d9e5a92d

Гармония трех начал человека


Французский врач, научный сотрудник Национального научно-исследовательского центра во Франции Жан-Жорж Хенротт также пишет, что Йога означает единство - не в смысле единение с Богом, как часто его ошибочно трактуют, а в смысле внутреннего единства. Йога - это, прежде всего, совокупность методов, способствующих выработке единой, цельной личности (Хенротт Жан-Жорж. Йога: ничего сверхъестественного.

Литературная газета, 1970, 2 сентября.).
Бывший премьер-министр, крупный общественный и политический деятель Индии Джавахарлал Неру в своей книге Открытие Индии писал: …значение теоретических частей Йогической системы Патанджали относительно не велико; важен метод. Вера в Бога не является неотъемлемой частью этой системы... (Неру Джавахарлал. Открытие Индии. - Москва, Иностранная литература, 1955, стр. 192.)
Итак, Йогу следует рассматривать как гармонию трех начал человека: физического, умственно – эмоционального (психического) и духовного. Целью Йоги является достижение и поддержание такой гармонии. Эта цель имеет несколько аспектов: Раджа Йога, Бхакти Йога, Карма Йога, Джнани Йога, Тантра Йога, Крия Йога.

Лая Йога, Мантра- или Джапа Йога, Кундалини Йога и так далее.
Раджа Йога - это господство сознания над всеми тремя началами человека, развитие Сверхсознания и постижение с его помощью Бога. Ее еще называют высшей, царственной Йогой. Она раскрывает все потенциальные возможности личности.

Для этого используются сложные приемы само регуляции психики (самовнушение, отвлечение чувств от внешних и внутренних раздражителей, концентрация внимания и др.).
Хатха Йога является подготовительным этапом Раджа-Йоги. Термин Хатха символический и несет глубокий философский смысл. Ха - солнце, Тха - луна. Это символ единства противоположных начал. Во Вселенной противоположные начала существуют во всем (тепло - холод, положительное - отрицательное, свет - тьма, электрон - протон, мужчина - женщина и так далее).

Единство и гармония противоположностей создают равновесие. Хатха Йога - это учение о физической гармонии или гармонии, достигаемой с помощью физических средств воздействия на организм (диета, дыхание, асаны, гидротерапевтические процедуры и т.д.) в отличие от психических средств воздействия Раджа Йоги. Хатха Йога ведет к физическому совершенству и благополучию, что имеет большое значение для тела, ума и духа человека. Она учит, как добиться долгой, здоровой и счастливой жизни путем совершенствования здоровья.

Здоровье - это всеобщее богатство. Не случайно многие авторитетные Йоги считают Хатха Йогу начальным звеном в духовном совершенствовании, т.к. в здоровом теле - здоровый дух. Кстати, это изречение встречается в Санскритских источниках, которые датируются еще VII-VI веками до нашей эры.
Бхакти Йога - преданность, служение Богу, бескорыстная любовь к Богу, ко всему мирозданию, которое является Его творением. Посредством такого раскрытия души происходит гармонизация личности и единение с Богом.
Карма Йога - активный труд и действие. Любое действие, работа должны совершаться с предельной самоотдачей и вниманием, абсолютно бескорыстно. Они должны быть посвящены Богу, стать положительными. Божественными.

В этом заключается секрет успеха в Йоге, в достижении Бога.
Джнана Йога - достижение Бога с помощью знания, кропотливое изучение и практика всего, что способствует приобретению Божественной мудрости. Божественная мудрость - это гармония знаний, почерпнутых из священных писаний, а также из уст Учителя и проверенных на практике.
Тантра Йога - изучение природы взаимодействия противоположностей и достижения гармонии посредством половой жизни, в которой достигается единение с Богом с помощью контроля чувств, эмоций, особых технических приемов и мантр.
Лая Йога - использование ритмов и вибраций, идущих из космоса и оказывающих воздействие на биосферу Земли, то есть космическая Йога, способствующая достижению гармонии через познание биоритмов микро- и макромира, растворения сознания и превращение его в Сверхсознание, постижение Бога. По мнению Йогов, а сейчас с этим согласны также современная медицина и биология, в основе подавляющего числа заболеваний лежат нарушения биоритмических процессов (биоритмов) на самых различных уровнях – от молекулярного, субклеточного до уровня органов, систем органов и организма в целом. Лая Йога помогает предупредить и лечить болезни, связанные с нарушением биоритмов (десинхронозы); жить, как говорят Йоги, в гармонии с Вселенной, с ее ритмами.


Крия Йога - внутреннее и внешнее очищение, морально-этический аспект Йоги. Прежде чем осваивать любую разновидность Йоги, необходимо пройти Крия Йогу. Чтобы взрастить добрый урожай, нужно расчистить заброшенную землю, выкорчевать пни.

