d9e5a92d

Раджа Джанак


VIII.6. Раджа Джанак
Однажды Брахмин совершил серьёзное преступление. Раджа Джанак сразу приказал Брахмину покинуть свои владения. Брахмин сказал: “О Раджан, будь любезен, скажи мне о протяжённости своего владения. Тогда я покину его и поселюсь во владения другого Раджана.” Джанак ничего не сказал в ответ.

Он горько заплакал. Он серьёзно задумался. Затем внезапно он потерял сознание. Через 15 минут он пришёл в себя.

Затем он сказал: “Я унаследовал поместье от своего отца. Оно находится под моим контролем, но исключительно мне ничто не принадлежит. Я не могу найти где бы то ни было исключительно своего владения, даже в Митхиле и в моём собственном потомстве. Сейчас подлинная мудрость взошла во мне. Я теперь нахожусь под впечатлением того, что или у меня нет владения вообще, или всё является моим владением.

Или это тело не моё, или весь мир мой, а также то, что чужое - тоже. О лучший из дваждырождённых!

Это моё твёрдое убеждение. Оставайся в моём владении столько, сколько пожелаешь, и наслаждайся.”
Брахмин спросил: “О король! Что заставило тебя считать это королевство как не твоё или всё как твоё? Как ты отрёкся от чувства 'моего' в этом королевстве своих предков, которым ты правишь?” Джанак ответил: “Всё бренно на физическом плане. Жизнь мимолётна.

Всё проходит. Я ни на что не могу положить палец, что бы я мог назвать своим. Я вспомнил Ведический текст: 'Это была чья-то собственность.' Я рассуждал подобным образом и отказался от идеи 'собственности'.

Теперь внимательно послушай, как я понимаю то, что всё является моим владением. У меня нет желания объектов, которые издают приятный запах: поэтому я победил землю. У меня нет желания вкусных вещей, прекрасных форм, мягких подушек или кроватей, или музыки: следовательно, я победил воду, огонь, воздух и эфир.

Я не желаю чего-либо для ума, следовательно, он находится под моим совершенным контролем. Я совершаю действия для Девов, предков, для всех существ и для тех, кто пришёл к моей двери.”
Тогда Брахмин улыбнулся и сказал: “О король! Я являюсь замаскированным Дхармой. Я пришёл научиться чему-то у тебя. Ты - единственная личность, которая вращает это колесо.

Имя этой личности - Брахман, речи которого разумны, который никогда не повернёт назад и который придерживается своего курса к качествам доброты как своим окружениям.” (Анугита, гл.17).
VIII.7. Идеальный Карма Джнана Йог
Садху отправился во двор Раджи Джанака и наблюдал за его разнообразными действиями. Затем он подумал про себя: “Как мы можем называть Раджу Джанака Джнани? Как мы можем считать его духовным человеком? Он - лишь мирянин.

Он пойман в ловушку многочисленными мирскими делами. Он говорит на мирские темы.” Раджа Джанак через свою Дивья Дришти или глаз интуиции понял мысль Садху.
Подозвав Садху к себе, Джанак сказал: “Похоже, что ты - преступник. Тебе негоже носить одеяния мудреца. Ты не думаешь о Боге.

Природа поиска ошибок глубоко укоренилась в тебе. Я решил дать тебе суровое наказание. Ты будешь повешен в течение недели.”
Король приказал слугам ежедневно давать Садху овощи без соли, сладости с острыми специями и вкуснейший Кхир и миндаль, а также изюм с тамариндом. Садху был ужасно напуган. Он проводил бессонные ночи. Он стал очень нервным.

Он постоянно думал о виселице. Он ежедневно представлял, что верёвка обвивает его шею.

Он стал очень худым и бледным.
Раджа Джанак послал слуг позвать Садху на седьмой день для исполнения приговора. Садху был не в состоянии стоять перед королём.

Он задрожал и упал наземь без чувств. Через десять минут он пришёл в себя, когда Джанак предложил ему немного фруктов и чашку молока с солью.

Садху выпил её, но его ум был на виселице.
Мудрый король затем сказал: “Посмотри, о Садху! Как тебе сейчас понравился вкус молока? Оно было приятным?

Достаточно ли сахара было в молоке? Как тебе понравилась пища, которую ты ел в течение этих семи дней?” Садху ответил: “О Раджан, я не чувствовал вкуса ни пищи, ни молока, которые ты предложил мне только что.



Мой ум всё время был лишь направлен на виселицу. Я всюду видел виселицы.

Я стал жертвой мысли о виселицах. Я и не почувствовал, были ли овощи или суп солёными или сладкими.” Раджа Джанак сказал: “О Садху, подобно тому, как твой ум всегда пребывает на виселице, точно так же мой ум всегда фиксирован на Брахмане с помощью моей интенсивной практики Нидидхьясаны, хотя я вовлечён в различного рода мирскую деятельность. Несмотря на то, что я в этом миру, я всегда вне мира. Ты понимаешь моё умственное состояние?

В будущем не ищи ошибок у других. Всегда занимайся своими собственными делами. Ищи в других хорошие качества. Прославляй других. Совершай интенсивную медитацию.

Реализуй. Работай для мира непривязанно, как это делаю я. Теперь ты можешь идти.”
Садху был очень обрадован словам короля. Он осознал свою глупость и истинную славу короля Джанака.

