d9e5a92d

Аффекты - это неведение и прочее


Бессознательное сосредоточение - это остановка сознания, при которой прекращается вся его деятельность и остаются лишь санскары, то есть бессознательные формирующие факторы. Метод его достижения - высшее бесстрастие, ибо практика работы с объектом как опорой сознания не может служить средством его реализации. Опорой бессознательного сосредоточения становится причина остановки деятельности сознания, не имеющая предметной реальности. При таком сосредоточении объект отсутствует.

Состояние сознания, которому предшествует такая практика, лишается опоры, как если бы оно было наделено несуществованием.
Так возникает это лишенное семени 1 сосредоточение, называемое бессознательным.
Оно, как известно, бывает двух видов: обусловленное методом и обусловленное существованием. Из них сосредоточение, обусловленное методом, свойственно только йогинам.
19. Бессознательное сосредоточение, обусловленное существованием, бывает у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
У бестелесных богов бессознательное сосредоточение обусловлено формой существования. Они испытывают состояние, подобное абсолютной обособленности, будучи наделенными сознанием, использующим только собственные санскары, то есть формирующие факторы, а затем переходят в соответствующие их виду формы существования, когда их санскары приносят результат.
Так же и те, кто растворен в первопричине, испытывают состояние, подобное абсолютной обособленности, при которой их сознание, еще не реализовавшее свою задачу, пребывает растворенным в первопричине. И так продолжается до тех пор, пока сознание из-за не выполненной еще задачи 2 не возвращается вновь в круговорот бытия.
20. У других существ бессознательному сосредоточению предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость 1.
Для йогинов условием достижения бессознательного сосредоточения является метод. Вера есть ментальная ясность, ибо она защищает йогина, словно заботливая мать. У обладающего такой верой и ставящего своей целью обретение способности различения
возникает энергия. При возрастании энергии у него появляется способность памятования 2, то есть устойчивое удержание объекта в памяти, При наличии памятования сознание достигает невозмутимости и становится сконцентрированным.

У того, кто обладает сконцентрированным сознанием, возникает различающая мудрость, с помощью которой он познает истинную природу вещей.
Благодаря применению этих средств и бесстрастию как полагаемой цели и возникает бессознательное сосредоточение 3.
Эти йогины в зависимости от используемого метода - мягкого, среднего или интенсивного - составляют девять классов. Таким образом, йогины различаются как практикующие мягкий метод, средний метод и интенсивный метод.

Из них те, кто использует мягкий метод, также делятся на три типа: наделенные слабой устремленностью, средней устремленностью и сильной устремленностью 4. Аналогичным образом такое же деление существует как среди тех, кто использует умеренный метод, так и среди тех, кто использует интенсивный метод.
Среди тех, кто использует интенсивный метод, и
27. У наделенных сильной устремленностью сосредоточение - в непосредственной близости.
У этого типа йогинов обретение сосредоточения и плода сосредоточения происходит достаточно быстро.
22. Но и в этом случае тоже имеется различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности устремлений.
Существует слабая форма сильной устремленности, умеренная форма сильной устремленности и интенсивная форма сильной устремленности. Поэтому даже среди йогинов, наделенных сильной устремленностью, также есть различие.

В силу такого различия достижение сосредоточения и плода сосредоточения весьма близко для йогина, обладающего слабой формой сильной устремленности, еще ближе оно для йогина, обладающего средней формой сильной устремленности, но наиболее близко оно для того йогина, который наделен интенсивной формой сильной устремленности и следует интенсивному методу.
23. Или же сосредоточение достигается вследствие упования на Ишвару 1.
Вследствие упования 2, то есть особой формы бхакти, или безраздельной любви, Ишвара склоняется к йогину, он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления йогина к божеству.


Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким 3.
Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого называют Ишвара?
24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, ее созреванием и скрытыми следами.
Аффекты - это неведение и прочее. Карма - благие и неблагие действия. Созревание - их плод.

Скрытые следы - бессознательные впечатления 1, оставляемые такими действиями.
И все они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше,
ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину.

Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша.
- Но в таком случае существует множество кевалинов, то есть освобожденных, достигших состояния абсолютной обособленности 2.
- Действительно, они обрели состояние абсолютной обособленности, разорвав тройные путы 3. Ишвара, однако, никогда не был связан с таким состоянием в прошлом и не будет связан в будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного может быть познан, в случае с Ишварой это не так.

И если возможен предел будущей зависимости для растворенного в первопричине, то для Ишвары это не так. Он - всегда освобожденный, всегда - Ишвара 4!
- Есть ли достоверное доказательство этого вечного превосходства Ишвары, обусловленного тем, что он обладает высочайшей сущностью, или же такое доказательство отсутствует?
- Его достоверное доказательство - священные тексты 5.
- Но в таком случае, что является достоверным основанием священных текстов?
- Их основание-в высочайшей сущности Ишвары. Поскольку и священные тексты, и вечное превосходство рядоположны высочайшей сущности Ишвары, их связь не имеет начала во времени.
Отсюда следует, что Он - всегда Ишвара, всегда освобожденный. И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или превосходящего. Прежде всего оно не может быть превзойдено другим высшим могуществом, ибо если бы существовало нечто, превосходящее его, то оно было бы им самим.

Поэтому тот, в ком реализован высший предел могущества, есть Ишвара. Не существует гакже и другого высшего могущества, равного ему.
- Почему?
- Когда двое равных говорят об одном и том же желаемом объекте: Пусть он станет новым и Пусть он станет старым, при достижении успеха одним безграничная воля другого столкнется с противодействием, и он окажется ниже. Кроме того, невозможно получение одного и того же желаемого объекта двумя равными по силе субъектами одновременно, ибо это противоречит смыслу.
Следовательно, тот, кто обладает высшим могуществом, которому нет равного или превосходящего его, и есть Ишвара. Он, как скаpано в суре, - особый Пуруша.
И далее
25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
Сверхчувственное познание прошлого, будущего или настоящего по отдельности или вместе, которое развито в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания 1. Тот, в ком это семя, непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, называется всезнающим.
Существует достижение высшего предела для семени всезнания, поскольку в нем различаются последовательные ступени увеличения, как в случае последовательного увеличения размера. Тот, в ком реализуется обладание высшим пределом знания, есть Всезнающий.

Он - особый Пуруша.
Умозаключение исчерпывает свою доказательную силу в выведении только общего, и оно бесполезно при познании специфического; поэтому истинное знание Его имени и других особенностей следует искать в агамах 2.
Хотя Ишвара не извлекает пользы для самого себя 3, его цель - приносить пользу живым существам: При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной 4 наставлением в знании и дхарме я поддержу все живые существа, вовлеченные в круговорот бытия. И соответственно было сказано: Первый мудрец, принявший творящую форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из беспредельного сострадания изложил учение Асури, исполненному желания узнать его 5.
Он, этот Ишвара,



Содержание раздела