Древние культуры входят в сокровищницу мировой современной культуры. Они привлекают не только историков, искусствоведов, других ученых, но и простых людей, одухотворяя их жизнь. Достижения древних египтян, греков и римлян явились фундаментом для формирования цивилизации в Европе и Америке.
Но сами эти культуры черпали вдохновение на Востоке: в Индии, Китае, Средней Азии.
Йога как система является бесценным сокровищем индийского народа и, безусловно, достойна самого пристального внимания и изучения, поскольку способствует развитию внутренней культуры личности.
Понятие культурный человек очень емкое и многоплановое, но оно обязательно включает нравственно-этические, эстетические аспекты, охватывает физические, умственные и духовные стороны нашего бытия. Культура предусматривает непрерывное совершенствование личности во всех планах, включая здоровье и работоспособность. В этом отношении Йога может оказать неоценимую пользу всем людям.
Уже давно, по моему мнению, правомерна постановка вопроса: можно ли считать больного человека культурным? Думается, что нет. Конечно, существуют заболевания, против которых даже медицина пока бессильна, - не о них в этом случае речь. В подавляющем большинстве случаев болезни можно вылечить и, что еще более важно, предупредить их возникновение. Недаром еще в Древней Индии болезнь считалась грехом.
Я не согласен с пессимистическими, фатальными взглядами отдельных ученых, толкующих о деградации человечества, о чуть ли не генетическом закреплении вредных привычек и слабого здоровья, что якобы неизбежно приводит к заболеваниям. Результаты занятий Йогой не оставляют никаких сомнений относительно ложности подобных утверждений.
Оказалось, что в век бурной научно-технической революции человек естественным образом приспособиться к ней не может. Она обусловливает громадные психические нагрузки, создает стрессовые ситуации, которые в сочетании с гиподинамией, малоподвижным образом жизни людей и их однобокой физической ориентацией, с неправильной диетой и дыханием способствуют заболеваниям, преждевременному старению, снижению работоспособности. Выяснилось, что Йога помогает надежно противостоять этим побочным продуктам цивилизации на протяжении почти пяти тысячелетней истории и позволяет раскрыть беспредельные возможности гармоничного развития личности.
Могут спросить, неужели для сохранения здоровья недостаточно современных методов физкультуры, спорта, медицины. К сожалению, нет, о чем свидетельствует статистика роста заболеваемости населения, несмотря на улучшение благосостояния, расширение сети спортивных сооружений и лечебных учреждений. Так называемые болезни цивилизации, например, сердечно-сосудистые, психические, нервные заболевания, начинают поражать людей совсем молодого возраста. Продолжительность жизни за последние несколько десятилетий практически не увеличилась.
Таковы факты. Современные методы физкультуры и спорта чрезвычайно разнообразны по форме, но однобоки по содержанию. Например, при занятиях только бегом трусцой или атлетической гимнастикой остаются в стороне другие факторы здоровья: психогигиена, диета, закаливание и так далее, без которых невозможно сохранить стабильное, полноценное здоровье.
Что касается медицины, то она, в основном, занимается лишь больными людьми, практически не уделяя внимания здоровым. Периодические профилактические осмотры здоровой части населения проводятся исключительно для выявления среди них больных людей. Академик АН УССР, лауреат Ленинской премии Н.И.Амосов верно отметил, что врачи и профессора, которые учат врачей, знают болезни, однако, чаще всего они малоквалифицированны в вопросах здоровья. Для того, чтобы подготовить специалистов по здоровью, нужно время и доверие к этому пути. Нужна психологическая и профессиональная переориентация врача (Н.И.Амосов.
Учись не стареть. - Известия, 1983, 12 марта). Пока это реализуется, пройдут годы и десятилетия. А нынешнему поколению людей здоровье нужно сейчас, и сохранить его поможет Йога. Именно на здоровье и профилактике болезней она акцентирует свое внимание.
Некоторые поборники модернизированной Йоги утверждают, что на современном уровне развития науки можно создать систему, ничуть не уступающую традиционной Йоге. Это спорное заявление, и его реализация потребует, может быть, не только десятилетий, но и столетий. И в связи с этим возникает вопрос, а зачем вообще изобретать велосипед, если он уже создан: садись и езжай!
