d9e5a92d

Интегральный алгоритм чтения


Число баллов
1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?
Всегда очень четкую и чтение мотивировано......................................... 10
Всегда приблизительную и без мотива...................................................... 6
Иногда............................................................................................................ 4
Лишь изредка................................................................................................ 2
Никогда.......................................................................................................... 0
2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?
Постоянно меняю....................................................................................... 10
Иногда............................................................................................................ 6
Скорость определяю перед началом чтения заранее …………………...4
Всегда читаю со средней скоростью...........................................................2
Всегда читаю очень медленно.....................................................................0
3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?
Удается всегда..............................................................................................10
В основном удается.......................................................................................6
Лишь в случае, если материал очень интересный ....................................4
В редких случаях...........................................................................................2
Не удается.......................................................................................................0
4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?
Построение текста чувствую всегда..........................................................10
Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро.................6
После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру ...4
Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст ...2
На структуру не обращаю внимания...........................................................0
5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы части его?
Могу всегда..................................................................................................10
Могу, если текст легкий................................................................................6
Иногда.............................................................................................................4
Изредка...........................................................................................................2
Не могу...........................................................................................................0
6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?
Никогда.........................................................................................................10
Если есть незнакомые места, то возвращаюсь...........................................6
Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов.........................................4
Иногда, если не понимаю смысла текста....................................................2
Возвращаюсь часто по различным поводам...............................................0
7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?
Голова и руки всегда без движения...........................................................10
Иногда двигаю головой.................................................................................6
При чтении важных мест вожу пальцем по тексту....................................4
Часто................................................................................................................2
Всегда так делаю............................................................................................0
8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?


Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю ………………….10
Не могу ответить точно................................................................................6
Произношу отдельные (трудные) слова …………………………............4
Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст ................2
Всегда читаю с артикуляцией......................................................................0
9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?
Возникают всегда........................................................................................10
Иногда.............................................................................................................6
Затрудняюсь ответить...................................................................................4
Очень редко....................................................................................................2
Никогда...........................................................................................................0
10. Как двигаются ваши глаза при чтении?
Вертикально, плавно и быстро по середине страницы...........................10
Зигзагообразно от строки к строке..............................................................6
По диагонали..................................................................................................4
С остановками на каждой строчке...............................................................2
С остановками на каждом слове..................................................................0
Общее число баллов........................................................................................= …
Опыт проведения этого анкетирования дает следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов 100, обученный навыкам быстрого чтения от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) от 40 до 50; большее число читателей получает от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест.

Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.
Урок третий. Интегральный алгоритм чтения.
Интегральный алгоритм чтения является семантическим фундаментом техники быстрого чтения. Как было показано в предыдущих разделах книги, основная идея быстрого чтения реализация более эффективных программ умственных действий. На с. 133 показаны условно в сопоставлении программы умственных действий двух читателей: слева читающего медленно, справа читающего быстро. Как видно из рисунка, быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий. Чтение из процесса хаотического, неорганизованного становится подчиненным единой программе интегральному алгоритму чтения.

Следование блокам алгоритма как бы определяет шаги изучения текста. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного.
Быстрое чтение, в отличие от медленного пассивного созерцания текста заставляет читателя активно вторгаться в структуру и содержание текста, сравнивать и оценивать различные смысловые блоки.
Есть и еще одна особенность интегрального алгоритма, доказывающая его эффективность.
Как уже отмечалось выше, все современные научно-технические популярные и общественно-политические тексты избыточны на 80 75%. По существу, только 25% всего объема текста несут полезную смысловую нагрузку. Как научиться читать так, чтобы видеть в основном значимую смысловую часть текста и только на ее обработку затрачивать энергию мысли? На этот вопрос отвечает интегральный алгоритм чтения.

Он предлагает: читать в соответствии с предписаниями блоков алгоритма. И каждый раз, фиксируя свое внимание на фрагментах текста в соответствии с заданной программой алгоритма, вы будете извлекать истинно смысловые аспекты текста.

Таким образом, интегральный алгоритм чтения позволяет реализовать и принцип экономии умственных усилий. От этого чтение становится посильным трудом, щадящим ваши силы.
Как же создать и закрепить психологическую установку читать в соответствии с блоками интегрального алгоритма? В ее осуществлении есть два этапа: первый осознание всех блоков алгоритма и целесообразности следования им и второй непроизвольное, автоматическое выполнение этих действий.

Как показывает наш опыт, эффективное решение этой двуединой задачи возможно с помощью специального методического приема зрительного представления интегрального алгоритма чтения.


Быстрое чтение предполагает использование четких и последовательных программ умственных действий

Давайте посмотрим, как практически это делают слушатели курсов быстрого чтения. Вот что писал в дневнике один из них: “Зрительный образ алгоритма правильный шестиугольник. Это мое футбольное поле. Сначала заполняются как бы ударами „мяча” по углам первые три блока: название, автор, источник.

Затем, по мере чтения, еще три блока три угла. Последний блок новизна фиксируется мною в виде точки в центре... После недели тренировок почувствовал, что блоки заполняются содержанием словно сами собой ярко, броско, сильно и динамично, как игра в футбол...”



Содержание раздела