение как бы сами собой.

Чтение шло легко и свободно, и это доставляло удовольствие”, так писал в своем дневнике Виктор Панкратов техник одного из ленинградских предприятий, самостоятельно освоивший метод быстрого чтения. Что же дает этот метод рядовому читателю?

Лучше всего на этот вопрос ответят нам те, кто уже работает по предлагаемой методике, а также бывшие слушатели курсов быстрого чтения.
Проведенное нами социологическое обследование среди обученных убедительно доказало эффективность методики. Основной успех большинство видит в возможности ежедневно читать необходимый объем литературы. Один из вопросов анкеты при проведении обследования по окончании обучения был такой: сколько часов в день занимает у вас чтение и какой объем литературы успеваете вы прочитать? В результате обработки более тысячи анкет мы получили следующие данные: инженерно-технические работники, кроме чтения служебной документации, затрачивают на чтение 1,5 2 часа ежедневно, успевая в среднем прочитать одну-две газеты, один журнал научно-популярный, общественно-политический или научно-технический и 100150 страниц книжного текста. Но, пожалуй, более важны не количественные показатели, а качественно иной подход, иное отношение обучавшихся к самому процессу чтения.

Как отмечают многие, пропал страх перед большим объемом текстов. Вот что писал в одной из анкет инженер И. Ш.: “Упражнения цикла быстрого чтения понятны, получаются. Однако в целом метод быстрого чтения нужно еще отрабатывать, совершенствовать.

Повышение скорости чтения дает уверенность в том, что можно справиться с потоком информации, с которым сталкиваешься сейчас”.
Доктор техн. наук, проф. Л. С: “Занятия по методике быстрого чтения дали мне следующее: понимание (более глубокое) основных факторов, определяющих механизм чтения; возможность проведения личных экспериментов с целью дальнейшего ускорения чтения на базе этой методики управления отдельными факторами, практически выявленными в процессе занятий; резкое повышение интереса к самому процессу работы с текстом.

Как следствие дополнительный стимул читать не только быстрее, но и больше; существенное подавление фактора “психологического стресса”, связанного со все большим объемом релевантной литературы, которая катастрофически накапливалась и думалось, что никогда не будет прочитана”.
Ст. науч. сотр. Л. Л. : “Ежедневно теперь успеваю прочитать две-три газеты, один научный журнал, 20 страниц научно-технической литературы, иногда 20 40 страниц художественного текста, отредактировать 15 25 страниц машинописного текста (или отрецензировать 240 260 страниц машинописного текста). Теперь рецензирую рукописи в три-четыре раза быстрее, чем раньше. При этом, как ни странно, больше замечаю ошибок”.

Инженер Ш. С: “Теперь при чтении значительно экономится время при большем объеме прочитанного; улучшилось внимание; замечаю непроизвольное запоминание фактов, фамилий (что было ранее затруднено). Многое подсознательно (иногда в деталях) воспринимаю образно и чувствую легкость и более глубокое понимание прочитанного”.

Интересно отметить, что если не успеваю к вечеру прочитать вторую газету до конца (чаще „Правда” и „Известия”), то чувствую какую-то неловкость и даже неудобство, так как информация неполная. Круг событий вокруг меня не замкнулся и в эту „щель” вот-вот залетит что-то неизвестное.

Нет спокойствия. Как только прочитаю газету, так все становится на свои места, быстро ориентируешься во всем. Появилось желание читать каждую газету от начала и до конца (так же, как и журналы). Нахожу много интересного в самых, казалось бы, не подходящих статьях.

Радуюсь этим золотым крупинкам. А раньше тоже могла просматривать много газет, но тогда многое упускала. Стала собраннее, внимательнее. Отдельные элементы методики применяю не только при чтении текста. Так, интегральный алгоритм чтения (иач) помогает мне очень быстро оформлять ручную перфокарту на интересующую меня книгу. (Просматриваю книг очень много.