Во всем мире в последнее время наблюдается повышенный интерес к индийским Йогам и их учению со стороны людей различного возраста и разных профессий. Ведь каких-нибудь 10-20 лет назад лишь одно упоминание в разговоре слов Йог или Йога вызывало улыбку или смех, так как это ассоциировалось с представлениями о людях, спящих на остриях гвоздей, выпивающих коктейль из серной и соляной кислоты со змеиным ядом и закусывающих стеклом граненого стакана. И какая резкая перемена в суждении о Йогах и их древнем учении произошла в настоящее время!
Мир сейчас в полном смысле этого слова наводнен переводной и оригинальной литературой по Йоге. По статистическим данным, полученным редакцией журнала Спортивная жизнь России, из литературы по физической культуре и спорту во всем мире больше всего публикаций посвящено Йоге. Но следует учесть, что среди многочисленной литературы, выпускаемой на эту тему, во всем мире имеется не более 2-3 книг, в основном на языках народов Индии, в которых практика Йоги излагается методически правильно и в строгой последовательности.
Во всех остальных публикациях авторы или не раскрывают секретов методического ключа, или сами его не знают, являясь лишь теоретиками в этом вопросе, а поэтому излагают материал либо абсолютно бессистемно, либо изобретая какие-то свои методические рекомендации. К первой группе авторов относятся многие опытные Йоги, у которых имеются основания для того, чтобы не раскрывать на страницах книг основы методики. Учителя предпочитают передавать свои знания ученикам непосредственно, что исключает погрешности в практике из-за непонимания учеником или неверной трактовки получаемой информации.
В связи с этим нужно отметить, что автор пошел на известный риск, предложив данную книгу заочно для практических целей. Но я надеюсь, что при соблюдении всех рекомендаций и, опираясь на здравый смысл, читатель извлечет из нее максимум пользы, избежит ошибок и неточностей.
К другим группам принадлежат авторы многих книг, выходящих на Западе. Они зачастую искажают рекомендации древних Йогов, не получив непосредственных установок учителей Йоги, и подходят к данному вопросу чисто коммерчески, то есть стремятся получить прибыль от издания книг, не заботясь об их качестве, не говоря уже об отсутствии всякой ответственности за публикацию ложных, искаженных, подчас опасных для здоровья рекомендаций.
В этой книге я в доступной для широкого круга читателей форме предпринял попытку изложить Йогу с научных позиций, опираясь на достижения современной науки, обосновать многие таинственные методы и приемы Йоги.
В древности на Востоке было принято излагать мысли абстрактно, аллегорически, иносказательно, символически, что в более поздний период истории часто приводило к неправильному толкованию даже самых рациональных истин. Это тенденция не обошла и Йогу. В настоящей работе автор постарался как можно подробнее изложить материал и раскрыть истинный смысл многих конкретных положений Йоги.
Помня слова Вивекананды, одного из величайших представителей Йоги конца XIX - начала XX вв., о том, что Йога носит экспериментальный характер и что основывается она на разуме, а также то, что лучшим критерием истины и источником знания является практика, автор испытал, прежде всего, на себе те советы и рекомендации, которые дают Йоги при обучении Хатха Йоге, а уже потом, многократно убедившись в их эффективности и пользе на собственном опыте и на опыте многочисленных последователей, вынес их на суд читателей.
Безусловно, предлагаемая работа не исчерпывает всех проблем Йоги и является лишь введением в эту удивительную по своей мудрости и силе воздействия на человека систему. Надеюсь, она будет полезна для всех интересующихся Йогой, как для широкого круга читателей, так и для специалистов (медиков, физиологов, социологов, философов и других), для начинающих и уже занимающихся энтузиастов Йоги. В книге опровергаются ложные, невежественные представления о Йоге, к сожалению, еще имеющие место среди людей, не знакомых с ней из достоверных источников.
1.2. ЦЕЛИ, АСПЕКТЫ И ШКОЛЫ ЙОГИ
Слово Йога в переводе с Санскритского языка означает союз, соединение, связь, единение, гармония. Но, спрашивается, связь, соединение или гармония чего с чем? И вот тут-то выясняется, что философы-идеалисты понимают под этим единение души человека с неким Абсолютным Духом, Богом, единение индивидуального сознания с Космическим Разумом и так далее. А философы-материалисты дают совершенно иное философское толкование термину Йога (к примеру, статьи болгарского философа Кенчо Динева Кенева, опубликованные в болгарском журнале Философская мысль, 1969 г., № 1 и 5).
Термин этот рассматривается как единение, гармония физического и психического состояния человека, как гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека.