Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), последовательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Яны должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни.
Когда пять предписанных правил будут разучены, продолжая совершенствоваться в них, можно перейти к следующей ступени - Нияме.
Если Яма означает смерть порокам, то Нияма – это противоположное качество - возрождение, культивирование нового, естественного, положительного образа жизни, мышления. Нияма также состоит из пяти разделов.
1. Шаоча - внутреннее и внешнее очищение или чистота тела, чувств, жизненных сил и ума. Этот пункт является основополагающим. Остальные расширяют и дополняют его.
Шаоча ведет к следующим добродетелям: чистому сознанию, радости, контролю чувств, концентрации ума и самореализации. После перечисления всех пяти разделов Ниямы будут подробно изложены различные очистительные процедуры Шаочи.
2. Сантоша - развитие довольства, удовлетворенности, культивируемых на месте уничтоженной алчности и стремления к удовлетворению соблазнов. Это победа над противоположностями. Здесь ученик достигает уравновешенности, сбалансированности желаний и контролирует их. Удовлетворенность, возникающая как результат постоянной благодарности Богу, гармоничной полноценной Божественной жизни полной духовных устремлений, дает адепту Йоги неописуемое непреходящее трансцендентальное блаженство и радость. Чувственные удовольствия, к которым стремятся многие люди, приводят к неудовлетворенности, сопровождающейся умственными расстройствами в такой степени, что все достижения, все свершения теряют свое очарование.
В результате возникают волнения, ведущие к цепи кармических страданий.
3. Тапас - простота, самообуздание, самодисциплина, направленная на создание положительного характера, который вы считаете своим идеалом. Сюда же относится воспитание решительности, настойчивости, терпения и выдержки. Это контроль умственного поведения, органов чувств и органов действия.
Тапас - это подготовка, необходимая для самореализации, получения Божественного знания и Богореализации. Тапас бывает трех видов:
а) Тапас тела (кайика) - соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых Йогой, закаливание и тренировка тела (Хатха Йога). Йоги против аскетизма. Аскетизм - это крайность, дисгармония, Йоги предпочитают золотую середину. Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель, самоистязание.
Но и пренебрегать совершенствованием тела не следует. Йоги рассматривают тело как храм души. Все духовные, умственные и физические устремления в жизни на Земле можно реализовать только посредством тела.
б) Тапас речи (вачика) - говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях Йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание (Маона). Оптимальный вариант - молчать один день в неделю (в выходной).
В этот день старайтесь думать о Боге, о Природе, космосе и тому подобном и больше бывать на свежем воздухе. В речи всегда старайтесь быть кратким и конкретным и не говорите без необходимости. Уместно вспомнить пословицу: Слово - серебро, молчание - золото.
в) Тапас ума (манасика) - культивирование спокойствия, уравновешенности, радостного, приподнятого настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. Это устойчивый самоконтроль ума во всех обстоятельствах.
4. Свадхьяя - регулярное, самостоятельное изучение священных писаний, самооценка, а также повторение священного слога ОМ или имени Бога и созерцание Его добродетелей. В Индии в качестве священных писаний используют Веды, Упанишады, Бхагавадгиту и другую авторитетную ведическую и тантрическую литературу. Для последователей других религий рекомендуется изучать соответствующие их традициям священные писания. Например, христианам следует читать Библию, мусульманам - Коран и так далее.
А также можно читать религиозную литературу, связанную с поэзией жизни и любви Бога, которая вызывает симпатию и притягивает к себе. Все эти книги следует читать с теистическим отношением. К сожалению, большинство людей в основном читают беллетристику и специальную литературу (помогающую в работе), чего, разумеется, недостаточно для того, чтобы вести здоровую и счастливую духовную жизнь.
Практика Свадхьяи принесет знания, поможет в разрешении сложных жизненных проблем, положит конец невежеству (невежество не имеет начала, но имеет конец, а у знаний есть начало, но нет конца). Она воздействует на мысли, устраняет непостоянство ума, способствует духовному развитию, целеустремленности, самопознанию и самовоспитанию, облагораживает душу, формирует нравственность, устраняет злобу и другие негативные качества психики, в священных писаниях заключена божественная поэзия, пропитанная трансцендентальной философией Бога. В них прекрасно описано все Творение, которое воспевает великолепие Творца.
