Тренировочный комплекс этого урока включает только два упражнения. Первое развивает смысловую догадку, явление, получившее название антиципации (предвосхищение).
Второе упражнение предполагает медленное чтение с одновременной графической разметкой текста в соответствии с блоками дифференциального алгоритма чтения.
Упражнение 1. Развитие смысловой догадки (антиципации).
1. В статье объемом не более 6 тыс. знаков зачернить слова в начале и в конце каждого предложения. Затем необходимо прочитать статью, пытаясь восстановить пропущенные слова по смыслу.
Это упражнение выполняют двое учащихся, причем каждый читает текст, подготовленный другим.
2. Читать страницу книги, закрыв последние пять букв всех строчек текста листом бумаги или линейкой. Затем закрыть начальные пять букв всех строчек и, наконец, первые и последние пять букв текста, стараясь угадать закрытые части по смыслу.
Упражнение 2. Дифференциальный алгоритм чтения.
1. В тексте объемом не более 6 тыс. знаков сделать графическую разметку каждого абзаца в соответствии с алгоритмом. Затем прочитать размеченный текст.
При чтении обращать внимание только на ключевые слова.
2. Выполнить разметку еще одного текста и затем прочитать его, стараясь выделить сущностную доминанту.
а) Первая половина недели
1. Ежедневно читать 2 3 статьи, выполняя упражнение 1, п. 1. Излагать письменно содержание статьи по пунктам интегрального алгоритма.
2. Ежедневно читать 15 20 страниц книги, выполняя упражнение 1, п. 2.
б) Вторая половина недели
3. Читать ежедневно 2 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 1.
4. Читать ежедневно 2 3 статьи, выполняя упражнение 2, п. 2.
5. Выполнять ежедневно обязательную норму чтения (впредь до конца обучения): две статьи, один журнал по специальности или научно-популярный и 50100 страниц любого книжного текста.
Урок пятый. Подавление артикуляции при чтении.
Мы называем артикуляцию главным врагом быстрого чтения. Вместе с тем, как показывает наш опыт, преодоление этого недостатка вызывает наибольшие трудности. При выполнении упражнений этого комплекса надо помнить, что на этом этапе не только и не столько исключается проговаривание (бормотание, шептание), а главным образом формируется новый код внутренней речи, при котором воспринимается и понимается текст только за счет зрительного его опознания.
Речеслуховые компоненты должны быть при этом исключены полностью. Смысл упражнения с выстукиванием специального ритма в том, что в процессе контролируемого движения рукой в зоне Брока головного мозга наводится отрицательная индукция и проговаривание текста становится невозможным.
Постоянное чтение в таком ритме создает условия для формирования нового способа кодирования поступающей информации, исключающего речеслуховой анализ текста.
На этом этапе тренировок чрезвычайно важно соблюдать правила выполнения этого упражнения.
1. Постукивать карандашом по твердой поверхности стола ударами в одну точку.
2. Ритм отбивать активным движением всей руки (не только кисти) твердо, уверенно, четко.
3. При чтении про себя с одновременным постукиванием постоянно на слух контролировать правильность ритма и главным образом его непрерывность. Темп не сбивать. (См.
29).
|
29 |
Для разучивания ритма в соответствии с 29 надо вырезать линейку и окружность, изображенные на рисунке 29, и наклеить их на плотный картон.
Для проверки правильности ритма тупым концом карандаша свободно ударять по делениям линейки или точкам окружности. Получающийся при этом ритм ударов примерно соответствует ритму выстукивания.
Опыт показывает, что для эффективного подавления артикуляции необходимо начинать с одновременного постукивания ритма в течение 15 20 часов.
Анализ трудностей, которые обычно испытывают обучающиеся при выполнении этого упражнения, позволил выделить четыре фазы освоения ритма:
Первая фаза. Чтение с выстукиванием специального ритма затруднительно.
Получается что-либо одно: или чтение текста, или выстукивание ритма.
Возникает явление так называемой амнезии мгновенного забывания.
Четвертая фаза. Текст читается с постукиванием легко и свободно, ритм не мешает.
Читатель все понимает и по окончании чтения может воспроизвести прочитанное легко.
