Вначале возникает притяжение или привлекательность к объектам. Затем следует привязанность. Даже если притяжение умирает, страстное желание (Камана или Сприха) или тоска по объекту остаётся существовать. Это - Тришна-танту, или нить страстного желания.
Затем имеет место предпочтение объектов. Его ещё труднее уничтожить.
Вначале уничтожьте привязанность. Затем страстное желание и предпочтение медленно погибнут.
Существуют три вида побуждений: импульс мышления, импульс речи и импульс действия. Карма Йог не должен быть импульсивным. Он не должен быть охвачен эмоциями. Он должен успокаивать нарастающие, бурлящие эмоции и побуждения. Он должен очищать эмоции.
Только тогда он может перейти к действительно основательной работе. Он сможет разрушить все ненужные, бесполезные или напрасные мысли. Это добавит ему дополнительно энергию. Это сохранит его энергию.
Энергия напрасно тратится при бесполезном мышлении.
Энергия также напрасно тратится при праздных разговорах или мирской болтовне. Карма Йог должен соблюдать Мауну, или молчание в течение двух часов ежедневно и в течение шести часов по воскресеньям и праздникам. Мауна разрушит побуждения речи.
Тот, кто соблюдает Мауну, может во время разговора использовать размеренные слова. Он может контролировать гнев и ложь. Он будет спокоен. Он будет обладать сильной волей. Существуют люди, которые говорят, как машины, с огромной скоростью, без остановки.
Величайшим наказанием для таких людей является помещение их в тихое место на три дня. Они будут приведены в порядок. Тот, кто много говорит, мало думает и мало делает.
Он является очень беспокойным человеком. Орган речи сильно отвлекает ум. Контроль речи в действительности означает контроль ума.
Язык обладает остротой меча. Одно грубое слово или лёгкий упрёк разрывает длительную дружбу и приводит к борьбе и к настоящему кровопролитию.
Беспокойство мира вызвано в значительной степени слишком большой болтливостью, сплетнями, злословием за спиной и клеветничеством. Женщины более болтливы.
Они разрушают мирную атмосферу в своих домах. Если бы все люди в мире ежедневно практиковали Мауну в течение двух часов, это бы несомненно в значительной степени способствовало бы миру во всём мире.
III.5. Псевдо-Карма Йог
Человек надевает одежды Кхаддар и шапку Кхаддар. Он не обладает какими-нибудь квалификациями или атрибутами человека, который знаком с Кхаддаром. Он даже не следует его инструкциям. У него нет даже и тени намёка на самопожертвование.
Он может иметь большой шкаф одежды, сшитой на фабрике. Он может совершать немного благотворительности и немного кормить бедняков просто ради имени и славы. Он сам пишет о себе в газеты о своём благотворительном акте от имени корреспондента.
Он может пожертвовать небольшую сумму на общественные нужды. Он с нетерпением листает газеты, пытаясь обнаружить, опубликовано его имя или нет. Он будет оставаться беспокойным до тех пор, пока не увидит своё имя в газетах. Такой человек называется псевдо-Карма Йог.
В настоящее время мир буквально кишит от такого рода Карма Йогов.
Землевладелец или ростовщик сосёт кровь из бедных крестьян и строит дворец. Он даёт пожертвования в несколько тысяч фунтов стерлингов для Индийского университета из своего резервного фонда в сотни тысяч фунтов стерлингов. Он строит храм за несколько тысяч и пишет своё имя жирными буквами на мраморной доске перед храмом. Это - не Карма Йога. Это - напыщенная реклама для приобретения имени и славы.
С другой стороны, обычный рабочий, который зарабатывает несколько шиллингов в поте лица, может предложить свои деньги в виде пожертвования для кормления нескольких голодающих или больных людей и может сам голодать в этот день. Это - настоящее самопожертвование.
Это - настоящая Карма Йога.
В давние времена Мадура в Южной Индии управлялась Пандийскими королями. Один из Пандийских королей истратил две лакх (200 тысяч) рупий при совершении Утсавы богу Сома Сундарешвару в один год.
У него было огромное эго или Абхимана. Он думал про себя: “Я великий преданный Бога Шивы.
Я истратил огромную сумму денег в поклонении Господу. Тысячи Брахминов, Садху и бедняков были накормлены. Я дал Брахминам Пандитам богатые подарки.
Нет такого благочестивого короля, как я.” В эту ночь Бог Шива появился перед ним во сне и сказал: “О король! Не гордись своей набожностью, преданностью и благотворительностью. Так или иначе, я недоволен тобой. Там, где есть гордость, не может быть какой-либо настоящей преданности и святости. Ты просто пойди и посмотри на Моего смиренного преданного, дровосека, который живёт в маленькой хижине на берегу Вайгхай и который предлагает Мне по понедельникм немного Кхира, сделанного из дроблёного риса и небольшого количества коричневого сахара.
