d9e5a92d

Страдание, вызываемое беспокойством.


Эта скрытая потенция кармы называется тройственным созреванием следствия в силу того, что она обладает свойством быть причиной рождения, продолжительности жизни и соответствующего опыта. Поэтому скрытая потенция кармы считается относящейся к одному существованию 4.
Однако в случае когда ее влияние должно быть испытано в видимом рождении, то из-за свойства быть причиной соответствующего опыта она кладет начало созреванию одного следствия, а из-за свойства быть причиной соответствующего опыта и продолжительности жизни она кладет начало созреванию двух следствий, как в случае с Нандишварой или Нахушей.
Но это сознание, словно рыболовная сеть, сплошь покрытая затянутыми узлами, с безначальных времен перенасыщено следами бессознательных впечатлении, которые сформировались вследствие переживания результатов прежних аффектов и кармы. Таким образом, этим бессознательным впечатлениям предшествует более чем одно существование.

Что же касается скрытой потенции кармы, то считается, что она относится лишь к одному существованию.
Те санскары, которые суть причины памяти, и есть не что иное, как следы бессознательных впечатлений, и они существуют на протяжении безначального времени. Что касается скрытой потенции кHрмы, которая относится только к одной жизни, она имеет как установленное созревание следствия, так и неустановленное созревание следствия.

Здесь прослеживается такая закономерность: установленное созревание следствия должно испытываться в видимом, то есть настоящем, рождении, тогда как неустановленное созревание следствия должно испытываться в невидимых, то есть будущих, формах рождения.
- Почему?
- Потому что та скрытая потенция кармы, которая должна быть испытана в невидимых формах рождения и созревание следствия которой не установлено, имеет три возможных исхода: устранение созданного кармой без созревания следствия, или растворение в преобладающем действии, или длительное существование в условиях подчинения преобладающему действию, которое с неизбежностью приносит следствие.
Здесь устранение созданного кармой без созревания соответствующего следствия есть то же самое, что и устранение черной кармы в результате возникновения светлой кармы уже в этом рождении. Как сказано в этой связи, поистине, следует знать, что есть два, и только два типа действий: отдельная совокупность следствий, созданная благими деяниями, уничтожает совокупность следствий неблагих деяний. Поэтому стремись совершать лишь благие действия в этой жизни.

Так мудрые разъясняют тебе, что есть карма.
Растворение в преобладающем действии нужно понимать сообразно тому, что сказано ниже: Если есть небольшая примесь неблагой деятельности, то она легко устранима; ею легко пренебречь, ибо ее недостаточно, чтобы устранить благое.
- Почему?
- Потому что в моем случае совершено множество других благих (действий. И когда эта примесь неблагого растворяется в преобладающем действии, даже на небе уменьшить следствие благого действия она может в очень малой степени.
- Но что это такое - длительное существование в условиях подчинения преобладающему действию?
- Объясним: в том случае, когда существует действие, следствие которого с неизбежностью должно быть обретено в опыте невидимого, будущего рождения, то смерть как таковая и называется общей причиной проявления этого действия. Однако при действии с неустановленным созреванием следствия, которое должно быть испытано в невидимом рождении, это не так. Напротив, до тех пор пока не созреют условия, заставляющие проявиться общую причину действий 5, то действие, которое должно быть испытано в невидимом рождении и созревание следствия которого не установлено, может быть или прерванным, или растворенным в другом действии, или же пребывающим в ожидании своего часа), будучи в течение долгого времени подчиненным главному действию .
Ввиду отсутствия определенности относительно места, времени и причины созревания результатов действия пути кармы крайне разнообразны и трудно познаваемы. И тем не менее, поскольку исключения не устраняют общего правила 6, скрытая потенция кармы понимается нами| как относящаяся только к одному наличному существованию.


14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют своим результатом наслаждение или страдание.
Они - то есть рождение, продолжительность жизни и соответствующий опыт - имеют своим результатом наслаждение, когда обусловлены добродетельной, то есть благой, кармой;
если же обусловлены пороком, то результатом они имеют страдание.
Страдание есть то, что по самой своей сути неприемлемо 1 для обычных существ, для йогина же даже в момент наслаждения чувственным объектом существует лишь страдание, то есть то, что неприемлемо по своей сути.

