d9e5a92d

Карма и перевоплощение


IV.1. Свободная воля
Насколько человек является свободным агентом в своих действиях - должно быть сознательно понято в свете Веданты. Только тогда человек может найти удовлетворительный ответ и решение.

На Западе различные компетентные люди обсуждали этот вопрос с различных точек зрения. Тем не менее, они не пришли к какому-либо определённому заключению. Они лишь приняли настоящее к рассмотрению.

Это печальная ошибка. Настоящее является лишь фрагментом бесконечности. Если бесконечное прошлое и бесконечное будущее также принять к рассмотрению, они тоже определённо прибудут к определённому заключению, которое принесёт мир и утешение беспокойному уму. Подобно тому, как человек, который видит лишь одну сторону медали, борется с другим человеком, который видит лишь другую сторону медали, точно так же люди, которые знают лишь частичные истины, сражаются друг с другом и вовлечены в бесполезные споры и дебаты.

Подобно тому, как человек, который видит обе стороны медали, может легко разрешить спор двух людей, которые видят лишь одну часть медали, точно так же один лишь Ведантист, который обладает полным знанием о всей истине, модет разрешить спор тех людей, которые пытаются обнаружить, действительно ли и насколько человек является свободным агентом в своих действиях.
Детерминисты говорят, что воля человека так же связана с законом причинной связи, как и все остальные феномены во вселенной. Этики потерпят полную неудачу, если не будет свободы для человека. Действительно, не может быть какой-либо моральной ответственности, если нет свободы. Как можно судить о человеке по его действиям, если в действительности он не является свободным агентом? Как можно определить судом вознаграждение или наказание для человека, если он выполнял действия по принуждению, а не по своему выбору?

Человек будет как автомат или кусок дерева, у которого руки и ноги крепко связаны.
Осознание Души даёт человеку чувство, что он всегда свободен. Эта идея свободы укоренилась в уме каждого человека. Она скрыта в сознании Души. Хотя человеку нечего есть, хотя он находится в очень неблагоприятных условиях, существует особый инстинкт в человеке, который побуждает его думать так, что он всегда свободен. Поскольку Нитья Мукта (вечно свободный) Атман находится за его умом, чувствами и ощущениями, он чувствует, что он свободен.

Он знает, что он связан и что он упакован во временное передвижное жильё из плоти. Он полностью осведомлён о том, что он является рабом Майи и Авидьи; и тем не менее что-то внутри говорит ему, что он одновременно свободен.

Он обладает этим двойственным чувством, потому что в сущности он является всепроникающей массой мудрости (Виджнанагхана Атман). Он получает эти вспышки или проблески свободы даже тогда, когда трудится в неблагоприятных условиях.

Существуют ободрения, поддержки для борющейся души, которые приходят изнутри. Он находится в умирающем состоянии. Доктора нашли случай абсолютно безнадёжным.

Тем не менее, пронзительный внутренний голос изнутри говорит: “Я бессмертный, я свободный.” Он лелеет присущее чувство: “Я свободен, хотя я кажусь внешне связанным. Это рабство иллюзорное.”
Позвольте мне здесь повторить слова Бога Кришны из Гиты, которые свидетельствуют о свободе человека при совершении Кармы:
“Пусть человек поднимет себя с помощью себя, пусть он не опускается; поскольку он один является другом себя, он один является врагом себя.” (гл.6, Шлока 5).
“Для него, который победил себя собой, его собственное Я является другом себя, но для него, кто не [победил] себя, его собственное Я занимает место врага как [внешнего] врага.” (гл.6, Шлока 6).
Упанишады также вторят подобной идее:
“Пробуждайся, поднимайся и, обратившись к опытному учителю, учись.” (Катха Упанишад).
В заключение я хочу ещё раз отметить, что человек является свободно действующей силой. Он является Сватантрой, или независимым в совершении действий. Каким бы ни было настоящее состояние человека, он может иметь славное будущее посредством правильного усилия и правильного мышления. Многие достигли успеха и величия, многие достигли цели жизни посредством правильного усилия. Это содержит благо для всех.



Человек вечно свободен. Пусть свобода будет целью вашей жизни!

Пусть все мы приложим усилия в правильном направлении для достижения свободы - врождённого права человека! Пусть то высшее Существо, Антарьямин, управляет нами во всех наших действиях!
IV.2. Философия правильного и неправильного
Правильное и неправильное, Дхарма и Адхарма, являются относительными терминами. Очень трудно определить точно их значение.