Он полностью понял, что Джанак был замечательным Брахма-Ништхой и обладал совершенным равновесием ума среди многообразной деятельности. Он кланялся ему вновь и вновь и затем исчез.

После этого он совершал интенсивную Садхану, реализовал Я и следовал примеру Джанаки в совершении служения для мира.
Раджа Джанак был полностью реализованным Джнани, хотя он работал в миру. Его Джнана подвергалась испытаниям. Он был в зале Дурбара, когда гонец принёс новости, что в городе пожар.

Джанак сказал: “Моё богатство безгранично, и, тем не менее, у меня ничего нет. Даже если сгорит вся Митхила, тем не менее, ничего для меня не будет потеряно.”
Имя Раджи Джанака всегда ассоциируется с Камра Йогой и Карма Ништхой. В Гите также Бог Кришна говорит Арджуне: “Джанак и другие действительно достигли совершенства с помощью действия; затем, остановив внимание на благополучии мира также, ты должен совершать действия. Всё, что делает великий человек, также должны делать остальные люди; стандарту, установленному им, должны следовать другие люди.

Следовательно, без привязанности постоянно совершай действия, которые являются обязанностями; совершая действия без привязанности, человек поистине достигает Всевышнего.” (гл.3, Шлоки 19,20,21).
Очень трудно определить состояние Джнани по внешним действиям. Джнана является чисто умственным состоянием. Это внутреннее состояние. Только Джнани может понять другого Джнани.

Атма Джнана является нетленным и неистощимым богатством. Богатства трёх миров - ничто, я говорю ничто, по сравнению с бесценными сокровищами Атмы.

По этой причине Джанак не был поражён разрушением города Митхилы. Он твёрдо стоял на скале Атма Джнаны.
VIII.8. Высшее самопожертвование
Король Юдхиштхира совершил великое жертвоприношение (Яджна) после того, как битва на Курукшетре была закончена. Он поднёс очень богатые подарки священникам и беднякам. Все были весьма удивлены величию его великодушного пожертвования. Они радостно кричали: “Мы никогда в своей жизни не видели такого замечательного пожертвования. Такой славной Яджны никогда не было в анналах мировой истории.

Слава королю Юдхиштхире! Слава Арджуне! Слава Пандавам и Драупади!”
Маленький мангуст появился среди людей. Половина его тела была золотой, а другая половина - коричневой. Он повалялся по земле там, где была совершена Яджна. Затем он печально воскликнул: “Это вовсе не Яджна. Почему вы восхваляете это жертвоприношение в таких величественных эпитетах?

Все вы лицемеры и лгуны.” Люди ответили: “Что! Ты, глупый мангуст! Ты не понял славу этой Маха Яджны?

Тысячи бедняков стали богатыми. Миллионы людей имели пышный обед. Драгоценности и одежда распределялись в изобилии.

Мир никогда не видел подобного замечательного пожертвования. Уходи отсюда, о жалкий негодяй, о глупый мангуст!”
Мангуст ответил: “Мои дорогие господа! Не досадуйте на меня понапрасну, а лишь терпеливо послушайте, что я вам расскажу.

В маленькой деревне жил бедный Брахмин. Он жил в маленькой хижине с женой, сыном и женой сына. В то время стоял великий голод.

Вся семья месяцами голодала. Он голодали днями напролёт.

Однажды бедняк принёс немного риса и дхала. Когда семья была готова приняться за еду, они услышали голос у двери.

Брахмин открыл дверь и увидел гостя. Он сказал: “О почтенный гость, входи в дом.

Садись и поешь.” Он дал свою порцию пищи гостю. Гость сказал: “Господин, мой голод не удовлетворён. Я голодаю последние пятнадцать дней.” Жена сказала своему мужу: “Мой господин, вот моя доля. Будь любезен, дай ему эту часть пищи. Я твоя Ардхангини.

Это моя обязанность - делить с тобой радости и горести жизни. Шастры и Смрити настойчиво подчёркивают это.” Гость съел также и эту порцию, но тем не менее его голод всё ещё не успокоился.

Сын сказал: “Дорогой отец, я должен совершить свою обязанность по отношению к тебе, иначе люди будут критиковать меня. Я должен умилостивить тебя в осуществлении твоего святого желания. Дай ему также мою долю.” Гость съел и это, и тем не менее остался неудовлетворённым.

Жена сына сказала: “О почтенный тесть, вы все совершили величайшее самопожертвование. Я также должна присоединиться к этой Яджне. Прошу вас, дайте ему, пожалуйста, также и мою порцию.” Гость съел эту порцию и полностью насытился.

Затем он благословил бедного Брахмина и его семью и ушёл в великой радости. А эти четыре персоны умерли от голода в тот же день. Несколько зёрнышек риса были обронены на полу.

Я повалялся на этих зёрнышках, и половина моего тела стала золотой. С тех пор я обошёл весь мир в поисках другой Яджни, подобной этой, и нигде я не обнаружил таковую. Нигде я не смог превратить вторую половину тела в золотую. Это жертвоприношение Юдхиштхиры не превратило другую часть моего тела в золотую.

Вот поэтому я говорю, что что это вовсе не жертвоприношение. Теперь вы хорошо поняли мою точку зрения.

Не сердитесь. Истина никогда не может повредить чувствам других.”



Содержание раздела