d9e5a92d

О СОСРЕДОТОЧЕНИИ


34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывющая в самой себе.
Полное свертывание 1 гун, которые представляют собой цепь причин и следствий, выполнивших свою функцию - служить опыту и освобождению Пуруши, и потому более не существуют для него в качестве объекта, - это и есть абсолютное освобождение. Энергия сознания Пуруши в этом случае полностью обособлена, то есть пребывает в самой себе из-за отсутствия связи с саттвой разума.

Ее вечное сохранение именно в таком состоянии и есть абсолютное освобождение.
На этом четвертая глава Об абсолютном освобождении в комментарии санкхьи к Йога-шастре достопочтенного Патанджали завершена.
КОММЕНТАРИИ
Глава I
О СОСРЕДОТОЧЕНИИ (SAMADHIPADA)
* Эта мангала-шлока (вступительный стих конфессионально-методологического характера), авторство которой приписывается в ортодоксальной традиции комментатору Йога-сутр Вьясе, представляет собой более позднюю интерполяцию, связанную, по-видимому, с отождествлением творца Йога-сутр с древнеиндийским грамматистом Патанджали (III-II вв. до н. э.), написавшим Великий комментарий (Махабхашья) к сутрам Панини. Согласно брахманистской традиции, грамматист Патанджали является воплощением мифического змея Шеши, который опустился на сложенные ладони (patanjali) великого Панини.

Подробнее см.: Dasgupta, 1930, с. 54-55.
1.1. В тексте сутры здесь atha. Согласно Вьясе и автору Таттва-вайшаради (комментарию к Вьяса-бхашье) Вачаспати Мишре, первое слово сутры atha служит показателем того, что далее начинается систематическое изложение предмета, в данном случае йога-даршаны, т. е. религиозно-философской системы йога.

Интересно отметить, что аналогичным образом начинается и Махабхашья Патанджали: atha SabdanuSasanam - Итак, изложение учения о Слове.
1.2. Согласно толкованию Вачаспати Мишры, словом изложение (anuSasana) Вьяса называет здесь шастру (логико-дискурсивный трактат), объясняя ее этимологически как то, с помощью чего нечто получает детальное разъяснение (anusisyate).

Далее Вачаспати Мишра говорит: Ее постижению отнюдь не предшествует обладание полным успокоением (Sama), самоконтроль (dama) и т. п., напротив, ей предшествует желание передать знание истинной реальности (tattvajnana). Успокоение (спокойствие), самоконтроль и прочее достигаются при наличии желания знать и знания реальности, как об этом сказано в священных текстах: Поэтому пусть он, умиротворенный, подчинивший контролю органы чувств, ставший бесстрастным, невозмутимым и самоуглубленным (samahita), видит (созерцает) атман лишь в атмане (Брих.-уп. IV.

4, 23, 28). И хотя существует возможность того, что вопросы ученика, аскетизм (tapas), применение алхимии (rasayana) и т. д. иногда непосредственно предшествуют изложению шастры, здесь они не упоминаются (nabhidhanam), поскольку они бесполезны как для отчетливого постижения предмета учеником, так и для его жизнедеятельности (pravrtti) TV I. 1, с.1
1.3. В санскритском тексте yogah samadhih. Здесь Вьяса истолковывает слово йога в терминологическом значении ментального сосредоточения, следуя традиционному пониманию глагольного корня: yuj samadhau. (О принятых толкованиях корня yuj подробнее см. Dasgupta, 1961-1963, vol. I, с. 226-227.) Однако, как можно заметить из дальнейшего текста комментария, объемы и содержание этих понятий не представляют собой нечто тождественное и лишь частично перекрывают друг друга.

Сосредоточение (samadhi), согласно Вьясе, есть базовое свойство сознания, его закономерная особенность, проявляющаяся в той или иной степени на всех уровнях его функционирования.
1.4. В санскритском тексте sarvabhaumah от bhunu (букв. ступень или уровень).

В психологии йоги этим ключевым словом (термином) обозначается качественно-определенное состояние сознания, детерминированное соответствующим эмоционально-чувственным тоном и познавательной установкой.
1.5. Kfipta - традиционное толкование: рассеянное, беспокойное. Согласно комментарию Вачаспати Мишры, этот уровень, или состояние сознания, в котором преобладает энергетический компонент (rajas), характеризуется спонтанной направленностью на внешние объекты.