  • Как это можно объяснить?

15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
Опыт наслаждения у каждого индивида связан с влечением и опирается на одушевленные и неодушевленные средства его реализации. В этом случае всегда существует скрытая потенция, или предрасположенность к действию, порожденная влечением.
Точно так же индивид испытывает враждебность по отношению к средствам, причиняющим страдание, или приходит в замешательство 1. Иначе говоря, есть также и предрасположенность к действию, порожденная враждебностью или тупостью, то есть сугубой закоснелостью в невежестве.
В этой связи было сказано: Наслаждение невозможно без причинения вреда живым существам. Следовательно, есть также и физическая предрасположенность к действию, созданная насилием, причинением вреда.

Именно поэтому наслаждение чувственными объектами было названо неведением.
Удовлетворение потребности органов чувств в объектах наслаждения есть счастье. Неудовлетворенность страстного желания есть страдание.

Отсюда следует, что нельзя достичь бесстрастия органов чувств повторяющейся практикой наслаждения.
- Почему?
- Потому что из-за повторяющейся практики наслаждения усиливаются влечения, а также искушенность органов чувств в наслаждении. Именно поэтому практика наслаждения не может быть средством обретения непреходящего счастья.

Поистине, тот, кто, стремясь к счастью, привязывается к чувственным объектам и погружается в великую трясину страдания, подобен человеку, который, боясь укуса скорпиона, оказывается ужаленным змеей.
Это свойство страдания быть связанным с непрерывным изменением называется неудовлетворенностью, оно причиняет боль только йогину, даже пребывающему в состоянии счастья.
- Далее, что такое страдание, связанное с беспокойством?
- Ощущение беспокойства у всех живых существ связано с враждебностью и опирается на одушевленные и неодушевленные средства ее реализации. В этом случае тоже существует предрасположенность к действию, порожденная враждебностью. Индивид, стремящийся к обладанию средствами наслаждения, испытывает трепет в теле, речи и разуме.

Поскольку при этом он творит благо или причиняет вред другому, то вследствие приносимых другим существам пользы или вреда он накапливает благую или неблагую карму. Такая предрасположенность к действию возникает по причине жадности или помраченности.

Это и называется страданием, вызываемым беспокойством.
- Что такое страдание, причиняемое следами прошлых впечатлений, то есть формирующими факторами?
- Из-за прошлого опыта наслаждения возникает предрасположенность к впечатлениям наслаждения, а из-за прошлого опыта страдания - предрасположенность к впечатлениям страдания. И таким образом, когда плод прошлых действий созревает - в виде наслаждения или страдания - снова и снова происходит накопление предрасположенности к действию.

Так этот не имеющий начала поток страдания, разливаясь все шире и шире, в силу своей неприемлемой сущности угнетает даже йогина.
- Почему?
- Мудрый подобен глазному яблоку. Как при попадании именно в глаз, а не на другую часть тела, мельчайшая шерстинка причиняет боль своим прикосновением, так и эти прошлые впечатления страдания причиняют боль только йогину, который своей чувствительностью подобен глазному яблоку, но не другим субъектам опыта. Другие же, кто время от времени отбрасывает страдание, вызываемое собственными действиями, которое тем не менее возникает вновь и вновь, кто обретает страдание, которое время от времени бывает отброшено, кто как бы полностью затоплен потоком сознания, расцвеченного следами прошлых впечатлений, не имеющих начала, кто вследствие неведения подпадает под власть ложных представлений о я и мое, от которых следует избавиться, - те другие, рождающиеся вновь и вновь, подвержены тройственным мукам, обусловленным причинами внешними, внутренними либо теми и другими вместе.

И так, видя самого себя и все многообразие живых существ вовлеченными подбным образом в безначальный поток страдания, йогин находит убежище в истинном знании - причине прекращения всякого страдания.



Содержание раздела