При выполнении упражнения в соответствии с рекомендуемым ниже порядком следует помнить, что на первом этапе главное это добиться правильного и непрерывного выстукивания “рисунка” ритма. Надо иметь в виду, что на этом этапе скорость вашего чтения несколько снизится.
Это явление закономерно, поскольку здесь надо не ускорить процесс чтения, а качественно его изменить.
Освоение упражнения с выстукиванием ритма зависит от многих индивидуальных особенностей читателей. Как было нами установлено, после выполнения упражнений возможны три случая.
Первый. Скорость чтения с одновременным постукиванием остается такой же, как и скорость чтения без постукивания (до разучивания упражнения).
Это означает, что у обучающегося артикуляции практически не было. Таким людям необходимо развивать способности к созданию ярких зрительных образов при чтении.
Второй. Скорость чтения с постукиванием выше скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнения).
Была прежде значительная артикуляция. Ее подавление позволило ускорить процесс чтения.
В этом случае необходимо продолжать работу до тех пор, пока скорость чтения без постукивания не будет такой же, как и с постукиванием.
Третий. Скорость чтения с постукиванием стала ниже скорости чтения без постукивания (до разучивания упражнений).
Была прежде слабая артикуляция. Здесь мы также рекомендуем тренироваться до тех пор, пока скорость чтения с постукиванием не сравняется со скоростью чтения без него.
а) Первая неделя
1. Разучить правила выполнения упражнений и сам ритм. Добиться четкого его воспроизведения непрерывно в течение 12 мин.
Добиться автоматизации выстукивания ритма.
2. Отбивая ритм, попытаться одновременно читать вслух начало этой книги. Убедиться в невозможности одновременного выполнения этих двух Действий.
3. Ежедневно, в течение всей недели читать 23 статьи с одновременным выстукиванием ритма. Следить только за ритмом первая и вторая фазы освоения упражнения.
Понимать прочитанное здесь не нужно.
б) Вторая неделя
4. Необходимо ежедневно проверять правильность выстукивания ритма. Также ежедневно в течение 23 дней читать с постукиванием
2 3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого чтения (третья фаза освоения упражнений).
5. Ежедневно в течение 2 3 дней читать с постукиванием различные тексты по специальности, стараясь понять и запомнить прочитанное и в самом общем виде, и в деталях (четвертая фаза).
6. Прочитать с постукиванием статью по специальности объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая постукивать, закрыть глаза и Мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.
7. Прочитать контрольный текст № 3 с постукиванием и вычислить скорость чтения по формуле. Подвести итоги освоения упражнений с постукиванием, с учетом трех вариантов разобранных выше случаев.
Добиться максимального эффекта подавления артикуляции.
В заключение этого тренировочного комплекса прочитать любой текст, но уже без постукивания, измерить скорость чтения и отметить ее рост. В случае удовлетворительных результатов впредь читать тексты без постукивания, но 1 2 раза в неделю полезно вспоминать ритм и проигрывать его про себя.
* * *
Ответ к заданию №5
(на определение избыточности)
Избыточность первого стихотворения И = 64,7% .
После сверки текста получается лаконичное выражение: “По глазам видно, что он плут” 6 слов, а было 17.
Таким образом вычисляем:
Избыточность второго стихотворения И = 0%.
Урок шестой. Развитие периферического поля зрения.
Как было показано в главе 6, глаза читающего быстро вовсе не двигаются быстрее, чем у того, кто читает медленно. Основное отличие в том, что в момент остановок, так называемых зрительных фиксаций, читающий быстро успевает воспринять, понять и запомнить значительно больший объем информации, чем тот, кто читает медленно. Иначе говоря, зрительный аппарат в этом случае работает более продуктивно, рационально.
Здесь большое значение имеет использование резерва периферического поля зрения.
Для расширения оперативного поля зрения мы используем два упражнения. Одно из них статическое: созерцание зеленой точки, и второе динамическое: тренировка с таблицами Шульте.
Упражнение это комплексное и решает одновременно две важные для обучения быстрому чтению задачи: расширение оперативного поля зрения и тренировку внимания (сосредоточения).
Для выполнения упражнения используется с. 170 книги (см. Приложение).