Но при этом отсутствует какая бы то ни было стабильность (asthiram) сознания.
1.6. Mudha (букв. ослепленное, пребывающее в замешательстве, недоумении), Этот уровень, когда преобладает инерционный компонент (tamas),- сновидное состояние сознания (nidravrttimat); оно в данном случае развертывается в своей неразличающей алогичности.

Такое сознание как бы направлено на все объекты одновременно, и хотя направленность эта может быть устойчивой (sthiram), в ней отсутствует способность различения (viveka).
1.7. Viksipta (букв. рассеянное, разбросанное). Подобное состояние сознания можно определить как избирание (выбирание) объекта из некоторого многообразия при наличии относительно стабильной направленности. Однако сосредоточение на этом уровне непрестанно прерывается ввиду процесса актуального избирания объекта (viksepana): один объект сменяется другим без желания субъекта зафиксировать сознание на избранном объекте. По традиционным комментариям Йога-сутр Патанджали, наличие такого желания и выступает непременным условием окультуривания психики (bhavana) и перехода сознания в область собственно йоги (yogapaksa).

Для сравнения интересно отметить, что в буддийской (абхидхар-мистской) психологии термином viksipta обозначается любое состояние эмпирического сознания, не находящегося в состоянии сосредоточения, или прекращения репродуцирования своих актуальных содержаний. См.

АКВ I. II.
1.8. Ekdgra (букв. направленность в одну точку, или однонаправленность). Citta-ekagrata - такое состояние сознания, при котором происходит высвечивание объекта (pradyotana), как он существует в реальности, сам по себе (sadbhuta).

Достижение этого- состояния реализуется посредством преодоления процесса viksepana, т. е. спонтанной избирательности, имеющей место на предыдущем, нейогическом уровне сознания viksipta. Экаграта характеризуется стабильной направленностью сознания в единую точку.

Избирательность при этом достигает своего предела, но она лишена аффективного компонента.
Сходным образом однонаправленность сознания интерпретируется и в буддийской психологии. Так, Асанга поясняет: Что такое сосредоточение? - Это однонаправленность сознания на объект, который должен быть исследован.

Такая однонаправленность служит поддержкой знания AS, с. 111. Стхирамати дает более развернутое определение: Сосредоточение - это сконцентрированность на том объекте, который должен быть исследован. Объект следует рассматривать во всецелости его свойств. Однонаправленность означает наличие в поле зрения лишь одного объекта.

Она служит поддержкой знания, ибо сконцентрированное сознание видит вещи такими, каковы они в действительности. См.

VMS, с. 26.
1.9. Niruddha (букв. прекращенное, остановленное). Термин nirodha (прекращение, остановка) обозначает состояние сознания, остановленное на самом себе, и в этом смысле данный уровень сознания может быть охарактеризован как прекращение его развертывания (vrtti).

Согласно индийским религиозно-философским системам, в состоянии nirodha устраняются какие бы то ни было познавательные акты и их содержание, а также эмоционально окрашенные мотивации, нарушающие психотехническую сбалансированность сознания.
В историко-философском плане интересно отметить, что в буддийской психологии ниродха - абсолютная, т. е. причинно-необусловленная дхарма (качественно определенное состояние сознания), характеризующая наряду с пространством психического опыта (akasa) растождествленное состояние сознания. См.

АКБ I. 5-6.
1.10. Yogapaksa - область (букв. сторона) собственно йоги Как отмечает в этой связи А. Вецлер, последовательность не только ksipta и mudha, но также и всех трех состояний (bhumi), не принадлежащих к yogapaksa, обусловлена степенью прочности связи между citta и его visaya (объектом) или потенциальным объектом. Эта связь менее всего ослаблена, т. е. наиболее прочна, когда citta находится в состоянии ksepa; она более слаба, когда citta - в состоянии mudha, и самая слабая, когда citta - в состоянии viksipta; связь в этом случае (по причине беспристрастности citta) настолько ослаблена, что теперь citta может быть преднамеренно направлено на объект, избранный субъектом.

Именно в этой точке и начинается собственно йога. См.

Wezler, 1983, с. 23.
1.11. Klesah (букв. мучение, боль) от глагола klis - причинять боль, мучение; доставлять беспокойство; приводить в возмущенное (возбужденное) состояние; загрязнять.
Klesa - одно из фундаментальных понятий, встречающихся в большинстве индийских классических религиозно-философских систем (в синкретической ньяя-вайшешике ему часто соответствует термин dosa), но наиболее полно разработанных в буддийской психологии. В текстах логико-дискурсивного уровня этот термин передает динамику эмпирических состояний сознания обычного человека.



Содержание раздела