Стремитесь к естеству. Природе, восхищайтесь очаровательными и сладкими улыбками Бога.
Самооценка подразумевает ведение счета своему прогрессу по пути самореализации и реализации Бога, а не ради того, чтобы произвести на кого-то благоприятное впечатление или похвастаться.
Повторению мантры ОМ или имени Бога следует обучаться непосредственно у Гуру. Во всех религиях мира существуют специальные молитвы или слова обращения к Богу.
Реализация Свадхьяи ведет к сближению с Богом. Духовные наставники советуют постоянно помнить: Человек становится тем, что он изучает, что он созерцает и чему поклоняется. В Индии это известно, как связь или союз с желанным.
5. Ишвара-пранидхана - посвящение всего себя Богу, подчинение и преданность Богу, жажда его любви. Для этого необходимо соблюдать Брахмачарью, Сантошу, Свадхьяю, а также религиозные обряды и ритуалы. В результате чего человек получает разрешение для входа в Брахмалоку (обитель Бога), где есть возможность иметь аудиенцию с Богом.
Сознание человека приобретает трансцендентальные свойства, испытывает неописуемое блаженство, радость и счастье.
Правила Ниямы, так же как и Ямы, следует практиковать в течение всей жизни в делах, речах и мыслях, изучая и внедряя их постепенно, последовательно и регулярно. Они согласуются со всеми религиями мира и являются основой подлинно духовной жизни, веры в Бога. Бог один, но различные религии описывают Его по-разному ввиду национальных и культурных особенностей каждого народа.
Религии, в которых имеется несколько богов, этим подчеркивают отдельные качества, аспекты, проявления единого Бога.
Нужно сказать, что Яму и Нияму не следует изучать формально и выполнять прямолинейно. Это сделало бы человека роботом с заданной программой. Следует вдумчиво подходить к этим вопросам. Руководствуясь общим положением, претворять их в жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам.
Йог - это не эгоист, с безразличием созерцающий страдания ближнего. Всегда следует подчинять свои мысли, слова и поступки Божественной Воле, идеалам добра и справедливости, оказывать помощь слабому, бороться с несправедливостью и тому подобное.
В настоящей книге подробно рассмотрен первый раздел Ниямы – Шаоча (внутреннее и внешнее очищение), где внутреннее очищение-это очищение ума от порочных мыслей, отрицательных черт характера и эмоций; развитие доброжелательности и других добродетелей, что достигается выполнением положений Ямы и Ниямы.
2.2. ДИЕТА
К внутреннему очищению относится также принятие чистой пищи. Подразумевается не только чистота в выборе средств добывания и приготовления пищи, но и тщательная диетическая подборка продуктов с исключением всего вредного и бесполезного (насколько это возможно в конкретных условиях). Правильно питайте свое тело, остальное сделает за вас Природа и Бог.
Йоги рекомендуют свести к минимуму или даже совсем исключить из рациона следующие продукты:
1.Все продукты животного происхождения (мясо, рыбу, яйца, птицу и все изделия из них), за исключением молока и меда. Йоги советуют отказаться от их употребления не только по моральным соображениям, вытекающим из практики Ямы-Ниямы (губится жизнь животного), но и ввиду их вредности для организма, что отчетливо прослеживается на примере мяса. Мясо содержит много токсических веществ, ядохимикатов, которые животные поедают вместе с кормом.
Мясная пища вызывает в кишечнике процессы гниения, отравляя весь организм. После переработки мяса появляются пуриновые основания, которые не может обезвредить даже печень; они делают человека злым, раздражительным и агрессивным, что отражается на его характере и поведении. Мясо вызывает преждевременное половое созревание, но способность к половой жизни у мясоедов исчезает раньше, чем должно быть, - характерный признак преждевременного старения.
Строение желудочно-кишечного тракта у человека (строение зубов, длина кишечника, наличие аппендикса) соответствует строению пищеварительной системы близкого к нему эволюционного вида обезьян, питающихся практически исключительно растительной пищей. У хищников строение органов пищеварения качественно отличается от человеческого.