d9e5a92d

О сосредоточении


Я разгневан, Я счастлив и т. п. Однако подлинное постижение абсолютной обособленности Пуруши от функциональных проявлений пракрити не может быть обретено иначе, нежели через практику йоги. Сознание в совокупности со своими содержаниями выступает всегда в роли объекта опыта Пуруши и служит лишь цели его освобождения. Интересный момент связан здесь с идеей кармы - фундаментальной категории индийской культуры.

Пуруша по определению не связан с деятельностью, он лишь созерцатель работы сознания, в котором и закрепляются следы прошлой кармы. Карма и аффекты, эти сущностные причины круговорота бытия (сансары), не затрагивают Пурушу, но сознание, загрязненное нечистотой, искажает его образ, подобно мутной волнующейся воде.
Пуруша, если подвести итог нашему рассмотрению, - самосознание, выявляющее себя из потока психической жизни по мере повышения степеней ясности сознания. Это способность рефлексии на собственные психические процессы, не редуцируемая ни к чему иному, способность отделять себя от своей психики, и, наконец, способность человека выступать господином своего сознания.
Е. П. Островская, В. И. Рудой
ПАТАНЛЖААА-ДАРШАНА ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ ВЬЯСА-БХАШЬЯ
Перевод.
Глава I
О сосредоточении.
 
Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром живых существ, различными способами выказывая ему свое благорасположение, уничтоживший всю совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого направляет к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении *
1. Итак 1, наставление йоге.
Итак - здесь в значении начала систематического изложения предмета, что следует понимать как начало авторитетного учения, дающего изложение йоги 2.
Йога есть сосредоточение 3, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях 4. Ступени сознания: блуждающее 5, тупое 6, произвольно направленное (викшипта) 7, собранное в точку 8, остановленное 9. Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги 10, ибо оно размывается рассеянностью.
Но то сосредоточение, которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты 11, ослабляет путы кармы 12 и ставит целью прекращение развертывания сознания, оно-то и получает название йоги сознания 13. Эта йога связана с возделыванием избирательности, рефлексии 14, блаженства15 и самости 16.

Эти четыре модуса мы объясним в дальнейшем.
Однако при прекращении всякого функционирования сознания возникает бессознательное сосредоточение 17, то есть йога собственно бессознательного.
Желая дать ее определение, Патанджали избрал следующую формулировку сутры:
2. Йога есть прекращение деятельности сознания 1.
Поскольку в сутре опущено слово всякой, йога сознания также называется йогой 2.
Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности или инерционности - трехмодальное 3.
Саттва как модальность сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя другими модальностями, раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе 4.
И она же, эта саттва сознания, когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, то есть в самой себе, будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей как энергией сознания 5, тяготеет к дхьяне - созерцанию, называемому Облако дхармы6. Такое состояние сознания созерцатели полагают Высшим различением 7.
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается объектами, объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна 8.
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность сознания и, следовательно, противоположно ей, этой энергии сознания 9. Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения 10. В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, то есть бессознательными формирующими факторами 11. Это и есть сосредоточение, лишенное семян.



В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно.
Таким образом, эта йога, определенная как прекращение деятельности сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, Зрителя, сущность которого - постижение буддхи, то есть ментального опыта?
3. Тогда Зритель 1 пребывает в собственной форме.
В этом случае энергия сознания, или Пуруша, пребывает в своей собственной форме как в состоянии абсолютной обособленности 2. Однако при актуализированном сознании она не представляется таковой, хотя в действительности это так.
- Почему же тогда это происходит ?
- В силу того, что объекты показывают себя Зрителю.
4. В других случаях - сходство с деятельностью сознания.
Пуруше в актуализированном состоянии 1 свойственна деятельность, которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре сказано: Существует лишь одно проявление для обоих, и это проявление есть знание2.
Сознание - словно магнит, действующий одним лишь фактом своей близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится собственностью Пуруши 3, своего господина. Поэтому безначальная связь Пуруши с сознанием и есть причина постижения им содержаний деятельности сознания.
Тем не менее эта деятельность сознания, будучи многообразной, должна быть прекращена.
5. Пять видов деятельности сознания 1: загрязненные и незагрязненные.
Те, что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных следов кармы 2 - загрязненные 3, а имеющие своим объектом различающее постижение и противодействующие господству трех гун 4 - незагрязненные. Они остаются незагрязненными, даже попадая в поток загрязненного, они же - незагрязненные в промежутках загрязненного; и, наоборот, загрязненное остается загрязненным в промежутках незагрязненного 5.
Таким образом, санскары, принадлежащие к одному и тому же виду, создаются соответствующими видами деятельности сознания, а сама деятельность - санскарами. И так колесо деятельности сознания и санскар 6 вращается непрерывно.
Будучи таковым по своей природе, сознание после того, как оно выполнило свою функцию, пребывает в самотождественности или же идет к пралае, то есть к растворению в первопричине в конце космического цикла 7.
Эти пять видов деятельности - загрязненные и незагрязненные - перечисляются ниже:
6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память 1.
Из них
7. Истинное познание - это восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
Чувственное восприятие 1 есть источник истинного знания, проявляющийся в тех случаях, когда сознание испытывает воздействие 2 внешнего объекта через каналы органов чувств. Объективная сфера его функционирования - общее и специфическое; его главная функция - установление специфического в объекте. Результат чувственного восприятия - постижение Пурушей деятельности сознания как чего-то, не отличимого от него самого.

Как мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает рефлексией на буддхи, то есть на содержание ментального опыта.
Умозаключение 3 есть действие сознания, имеющее своим объектом связь, наличествующую между элементами одинаковых классов, относительно которых делается логический вывод, и отсутствующую между элементами различных классов. Его главная функция - установление общего.

Например: луна и звезды обладают движением, так как они меняют свое местопребывание подобно Чайтре (имя собственное.- Пер.); горы Виндхья не обладают движением, так как не перемещаются.
Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом, описывается им в словах для передачи своего знания другому лицу; состояние сознания слушателя, возникающее на основе слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное вербальное свидетельство 4.
Если же свидетельствующий 5 говорит о вещах, не заслуживающих доверия, или об объектах, не виденных им либо не выведенных логическим путем, то такое вербальное свидетельство становится шатким. Однако свидетельство исходного авторитета 6 относительно виденных или выведенных логическим путем объектов не может быть поколеблено.



Содержание раздела