Точно так же и принятие атмана, то есть я, за то, что не есть я, будь то внешние средства 1 - одушевленные или неодушевленные, или тело как опора чувственного опыта, или рассудок как инструмент Пуруши, - все это есть ошибочное принятие за я того, что есть не-я, то есть не-атман.
Так, в связи с этим сказано: Тот, кто, постигнув некоторую сущность - проявленную или непроявленную - как свойство я, радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием, или печалится ее упадку, полагая это своим собственным несчастьем, тот абсолютно непросветленный.
Все это и есть неведение четырех видов, которое служит источником непрерывного потока аффектов и скрытой предрасположенности к деятельности вместе с ее результатами.
Это неведение следует понимать как (некую сущность, обладающую объективной реальностью - по аналогии с не-другом или не-коровьим следом. Подобно тому, как не-друг не означает ни отсутствие друга, ни кого-либо, равного другу, а его противоположность, то есть врага, или подобно тому, как не-коровий след не означает ни отсутствие коровьего следа, ни чего-то, равного коровьему следу, но только определенное место, отличное от того и другого, то есть совершенно иную сущность, так и неведение не является ни источником истинного знания, ни отсутствием такого источника, но лишь иным типом видения, противоположным знанию.
Таково неведение.
6. Эгоизм есть кажущаяся тождественность обеих способностей - чистого видения и инструмента видения.
Пуруша есть способность чистого видения, интеллект (буддхи) - инструмент видения 1. Аффект, именуемый эгоизмом, возникает в случае, если совершается как бы трансформация обеих этих способностей в одну сущность.
Опыт как таковой становится возможным, когда способность быть субъектом опыта и способность быть его объектом 2, в высшей степени различные и не смешиваемые одна с другой, воспринимаются так, как если бы они были нераздельными.
Однако при постижении их подлинной сущности возникает абсолютное разъединение. Откуда же в таком случае может появиться опыт? В этой связи сказано: Кто не видит, что Пуруша есть иное, нежели интеллект, отличный от него по форме проявления, природе, знанию и прочему, тот - вследствие заблуждения - заменяет его своим интеллектом 3.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.
Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению или к средствам его достижения, возникающие у познавшего наслаждение при воспоминании о прошлом наслаждении, и есть влечение.
8. Враждебность неразрывно связана со страданием.
То сопротивление страданию или средствам, его вызывающим, отвращение, злоба, гнев по отношению к нему, которые возникают у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании 1, и есть враждебность.
9. Самосущная жажда жизни возникает даже у мудрого.
У всех живых существ постоянно присутствует такое пожелание самому себе: Да не перестану я быть! Да буду я вечно! И это пожелание никогда не возникает у того, кто не испытал состояния смерти.
Тем самым устанавливается достоверность опыта прошлых рождений. И этот аффект - жажда жизни - самосущен 1 даже у только что появившегося червя.
Страх смерти, который по своей сути есть проницание (будущего уничтожения и который не может быть объяснен ни посредством восприятия как источника истинного знания, ни посредством логического вывода или авторитетного свидетельства, позволяет заключить, что страдание, вызываемое смертью, испытывалось в предшествующих рождениях.
И, подобно тому, как этот аффект, то есть жажда жизни, обнаруживается у крайне невежественных существ, он точно так же возникает даже у мудреца, познавшего начало и конец круговорота бытия.
- Почему так происходит?
- Потому, что этот бессознательный след испытанного через смерть страдания одинаков для обоих: и для мудреца, и для лишенного мудрости.
10. Эти аффекты в тонком состоянии устраняются при свертывании деятельности сознания
Эти пять аффектов, подобно прокаленным на огне семенам, погибают вместе с растворением в своей первопричине сознания, которое контролирует жизнедеятельность йогина.
И это созревание плода кармы - трех видов: форма рождения, продолжительность жизни и жизненный опыт.
В этой связи рассматривается следующий вопрос: является ли одна карма, то есть единичное действие, причиной лишь одного рождения, или же одна карма обусловливает многообразные формы рождения? И второй вопрос: вызывает ли многообразная карма многообразные формы рождения, или же многообразная карма вызывает только одно рождение?
Неверно полагать, что одна карма есть производящая причина только одного рождения.
- Почему?
- Потому что тогда у мира живых существ исчезла бы уверенность в безопасности ввиду отсутствия закономерности 1 в последовательности осуществления результатов настоящего действия и деятельности, накопленной в течение безначального и неисчислимого времени и еще не осуществленной. А это неприемлемо.
С другой стороны, одна карма не есть причина многообразных форм рождения.
- Почему?
- Потому что если каждое единичное действие из множества действий является причиной многообразных форм рождения, то отсюда следует, что времени для осуществления результатов остальных действий не существует, а это также неприемлемо.
Далее, многообразная карма тоже не может быть причиной многих рождений.
- Почему?
- Многие рождения не наступают одновременно; здесь необходимо говорить об их последовательности. Таким образом, это допущение ведет к уже упомянутой выше ошибке. Поэтому многообразное накопление скрытых потенций благой и неблагой деятельности, накопление, которое происходит в промежутке между рождением и кончиной, основано на существовании главенствующего и вспомогательного факторов 2. Оно проявляется при окончании жизни, когда, будучи объединенным в едином усилии 3 и вызвав смерть, затем обретает энергию и производит только одно новое| рождение.
И это рождение, то есть форма существования, обретает свою продолжительность, обусловленную именно этим действием. На всем протяжении данного существования жизненный опыт также обусловлен именно этим действием.