Научись у него тому, что является настоящей преданностью.” Король был весьма огорчён. На следующее утро он отправился навестить дровосека в его хижине. Он спросил дровосека: “Как ты поклоняешься Богу Шиве?” Тот ответил мягким голосом: “О король! Я зарабатываю в день две анны. Я трачу одну анну на свою пищу, распределяю девять лепёшек в виде милостыни и оставляю ежедневно три лепёшки.
Каждый понедельник я готовлю немного Кхира с небольшим количеством дроблёного риса и коричневого сахара и предлагаю его Богу Шиве. Когда я рублю дерево, я всегда повторяю: 'Шива, Шива, Шива.' Я всегда помню Его.
В этом состоит моя преданность Господу. Я не знаю ничего больше.”
Королю очень понравилась скромность, простота, любящая натура, преданность и чистота дровосека. Он соорудил небольшое строение для него и распорядился, чтобы ему давали пищу до конца его жизни. Он получил много практических уроков из жизни дровосека и, в свою очередь, стал настоящим скромным преданным Господа Шивы.
Он уничтожил свою гордость, тщеславие и эгоизм.
Господь Иисус говорит: “Ваша левая рука не должна знать то, что делает правая рука. Будьте кротким, когда вы служите. Умрите неизвестным. Пусть никто не знает вашего имени. Но работайте и служите другим.
Не ожидайте одобрения и аплодисментов. Только тогда выйдет истинный аромат из вашей души.”
Дорогие друзья, которые встали на путь Карма Йоги! Будьте искренними от всего сердца. Не гонитесь за призрачным именем и славой. Имя и слава иллюзорны.
Они просто сотрясают воздух. Никто не может заработать вечного имени в плане этой Майи. Разве кто-нибудь помнит сейчас Шри Вьясу, Васиштху, Викрамадитью, Яджнавалкью, Вама Деву и Джада Бхарату? Множество великих душ пришло и ушло. В настоящее время помнят помнят имена одного-двух политических деятелей.
Через несколько лет эти имена также исчезнут. Обращайтесь с именем и со славой, как с потрохами, ядом или рвотными массами. Этот мир нереален.
Беспокойтесь не о небольшом количестве бренных вещей. Беспокойтесь лишь о вечной Реальности. Совершайте постоянное самоотверженное молчаливое служение с мыслями о Боге и Бхавой внутри, и реализуйте внутренне присутствие Господа.
Станьте истинным Карма Йогом.
III.6. Митхьячара
Недостаточен простой физический контроль над органами действия (Карма Индриями, такими, как речь, руки, ноги, гениталии и анус). Вы не должны думать об объектах чувств. Если вы соблюдаете голодание в дни Экадащи, чтобы умилостивить Господа Хари, и если ваш ум постоянно думает о разного рода вкусной пище, вы не получите пользы от голодания.
Вас следует рассматривать как самообманутого человека или лицемера, то есть человека грешного поведения (Митхьячара). По этой причине Бог Кришна говорит в Гите:
“Кто сидит, контролируя органы действия, но пребывая в своём уме на объектах чувств, тот озадаченный человек называется лицемером.” (гл.3, Шлока 6).
Действия ума являются реальными действиями. Мысль является реальным действием. Вы должны использовать энергию, которая сохранилась с помощью контроля за органами, для более высоких целей на алтарь Господа. Это будет составлять Йогу.
Тот страстный человек, который часто посещает свою законную жену, более аморален, чем человек, который изредка посещает публичный дом. Тот человек, который постоянно пребывает в сексуальных мыслях, в высшей степени аморален, даже если он соблюдает физическую Брахмачарью, контролируя тело. Он - самый худший человек.
Мысль управляет телом. Бог Кришна говорит Арджуне:
“Тот, кто контролирует чувства (знания) посредством ума, о Арджуна, с органами действия без привязанности, совершает Йогу посредством действия, он является достопочтенным.” (гл.3, Шлока 7).
Затем Господь хвалит действие и далее добавляет, что человек не может поддерживать даже своё здоровье, если он остаётся пассивным. Поэтому Он говорит:
“Затем совершай правильные действия, поскольку действие выше, чем бездействие, и даже само поддержание тела невозможно с помощью бездействия.” (гл.3, Шлока 8).
Неправильно также считать, что действия ведут к рабству и, следовательно, их не нужно выполнять. Карма Йога - это выполнение действия с пониманием Санкхйи или уравновешенным разумом, который не подвержен потере или обретению, успеху или неудаче. Господь Кришна даёт ценные указания Арджуне при выполнении действия.
Он говорит: “Непривязанным ты совершай действия.” (гл.3, Шлока 9).