Даже мудрецы иногда бывают озадаченными в определении того, что является правильным, а что является неправильным в некоторых особых обстоятельствах. По этой причине Бог Кришна говорит в Гите:
“Что является действием, что является бездействием? Даже мудрец запутается здесь. Следовательно, Я сообщу тебе о действии, зная которое, ты можешь быть освобождён от зла. Оно нужно для различения действия, для различения незаконного действия и для различения бездействия; таинственным является путь действия.

Тот, кто видит бездействие в действии и действие в бездействии, является мудрецом среди людей, он гармоничен даже во время совершения всех действий.” (гл.4, Шлоки 16,17,18).
Я постараюсь объяснить термины 'правильный' и 'неправильный'. Риши Канада, автор философии Вайшешика, говорит в начальной Сутре:
“То, что приносит Нищреясу и Абхьюдаю (высшее блаженство и восторг), является Дхармой. То, что возвышает вас и приводит вас ближе к Богу, - правильное, а то, что опускает вас и уводит от Бога, - неправильное. То, что совершается в строгом соответствии с предписаниями Шастр, - правильное, а то, что выполняется против предписаний Шастр, - неправильное.” Это - один способ для определения этих терминов.

Работа в соответствии с Божественной Волей - правильная, и работа против Божественной Воли - неправильная.
Для человека с улицы очень трудно обнаружить, что именно является Божественной Волей в определённых дейтвиях. Поэтому мудрецы утверждали, что люди должны обращаться к Шастрам, к учёным Пандитам и реализованным личностям за консультацией.

Чистый человек, который выполнял Нишкамья Карма Йогу в течение нескольких лет и который долгое время совершал поклонение Ишваре, склонен обнаружить Божественную Волю, когда он хочет совершить определённые действия. Он может слышать волнующий внутренний тихий голос. Обычные люди не должны пытаться услышать этот Божественный Голос, голос Бога, поскольку они могут ошибочно принять голос нечистого ума за голос Господа.

Более низкий инстинктивный ум обманет их.
Та работа, которая даёт уму подъём, радость и мир, является правильной; а та, что приносит уму депрессию, боль и беспокойство, является неправильной. Это лёгкий способ определения правильного и неправильного. Эгоизм затмевает понимание. Следовательно, если человек обладает хотя бы небольшим оттенком эгоизма, он не может определить, что является правильным и неправильным.

Для этой цели необходим очень чистый, тонкий, острый интеллект. Гита описывает природу Саттвической, Раджасической и Тамасической природы в главе 18 следующим образом:
“Тот, который знает путь работы и отречения, что следовало бы сделать, страх и бесстрашие, рабство и освобождение - тот интеллект является Саттвическим (чистым), о Арджуна. Тот, с помощью которого человек неправильно понимает Дхарму и Адхарму, а также что следовало бы сделать и что не следовало бы делать - тот интеллект является Раджасическим. Тот, который, будучи окутанным темнотой, видит Дхарму как Адхарму и все вещи в извращённом виде - тот интеллект является Тамасическим.”
Мудрыми людьми даны также различные другие определения для того, чтобы помочь ученикам на праведном пути. В Библии сказано: “Обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами.” Это очень хороший принцип.

Вся сущность Садачары или правильного поведения может быть найдена здесь. Если человек практикует это очень осторожно, он не совершит какого-либо неправильного действия. 'Ахимса Парамо Дхарма' - непричинение вреда является высшей добродетелью.

Если человек хорошо утвердился в Ахимсе в мысли, слове и деле, он никогда не сможет сделать какое-либо плохое действие. По этой причине Махариши Патанджали определяет для Ахимсы выдающееся положение в своей философии Раджа Йоги.

Ахимса идёт первой в практике Ямы или самообуздания. Доставление удовольствия другим - правильное, распространение страдания и боли на других - неправильное. Человек может следовать этому в своём повседневном поведении по отношению к другим и может развиваться на духовном пути. Не совершайте какого-либо действия, которое вызывает стыд и страх. Вы будете в абсолютной безопасности, если вы будете следовать этому правилу.

Придерживайтесь любого правила, которое привлекательно для вашего разума и сознания, и следуйте ему с верой и вниманием. Вы будете развиваться и достигнете жилища вечного блаженства.



Содержание раздела