До использования иач новинки „давили” своим объемом, а теперь очень быстро справляюсь с заполнением и кодированием перфокарт, так как при заполнении блоков иач сами собой „выплывают” дескрипторы.) Иач использую также при ведении черновых записей протоколов научного опыта (беловая запись имеет другое по форме описание, но одинаковое по содержанию). С помощью иач мне удается быстро, сжато фиксировать результаты опыта.

Отмечаются нюансы хода эксперимента, седьмой блок иач всегда акцентирует новшества или изменения, которые хочу проверить в последующем опыте. Поэтому при подготовке к новому эксперименту достаточно взглянуть на седьмой блок записи и все сразу становится ясно (специфика работы иногда долго не представляет возможности повторить тот или иной опыт. Так что выигрыш от алгоритмической записи большой).

Ясно вижу, что такая черновая запись при своей сжатости (особенно ценю за экономию времени) несет огромную информацию об опыте. Раскодирование, т. е. восстановление в памяти даже мельчайших деталей, идет очень легко.

Иач использую в научной работе со студентами СНО. Даже требую, чтобы они вели записи опыта только по этой детерминированной схеме.

Очень интересно наблюдать, как студенты отыскивают особенности. Эта необходимость поиска настраивает их сразу на главное (в другой раз это главное становится для них необходимым, а поэтому чаще уже и не новым).

Но в тот первый раз они уже приучились находить новое, особенное.


Дифференциальный алгоритм чтения использую часто при корректировке статей. Метод штурма с успехом использую в том случае, если нужно бегло познакомиться с книгой, но времени для чтения очень мало.

Так прочла недавно книгу Тинбергена „Поведение животных”. К счастью, материал в ней богато иллюстрирован и хорошо расположен”.
Науч. сотр. В. Л.: “Скорость чтения значительно и ощутимо возросла.

Нет того „убийственного”, нежелательного „прилипания” глаз и мысли к отдельной, фрагментарно воспринимаемой части предложения. Вследствие восприятия сразу всей словесной конструкции сложного предложения быстро видится основной смысл текста. Если раньше при чтении сложное предложение воспринималось арифметической суммой отдельных его фрагментов, и путь понимания смысла предложения был: „от частностей к общему”, то теперь путь другой: „от общего к частностям”.

Теперь при чтении возникает ощущение того, что я как бы вижу сгустки смысла на плоскости текста, и они добыты мною из глубины”.
Экономист М. Г.: “Режим быстрого чтения дает мне прежде всего большую собранность, организованность, способность концентрировать свое внимание, видеть и выделять главное на фоне второстепенного. Стала лучше и быстрее понимать сложные теоретические статьи. С удивлением для себя обнаружила, что значительно меньше устаю. Теперь утомляюсь, как только замедляю чтение или читаю старым способом.

Несколько раз отмечала результаты непроизвольного запоминания отдельных фактов и цифр. При чтении как будто даже и не фиксировала их, но, однако, когда на одном совещании нужно было привести точные сведения все эти цифры как бы сами собой вспомнились четко и ярко”.
Приведенные высказывания достаточно полно отвечают на вопрос, поставленный в заголовке этого раздела. Мы уже знаем, и на протяжении всех глав книги это подчеркивалось, что быстрое чтение используется только для чтения научно-технических текстов. Естественно, возникает вопрос: не ухудшается ли из-за этого чтение художественной литературы?

Есть законное опасение, что человек, научившись читать быстро технические тексты, так же быстро будет читать и классическую художественную литературу. Не обеднится ли при этом восприятие? Как показал наш опыт, подобные опасения напрасны.

Человек, читающий быстро, не становится рабом скорости. Приобретая навыки быстрого чтения, он совершенствует и другие способы чтения.

А что касается глубины восприятия, то быстрое чтение развивает и эту особенность человеческой психики.
Вот что писали, например, слушатели курсов быстрого чтения одного из Ленинградских объединений после обучения: “Быстрое чтение приблизило нас к искусству, так как эти занятия способствовали развитию образного мышления. Описания природы, сравнения, метафоры и эпитеты проходили ранее при чтении художественной литературы мимо нашего сознания. Оказывается, мы раньше просто не способны были воспринимать их в тексте...”



Содержание раздела