- Эти формирующие факторы, порождаемые мудростью, не наделяют сознание его обычной функцией, ибо они служат причиной устранения аффектов. Они как бы освобождают сознание от его собственной деятельности, ибо активность сознания прекращается с обретением высшего различения.
Что еще с ним происходит?
51. При устранении и этого формирующего фактора наступает сосредоточение, лишенное семени, ибо вся деятельность сознания прекращена.
Оно, сосредоточение, лишенное семени, не только противоположно мудрости сосредоточения, но и служит препятствием для формирующих факторов, созданных этой мудростью.
- Почему?
- Формирующий фактор, порожденный прекращением деятельности сознания, препятствует развертыванию формирующих факторов, порожденных сосредоточением. Реальность существования формирующего фактора, порождаемого остановленным сознанием, может быть выведена из опыта протекания времени, в течение которого сохраняется стабильность прекращения деятельности сознания 1. Сознание вместе с формирующими факторами, возникающими из актуализированного и прекращенного сосредоточения и ведущими к абсолютному обособлению, растворяется в своей постоянной первопричине. Поэтому такие формирующие факторы, противодействующие функции сознания, не служат причинами его сохранения.
Вследствие этого сознание, функция которого завершена, прекращает свою деятельность вместе с формирующими факторами, ведущими к абсолютному обособлению 2. При его остановке Пуруша пребывает в своей собственной форме и поэтому называется чистым, абсолютно обособленным, освобожденным.
Первая глава О сосредоточении в трактате Патанджали о йоге, носящем название Изложение санкхьи, закончена.
Глава II
О способах осуществления йоги.
Выше была рассмотрена йога адепта, обладающего сконцентрированным сознанием. Как может быть связано с йогой такое сознание, которое пребывает в возбужденном состоянии?
С разъяснения этого и начинается данная глава.
1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
Не может осуществить йогу тот, кто не предается подвижничеству 1. Нечистота сознания, окрашенного не имеющей начала бессознательной предрасположенностью к деятельности и аффектам, эта нечистота, на которую наброшена сеть образов чувственных объектов 2, не может быть устранена помимо подвижничества. И в этом устранении состоит польза подвижничества.
Такое подвижничество, не препятствующее чистоте сознания, полагается тем средством, к которому и должен прибегнуть йогин.
Самообучение - это повторение очистительных мантр - первослога Ом и других 1, а также изучение шастр, трактующих об освобождении.
Упование на Ишвару есть жертвенное посвящение всех действий Высшему Учителю или же полный отказ от плодов подобных (действий.
Это и есть йога действия, (предназначенная
2. для развития способности сосредоточения и для ослабления аффектов.
Она, эта йога действия, будучи ревностно практикуемой, развивает способность сосредоточения и крайне ослабляет аффекты. А затем с помощью огня Знания она делает эти ослабленные аффекты неспособными к самовоспроизведению 1, словно прокаленные огнем семена. Вследствие их полного угасания тонкая мудрость, то есть постижение абсолютного различия между саттвой и Пурушей, не подверженная более влиянию аффектов и исчерпавшая свою функцию, придет к самоисчезновению 2 .
Итак, каковы эти аффекты и сколько их?
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов 1.
Аффекты - это пять ложных наполнителей сознания,- таково значение слова. Пребывая в постоянном движении, они усиливает функцию гун, поддерживают их видоизменения, расширяют поток причин и следствий и, служа взаимной опорой друг для друга, вызывают созревание кармы 2.
4. Неведение является полем для следующих за ним аффектов, пребывающих в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом состояниях.
Здесь неведение - поле, или порождающая почва, следующих за ним аффектов - эгоизма и прочих, которые выступают в четырех видах: дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом 1.
- Что такое в данном случае дремлющее состояние?
Однако для обладающего Высшим знанием, то есть для того, у которого семя аффектов сожжено, это пробуждение более не наступает даже при встрече с объектом, ибо как может взойти прокаленное семя? Именно поэтому мудрый, чьи аффекты исчерпаны, называется пребывающим в последнем теле.
Только в нем, но не в ком-либо другом, существует это пятое состояние аффектов - состояние прокаленного семени. В таком случае даже при наличии аффектов действенность их семян полностью исчерпана 2, и, хотя чувственный объект может присутствовать, их пробуждение не наступает.
Итак, дремлющее состояние аффектов и невозможность их произрастания из прокаленных семян объяснены.
Теперь речь идет об ослабленности: аффекты, подавленные культивированием противоположных состояний 3, становятся слабыми.
Аналогичным образом аффекты называются прерванными, когда, перехватываемые время от времени тем или иным объектом, они снова и снова проявляются в активной форме.
- Почему это происходит?
- Потому что во время страстного влечения, например, враждебность не обнаруживается. И действительно, во время страстного влечения нет активного проявления враждебности. А влечение, в свою очередь, испытываемое по отношению к определенному объекту, не исчезает по отношению к другим объектам. Так, страсть, испытываемая Чайтрой к одной женщине, отнюдь не исключает страсти к другим женщинам, просто в данный момент страсть проявляется к этой женщине, в будущем же она может проявиться и к другим.
Иными словами, эта будущая способность влечения есть одновременно и дремлющая, и ослабленная, и прерванная.
Тот же аффект, который реализуется по отношению к чувственному объекту, называется полностью развернутым.
Все эти четыре состояния не выходят за пределы сферы аффективности.
- Что же, в таком случае каждый аффект называется прерванным, дремлющим, ослабленным или полностью развернутым?
- Это именно так. Однако они классифицируются по свойствам быть прерванными и т. д., только будучи привязанными к тем или иным объектам.
Подобно тому как аффект перестает действовать в результате культивирования противоположного состояния, он точно так же проявляется через выражающий его признак.
Все эти аффекты суть лишь разновидности неведения.
- Почему?
- Потому что все они захлестнуты неведением. Когда реальный объект преформировывается в сознании вследствие неведения, именно при нем аффекты и обретают поддержку 4. Они обнаруживаются, когда налицо ложные содержания сознания, и устраняются при устранении неведения.
Теперь излагается сущность неведения.
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
Постижение вечного в невечных следствиях можно видеть на примере высказываний: земля непреходяща, небо с луной и звездами вечно, обитатели неба бессмертны. Так же следует понимать и видение чистоты в нечистом и в высшей степени отвратительном теле.
Сказано: По причине нахождения в материнском лоне, рождения, поддержания жизни пищей, выделений, разрушения плоти, а также необходимости содержать тело в чистоте мудрые понимают, что оно нечисто.
Постижение чистого в нечистом можно видеть и на другом примере: Эта девушка привлекательна, как серп молодого месяца, члены ее словно сотворены из меда и амриты; она кажется рожденной из осколка расколовшейся луны; глаза ее продолговаты, подобно лепесткам синего лотоса; своими кокетливыми взглядами она словно освежает все живое.
Как разобраться, что с чем здесь связано? В результате и возникает представление о чистом относительно того, что само по себе нечисто.
Этим примером объяснено и ложное представление о добродетельном в том, что недобродетельно, а также представление о достойном в том, что недостойно.
Подобным же образом автор намерен сказать и об отнесении к счастью того, что есть страдание: Для наделенного различающим знанием все существующее есть поистине страдание - в силу непрерывного изменения, беспокойства, обусловленности, несчастья и по причине (взаимной противоположности в проявлении гун. Неведение и есть принятие всего этого за счастье.