Аналогичным образом данная классификация применима, насколько это возможно, также и к случаям лжи и прочим дефектам.
Размышляя так о неизбежно наступающих следствиях ложных помыслов как о том, что в высшей степени для него неприемлемо, йогин не направляет свой разум на ложные помыслы, но причиной их окончательного устранения может быть лишь культивирование их противоположностей.
Когда ложные помыслы более не возникают, то порожденное в результате этого могущество служит знаком совершенных способностей йогина. Например:
35. при утверждении йогина в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность 1.
Так происходит со всеми живыми существами 2.
36. При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми от него.
Когда йогин говорит: Будь праведным!,- человек становится праведным; Да достигнешь ты неба!,- и человек обретает небесную форму существования. Его слова имеют силу непогрешимости 1.
37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются к йогину.
Драгоценности стекаются к нему отовсюду.
38. При утверждении в воздержании происходит обретение энергии.
Вследствие воздержания йогин усиливает свои не встречающие препятствий 1 способности. Став совершенным, он может передавать свое знание ученикам.
39. При твердости в неприятии даров возникает полное просветление относительно всех почему, связанных с рождением.
У него возникают вопросы: Кто я был? Почему я был? Как это произошло? Почему? Кем мы будем?
Почему мы будем? И таким образом его желание узнать о собственном существовании в прошлом, будущем и промежуточном состояниях удовлетворяется само собой.
Эти совершенные способности 1 возникают при достижении устойчивости в самоконтроле (яма). Теперь рассмотрим совершенные способности, возникающие при соблюдении предписаний (нияма).
40. Благодаря чистоте возникает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
Испытывая отвращение к собственному телу, йогин, практикующий очищение, видит все его дефекты и, не чувствуя никакой привязанности к нему, становится аскетом.
Далее, нежелание контакта с другими телами. Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться даже от собственного тела, - ибо йогин видит, что оно остается нечистым и после очищения землей, водой и прочими средствами, - может ли он стремиться к контакту с другими телами, также в высшей степени нечистыми?
41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация сознания, контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
Слова и возникают делают предложение законченным. Благодаря практике очищения возникает чистота саттвы; из нее - ментальное удовлетворение, от него - сконцентрированность сознания, из нее - подчинение органов чувств, из него - способность саттвы разума к самонаблюдению 1. Все это йогин обретает благодаря твердости в практике очищения.
42. Вследствие удовлетворенности становится возможным обретение высшего счастья.
В этой связи сказано: Каким бы ни было счастье в чувственном мире и каким бы ни было высшее блаженство в мире богов, и то, и другое несравнимы даже с одной шестнадцатой частью блаженства, обретаемого при устранении желаний.
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств.
Только практика подвижничества способна устранить всякую нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями.
Вследствие исчезновения загрязняющих препятствий возникают телесные совершенные способности - уменьшение до мельчайшего размера (анима) 1 и прочее. Подобным же образом Гвоз-никают также совершенные способности органов чувств - слышание и видение на большом расстоянии и т. д.
44. В результате самообучения возникает связь с наставляющим божеством.
Боги, риши и великие сиддхи 1 входят в поле зрения йогина, предрасположенного к самообучению, и принимают участие в его работе.
45. Благодаря упованию на Ишвару обретается совершенство в йогическом сосредоточении.
Тот, кто посвятил все свое существование Ишваре, обретает совершенство в йогическом сосредоточении, благодаря которому он безошибочно познает все, что захочет, даже если оно находится в другом месте и в другом времени. Отсюда его мудрости открыто все так, как оно существует в действительности.
Или же асана реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном.
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей '.
В результате овладения асанами йогин становится неподверженным воздействию парных противоположностей - холоду, жаре и т. д.
49. При нахождении в ней практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха 1.
При овладении асаной практикуется пранаяма, то есть регулирование дыхания: вдох - это введение внутрь внешнего воздуха, выдох - вывод находящегося в легких воздуха наружу. Прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, то есть отсутствие того и другого, и есть пранаяма.
Она, однако,
50. проявляется как внешняя, внутренняя или как задержка дыхания, регулируется по месту, времени и числу и благодаря практике становится длительной и тонкой.
Пранаяма называется внешней, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее выдоху. Она внутренняя, когда отсутствует движение воздуха, предшествующее вдоху. Третий вид пранаямы функционирует как задержка дыхания, когда вследствие единого усилия прекращается и то и другое.
Подобно тому, как вода, пролитая на раскаленный камень, сразу испаряется со всех сторон, так и движение воздуха при вдохе и выдохе прекращается одновременно.
Далее, эти три вида пранаямы регулируются по месту в пространстве, то есть каждый из них имеет такую-то область распространения 1. Они регулируются по времени, то есть они ограничены по своей длительности таким-то количеством моментов,- таков смысл сказанного в сутре.
Они регулируются также и по числу: первый подъем праны измеряется таким-то количеством вдохов и выдохов, второй подъем остановленной праны - таким-то количеством; точно так же и третий 2. Аналогичным образом по методу пранаяма может быть слабой, средней и сильной. И так виды пранаямы регулируются в числовом отношении.
Постоянно практикуемая таким образом, пранаяма становится длительной и тонкой.
51. Четвертый вид пранаямы превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
Внешняя сфера пранаямы, регулируемая по месту, времени и числу, оказывается преодоленной 1. Точно так же преодолевается и внутренняя сфера распространения праны. В обоих случаях пранаяма длительная и тонкая.
Четвертая пранаяма есть отсутствие движения праны обеих сфер, она достигается постепенно в результате полного овладения предшествующими стадиями. Третья пранаяма, однако, представляет собой одномоментное прекращение движения праны безотносительно к сфере ее распространения; она также регулируется по месту, времени и числу и в зависимости от практики становится длительной и тонкой. Что же касается четвертой пранаямы, то она есть прекращение движения праны вследствие постепенного преодоления обеих стадий благодаря ограничению сфер вдоха и выдоха.
В этом состоит ее отличие от третьей пранаямы.
52. Благодаря ей, разрушается препятствие для света.
У йогина, который безраздельно посвящает себя практике пранаямы, разрушается карма, препятствующая различающему знанию. Как говорится об этом, вследствие иллюзии, порождаемой великой мохой, и обманчивости органов чувств саттва, обладающая природой света, затемняется и привязывается к тому, что не следует делать 1. Поэтому карма йогина, являющаяся препятствием для света и цепью, приковывающей к круговороту бытия, слабеет каждое мгновение и разрушается вследствие использования практики пранаямы.
Сказано в этой связи: Не существует подвижничества более высокого, чем пранаяма: благодаря ей происходит очищение от всех загрязнений и возникает ясный свет знания.