d9e5a92d

Ментальное конструирование лишено референции


8. Заблуждение 1 есть ложное знание, основанное не на собственной форме реального объекта.
- Почему оно не является источником истинного знания?
- Потому что оно устраняется посредством истинного знания, ибо предметной областью истинного знания выступает то, что существует в действительности 2. В этом и обнаруживается противоположность истинного знания и заблуждения. Так, ложное восприятие двух лун опровергается зрительным восприятием луны как реально существующего объекта.
Это заблуждение и есть то пятеричное неведение, (о котором сказано: Неведение, эгоизм, страсть, ненависть и инстинкт жизни суть пять базовых аффектов 3. Именно они и обозначаются соответствующими именами: тьма, ослепление, великое ослепление, мрак и слепой мрак 4. В дальнейшем они будут рассмотрены в связи с загрязнениями сознания.
9. Ментальное конструирование лишено референции
и проистекает из вербального знания 1
Оно не восходит ни к истинному познанию, ни к заблуждению. Однако и при отсутствии референции, то есть объективной основы, его применение представляется зависимым от авторитетности вербального знания. Так, рассмотрим высказывание: Сознание есть собственная форма Пуруши. Но если Пуруша есть не что иное, как чистая энергия сознания, то что в таком случае и чем - предицируется в подобном высказывании?

Ведь обозначающая функция проявляется в предицировании, например: Корова Чайтры. Аналогичным образом: Пуруша бездеятелен. Здесь касательно Пуруши отрицается свойство, обнаруживаемое в реальном объекте. Еще один пример: Бана стоит, остановится, остановился 2. Значение глагольного корня stha понимается как остановка движения.

Точно так же: Пуруша обладает свойством невозникновения. Здесь имеется в виду только отсутствие свойства возникновения, но не какое-либо негативное свойство, присущее Пуруше.

Поэтому это свойство является умозрительно сконструированным и тем самым вошедшим в обыденное словоупотребление.
10. Сон есть специфическая деятельность сознания, опирающаяся на отсутствие позна-вательных содержаний.
И эта деятельность сознания представляет собой особый опыт, поскольку она воспроизводится в памяти после пробуждения. Как иначе можно думать: Я спал очень хорошо; мой ум ясен, он делает мою способность постижения весьма искусной? Или, напротив: Я спал плохо; мой ум вял и медлителен, он блуждает в своей неустойчивости?

Или: Я спал в глубоком оцепенении; члены моего тела тяжелые; ум вялый и опустошенный, словно его обокрали?
Такая рефлексия после пробуждения, разумеется, не была бы возможна, если бы в чувственном опыте во время сна не присутствовала бы соответствующая причина, то есть тамас, как не было бы и воспоминаний, основывающихся на ней и имеющих ее своим объектом 1. Поэому сон есть специфическая деятельность сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранен, подобно другим формам деятельности сознания.
11. Память есть сохранение (букв. неутрачивание) прошлого опыта.
Вспоминает ли сознание представление об объекте или же сам объект? Представление, окрашенное объектом восприятия, возникает в сознании как имеющее форму и объекта, и процесса восприятия. Оно-то и дает начало санскаре, принадлежащей к соответствующему классу.

Этот формирующий фактор, выступающий проявлением того, что обнаруживает самое себя 1, в свою очередь, и порождает память, представляющую по своей сути форму как объекта, так и процесса восприятия.
При этом интеллект есть то, в чем главенствует форма процесса восприятия, а память- то, в чем главенствует форма объектов. Она, память,- двух видов: когда припоминаемое воображаемо и когда припоминаемое невоображаемо. Во сне припоминаемое воображаемо, в состоянии бодрствования - невоображаемо 2.
Все эти воспоминания возникают из опыта, обусловленного истинным знанием, заблуждением, ментальным конструированием, сном и памятью. И все эти формы деятельности сознания по своей сути - удовольствие, страдание и тупость.
Удовольствие, страдание и тупость будут рассмотрены в разделе об аффектах 3: Страсть коренится в удовольствии, вражда - в страдании, неведение же есть тупость. Все эти формы деятельности сознания должны быть прекращены. По их прекращении возникает сознательное или бессознательное сосредоточение.



Итак, каков метод достижения их прекращения?
12. Их прекращение достигается благодаря практике и бесстрастию.
Поистине, реке сознания свойственно течь в двух направлениях: она течет и ко благу, она течет и ко злу. Река, которая устремлена к абсолютной обособленности по руслу различения, течет ко благу.

Если же она устремлена к сансаре по руслу неразличения, то она течет ко злу. Из этих двух поток, стремящийся к чувственным объектам, перекрывается посредством бесстрастия, а поток, стремящийся к различению, прокладывает себе путь с помощью практики различающего знания.

Таким образом, прекращение деятельности сознания 1 основано на них обоих.
13. Из них практика 1 есть непрерывное усилие по сохранению устойчивости сознания.
Устойчивость есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его течения. Практика - это непрерывное усилие, предпринимаемое с данной целью, энергичность, упорство в желании достичь состояния устойчивости и соответствующий образ деятельности по ее реализации.
14. Но она становится прочно укорененной только тогда, когда ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с должным вниманием.
Практика, которой придерживаются в течение длительного времени, придерживаются непрерывно и реализуют ее посредством подвижничества, воздержания, знания и веры, то есть с надлежащим вниманием, становится прочно укорененной. Другими словами, ее цель, то есть устойчивость сознания, не может быть внезапно подавлена возникающими санскарами,- таков смысл сутры.
15. Бесстрастие 1 есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
Сознание, лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины, еда, питье, власть и т. д., и целям, освященным ведийской традицией,- обретению жизни на небе, бестелесности и растворению в первопричине, - даже при наличии связи с божественными или мирскими объектами видящее их несовершенство благодаря способности высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно быть отброшено или присвоено. Это и есть бесстрастие.
16. Оно - высшее, когда благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
Видящий несовершенство чувственных и освященных традицией объектов становится безразличным к ним.
Благодаря практике видения Пуруши йогин, разум которого расширен благодаря совершенному различению, порождаемому чистотой этого видения, становится безразличным к гунам как в их проявленной, так и непроявленной сущности.
Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них - не что иное, как ясный свет знания.

Тот йогин, у которого с появлением этого света возникла способность различающего постижения, размышляет: Все, что должно быть обретено, обретено; аффекты, которые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная цепь непрерывности существования, при сохранении которой за рождением следует смерть, а за смертью - новое рождение.
Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания, и абсолютная обособленность связана с ним нераздельным образом.
Далее. Почему прекращение деятельности сознания, достигаемое посредством обоих методов, называется сознательным сосредоточением?
17. Оно - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
Избирательность есть грубый опыт относительно объекта сознания, рефлексия - тонкий. Блаженство есть внутренний подъем. Самость есть сознание единства с собственным я.
Здесь первая ступень сосредоточения, сопровождаемая всеми четырьмя формами, называется с избирательностью. Вторая, лишенная избирательности,- с рефлексией. Третья, лишенная рефлексии,- с блаженством.

Четвертая, лишенная и его,- только-самость. Все эти ступени сосредоточения называются наделенные опорами.
Далее, о бессознательном сосредоточении. Каков метод его достижения и какова его собственная природа?
18. Другое сосредоточение, при котором остаются только формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение деятельности сознания.



Содержание раздела