Так и в обучении Йоге. Ученик должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, а вместо них воспитать в себе положительные качества, без которых прогресс в Йоге невозможен.
Мантра- или Джапа Йога - воздействие звуковых вибраций путем мысленного и устного произношения и пения определенных гласных, слогов; повторение имени Бога. При этом возникают определенные звуковые вибрации, положительно воздействующие на физическое, психическое и духовное начала человека.
Кундалини Йога - развитие и использование скрытой силы человека (Кундалини). Это разновидность Хатха Йоги и Раджа Йоги.
Имеются и другие, относительно редко встречающиеся аспекты Йоги (Нада Йога, Самадхи Йога и так далее), которые чаще всего являются производными или синонимами указанных выше видов.
Такое разделение аспектов Йоги в известной мере условно, но имеет большое методическое значение, так как позволяет заниматься Йогой всем людям, независимо от пола, возраста, профессии, вероисповедания, национальности, учитывать особенности каждого ученика, его индивидуальность, потребности и наклонности. По сути дела все аспекты Йоги взаимно дополняют друг друга. Их элементы используются при освоении любого направления этого учения.

Поэтому многие центры Йоги в Индии практикуют так называемую Пурна Йогу, то есть комплексную Йогу или синтез всех аспектов Йоги.
В Индии существуют различные школы преподавания Йоги, которые имеют незначительные и часто непринципиальные различия. Но наиболее признанным считается направление, принятое в Делийском центре Йоги, а также в Институте Йоготерапии и Йогокультуры в городе Лакхнау - столице самого крупного индийского штата Уттар-Прадеш.
1.3. ЙОГА ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Учение Йогов - одно из самых древних. Есть предположения, что Йога и ее последователи существовали около 10 тысяч лет тому назад. Об этом свидетельствуют древнейшие памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды (а точнее, Ригведа, которая, по мнению ученых, создана более 2,5 тысяч лет до нашей эры).

Они представляли собой сборники знаний той эпохи и содержали самые разнообразные сведения: описание обрядов, поэтические гимны, воспевающие красоту природы, свод законов (Дхарма), регламентирующих жизнь общества, и тому подобное; в них были предприняты первые попытки постичь тайны окружающего мира и жизни человека.
В Древней Индии жизнь человека условно делилась на несколько этапов: период детства; период обучения; период супружеской жизни и активной социальной деятельности и период отшельничества. Человек появился на свет, рос, развивался, занимал определенное общественное положение, а в преклонном возрасте уходил в труднодоступные места, горы, предавался размышлениям о прожитой жизни, делился своим жизненным опытом, мировоззрением с учениками, которые обычно окружали мудрецов, или, как их называют в Индии, риши, гуру, садху, санньяси. Их опыт обобщался в течение тысячелетий, тщательно обрабатывался и испытывался в различных условиях разными людьми. Так появилась Йога, путь психофизического и духовного самоусовершенствования, позже превратившийся в стройное учение (Существует гипотеза космического происхождения Йоги, согласно которой в глубокой древности инопланетяне передали это учение жителям Земли. Некоторые Гуру в Индии считают, что Йога была передана людям непосредственно Богом посредством медитации).

Именно его богатый практический опыт привлек к Йоге различные философские школы, которые с ее помощью пытались утвердить свое собственное превосходство над другими школами. Почти все древние философские системы Индии, как материалистические (Чарвака), так и идеалистические (Буддизм, Веданта), в той или иной мере использовали Йогу. Пытаясь закрепить свою исключительность в сознании людей, эти системы придавали Йоге мистический характер, держали в секрете от непосвященных ее практику. Для индийцев Йога была методом соединения души с Богом, Абсолютом (первопричиной, основным началом всего существующего).

Суть этого метода заключалась в том, что при соответствующей тренировке ума достигается более высокий уровень сознания, так называемое Сверхсознание. От путешественников из других стран и колонизаторов тайны Йоги тщательно скрывались. Для них было доступно лишь внешнее знакомство с чудесами и фокусами Йогов.

Такая скрытность Йогов объяснялась не только негативным отношением индийцев к колонизаторам и попыткой сохранить это учение в неприкосновенности и без искажений, но и традицией Востока, согласно которой Йога может передаваться лишь от Учителя (Гуру) непосредственно ученику (Челя) постепенно: от простого к сложному. Гуру строго следил за тем, чтобы Челя получил информацию и осваивал ее ровно настолько, насколько он способен был ее воспринять. Причем сам Учитель уже прошел путь ученичества и испытал на себе методы Йоги.

В этом состоит рациональный научный подход к воспитанию вообще. На Западе же нередко пытаются добиться цели (и Йога не исключение) любыми путями и средствами, нарушая методические рекомендации, не изучив одного вопроса, переходят к другому и так далее. Так заниматься Йогой нельзя.

Она рассчитана на Homo sapiens (человека разумного) в прямом смысле этого слова.



Содержание раздела