d9e5a92d

Изменения качественной определенности


13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности, отличительных признаков и условий существования элементов и органов чувств.
Это следует понимать в том смысле, что тем самым, то есть посредством объясненного ранее изменения сознания в форме качественной определенности 1, отличительных признаков и условий существования, объяснены также и изменения качественной определенности, отличительных признаков и условий существования элементов и органов чувств 2.
Здесь изменение качественной определенности и изменение отлчительных признаков в субстрате-носителе, то есть в сознании, есть ослабление качеств в активном состоянии и проявление их в остановленном состоянии. Остановка, или прекращение развертывания, имеет три отличительных признака, будучи связанной с тремя формами времени. И действительно, она понимается как отличительный признак, который существует в настоящий момент и который, уже потеряв первую временную форму - свойство будущего, не выходит за пределы своей качественной определенности 3. То, в чем происходит ее проявление через внутреннюю сущность, и есть ее вторая временная форма.

Тем не менее она не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками.
Аналогичным образом активное проявление состояний сознания также имеет три отличительных признака, будучи связанным с тремя формами времени. Оно, проявление, обрело прошлый отличительный признак, утратив признак, существующий в настоящий момент, и не выходит за пределы своей качественной определенности.

Это - его третья временная форма, но оно не лишено связи с будущим и настоящим отличительными признаками.
Точно так же и возникающее активное проявление состояний сознания, утратив свой будущий отличительный признак и не выходя за пределы собственной качественной определенности, обретает настоящий отличительный признак, при котором оно и реализует свою функцию, выступая в собственной форме. Это - его вторая временная форма, но она тоже не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками.

И так происходит его изменение - то остановка сознания, то опять его активное проявление.
Таким же образом следует понимать и изменение условий существования: в моменты остановки деятельности сознания санскары остановки усиливаются, а санскары активного проявления ослабевают. Это и есть изменение условий существования качественно-определенных состояний.
Здесь изменение субстрата-носителя происходит через качественно-определенные состояния, изменение качественно-определенных состояний, характеризующихся тремя формами времени,- через отличительные признаки, а изменение отличительных признаков - через условия существования. Иными словами, вследствие изменения качественно-определенных состояний, отличительных признаков и условий существования развертывание гун не прекращается ни на мгновение, ибо это развертывание есть вечное движение 4.
Но как было сказано, причина деятельности гун - их собственная природа. Под этим следует понимать три вида изменения в великих элементах и органах чувств, поскольку существует различие между качествMнно-определенным состоянием и его носителем-субстратом.

Однако в высшем смысле есть только одно изменение, так как дхарма, то есть качественно-определенное состояние,- не что иное, как собственная форма носителя-субстрата, и через дхарму проявляется лишь определенная модификация носителя. При этом в носителе-субстрате происходит только изменение формы существования наличной, то есть присутствующей в настоящий момент, дхармы относительно прошлого, будущего и настоящего модусов времени, а не изменение самой субстанции. Это подобно тому случаю, когда, разбив золотой сосуд, превращают его затем в нечто иное, но при этом изменяется не золото, а лишь форма его существования 5.
- Другой, то есть оппонент, говорит: носитель не есть что-то существующее помимо дхарм, поскольку он не выходит за пределы реальной сущности своих качественно-определенных состояний. Если бы он был чем-то, присутствующим во всех своих определенных состояниях, но отличным от них, то он являл бы собой нечто абсолютно неизменное, хотя и связанное со своими предшествующими и последующими состояниями.


- Это не доказывает ошибочность наших рассуждений.
- Почему?
- Потому что нельзя прийти к абсолютно однозначному выводу. Так, этот тройственный мир теряет свои индивидуальные формы проявления, поскольку отрицается его вечность.

Но и при их отсутствии он существует, поскольку отрицается его уничтожение. Его тонкая форма существования обусловлена слиянием гун, а по причине слияния его тонкость не воспринимаема.
Качественная определенность в изменении отличительных признаков присутствует во всех трех формах времени. Она называется прошлой, когда она связана с прошлым отличительным
признаком и не лишена связи с будущим и настоящим отличительными признаками. Соответственно она называется будущей, когда она связана с будущим отличительным признаком и не лишена связи с настоящим и прошлым отличительными признаками.

Аналогичным образом она - настоящая, то есть существующая в данный момент, когда она связана с настоящим отличительным признаком и не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками, подобно тому как мужчина, испытывающий влечение к одной женщине, не свободен от влечения к остальным женщинам.
Однако другие находят ошибку в этом рассуждении: в случае изменения отличительного признака ввиду связи каждого признака со всеми отличительными признаками происходит смешение форм времени.
Опровержение этого возражения заключается в следующем. Свойство дхарм быть качественной определенностью не требует доказательства.

При существовании качественной определенности необходимо рассмотреть также и различие отличительных признаков. Их качественная определенность не относится только к настоящему времени. Если бы это было так, то сознание не могло бы обладать свойством страстного влечения, поскольку во время гнева оно не проявлялось бы. Более того, невозможно, чтобы три разновременных отличительных признака были бы свойственны одному индивиду одновременно.

Однако они могут возникнуть во временной последовательности благодаря действию проявляющей их причины. Как было сказано ранее, высокоинтенсивные формы и действия противостоят друг другу, но обычные формы и действия сосуществуют с интенсивными. Поэтому смешения времени не происходит. Например, когда страсть активно направлена только на определенный объект, нельзя сказать, что она отсутствует в это время по отношению к другим объектам.

Она по-прежнему существует, но лишь в обычной форме. Таким образом, она существует тогда и по отношению к ним.

То же самое можно сказать и об отличительном признаке.
Три формы времени характеризуют не носитель-субстрат, они характеризуют дхармы, или качественные определенности, которые могут быть проявленными или непроявленными. Когда они проявлены, они, обретя то или иное состояние, определяются соответственно их различиям; иными словами, они различаются своими состояниями, или условиями существования, но не субстанциально. Так, единица в позиции сотен означает сто, в позиции десяток - десять, а в позиции единиц - единицу.

Точно так же одна и та же женщина называется и матерью, и дочерью, и сестрой.
Некоторые говорят, что при допущении изменения состояний
возникает ошибка заключения о неизменности всех характеристик.
- Каким образом?
- В силу того, что формы времени оказываются разделенными по принципу деятельности: когда дхарма не выполняет свою функцию, тогда она - будущая, когда выполняет, тогда она - настоящая; когда, выполнив свою функцию, дхарма перестала существовать, тогда она - прошлая. Таким образом, возникает представление о неизменности качественно-определенных состояний, их носителя, отличительных признаков и условий существования. Другие и называют это ошибкой.

Но в действительности ошибки здесь нет.
- Почему?
- Вследствие многообразия способов взаимодействия гун даже при вечности их носителя. Подобно тому как индивидуальная форма есть не что иное, как имеющая начало и конец качественная определенность звука и прочего, обусловленных неуничтожимыми Гунами, так и линга (знак) есть лишь имеющая начало и конец качественная определенность неуничтожимых гун - саттвы и других.

Представление о трансформации и относится к такой качественной определенности.
Здесь можно привести следующий пример. В процессе изготовления горшка глина, то есть субстанция, вследствие принятия конкретной формы шара переходит из своей качественной определенности в иную качественную определенность. Это - трансформация качественной определенности.

Форма горшка, утратив свой будущий отличительный признак, обретает отличительный признак, наличествующий в настоящий момент. Это - трансформация отличительного признака.

Горшок, каждое мгновение представая в опыте как новый или старый, демонстрирует трансформацию состояний, или условий, существования.



Содержание раздела