d9e5a92d

Начальные этапы психофизической подготовки



На начальных этапах психофизической подготовки особое внимание уделяется:

1) нормализации физиологических процессов посредством релаксации и дыхательных упражнений;
2) правильному положению тела;
3) внешним условиям, удобным для длительной медитации.

В монастырской практике сидячей медитации обычно использовалась классическая йогическая поза лотоса или некоторые ее китайские модификации.

Рекомендация чаньского наставника: Когда вы впервые начинаете практиковать сидячую медитацию (цэо-чань) и созерцать свое сознание (кань - синь), отправляйтесь в уединенное место и сидите там, не сходя с этого места.

Сначала сделайте тело прямым и сядьте в правильную позу. Сделайте одежду свободной' и ослабьте пояс. Расслабьте туловище и конечности.

Промасса-жируйте себе позвоночник. Выдохните полностью воздух из живота. Через естественный поток дыхания вы обретете вашу истинную природу, ясную и пустотную, спокойную и чистую.

Когда ваше тело и сознание будут гармонизировать, дух тоже станет спокойным.
Однако психосоматическая релаксация не переходит в вялость и полную расслабленность, так как наряду с возбуждением это тоже считается отключением от оптимального функционального состояния и мешает медитации.

Поэтому в случае отключения в ту или иную сторону необходимо применять саморегуляцию (спокойное мысленное внушение нейтральности и т. д.) для восстановления и поддержания оптимального состояния.
Сам процесс медитации осуществляется при сосредоточении сознания, лишенного каких-либо образов или идей (мыслей), в одной точке (саискр. экагра; кит. и-нань-(синь).

Это состояние сознания сочетается с максимальной релаксацией и стабилизацией сознания, снятием психического напряжения и достижением предельно уравновешенного состояния.
Медитация начинается с сознательной концентрации внимания, медитирующий сосредоточивает его в одной точке и интенсивно всматривается своим внутренним взором в пустоту, стремится опустошить свое сознание до полного отсутствия каких-либо мыслей или образов восприятия. Такое состояние сознания называется одноточечностью сознания (и-нянь-синь) или сознанием, лишенным мыслей (у-нянь-сань), или несознанием (у-шнь).

Однако сосредоточенность сознания вовсе не означает, что его нужно жестко фиксировать на определенном объекте. По мере тренированности медитирующий вырабатывает в себе способность к несознательной концентрации взимания, когда -сознание свободно движется от одного объекта к другому, течет как вода, не задерживаясь ни на одном объекте. И вместе с тем. отражая его с максимальной адекватностью, когда медитирующий в состоянии сосредоточить свое внимание на определенном объекте без веяного напряжения и осознанного стремления сделать это, то есть как бы при пассивном участии самого человека или, точнее, его индивидуального Я, которое в таком состоянии перестает быть контролерам или наблюдателем собственной психической деятельности, как бы растворяясь без остатка в общем потоке психики.

У-синь - это действие (на каком угодно уровне - физическом или психическом) без попыток в одно и то же время контролировать и наблюдать за действием со стороны. Поэтому такое состояние называлось также y-вo - не-я, отсутствие индивидуального Я.

Главным содержанием медитации является реализация пустоты (санокр, шуньята, кунья; кит. чжэныкун, сюй-кун) и выход за пределы собственного Я.

Чань-буддист подвергает интуитивному рассмотрению (созерцанию) свой собственный поток психики, свое Я - образы, мысли, чувства, стремления и т. д., в результате чего обнаруживает, что все эти феномены, все, что он в состоянии обнаруживать в этом погоне, не имеет отдельного, независимого существования и в этом смысле нереально, а его Я. нельзя свести ни к какому-либо одному феномену его психики, ни к их сумме, и поэтому говорить о своем Я как о чем-то реально существующем можно лишь условно.

Через переживание отсутствия собственной, независимой сущности различных психических образований (эмоций, мышления, восприятия и т. Д.) постигается пустотность, то есть несубстанциональность, иллюзорность, отсутствие собственной независимой сущности всех вещей и явлений, всего феноменального - внешних объектов, так называемых живых существ (кит. чжун - шэн), своей собственной природы, а также пустотность самой пустоты. Пассивно созерцая феномены своей психики и внешние образы восприятия, следует проявлять полное безразличие, максимально отстраненное (отрешенное) отношение к мелькающим мыслям и образам, которые должны следовать в общем потоке психики легко и свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и бесшумно пролетающим по небу и бесследно исчезающим вдали.



Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и чувствам течь свободно, наблюдая за ними без какого-либо определенного намерения, пока они самопроизвольно не исчезнут. У -синь - это состояние целостности, в котором сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго сознания или Эго, стоящего над ним и контролирующего его. При -этом психика, лишенная дестабилизирующего и деструктирующего вмешательства индивидуального Я, предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая наиболее естественным для себя образом успокаивается сама собой и достигает предельно уравновешенного и безантропийного состояния, которое уподобляется чань - наставниками зеркальной поверхности спокойной воды: Это такое состояние сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни одна склонность не может доминировать над другими.

Основной упор в чаньской медитации делается на естественной саморегуляции, когда медитирующий не стремится навязать своей психике направляющую и регулирующую волю своего Я, а наоборот, отказывается от представления о дискретности собственного существования, выходит за пределы индивидуального Я и оставляет свою психику в покое, представляя ей возможность самой управлять своей деятельностью в соответствии с собственными, наиболее естественными для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования.

Однако отказ от ощущения своего Я как дискретной сущности не означает абсолютную бесконтрольность мыслей и поступков, полную безответственность и безвольную реактивность, лишенную всякой целенаправленности, а лишь освобождение от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов и психического напряжения, обусловленных привязанностью к своему Я.

Моя система чаньякой тренировки направлена на то, чтобы развить силу воли и полное самообладание, но не в смысле жесткой внешней дисциплины, а в смысле- самоконтроля и саморегуляции, когда бразды правления берет на себя психосоматическая целостность, в которой сознательные и подсознательные уровни находятся в гармоничном взаимодействии и непротиворечивом единстве.

При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная деятельностью индивидуального Я, должна уступить место безличной, совершенно объективированной воле, которая исходит от истинной природы человека и усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению всех ее потенциальных возможностей не мешают различные демобилизирующие факторы, связанные с наличием индивидуального Я: рефлексия, страх или беспокойство за свою Я - концепцию и т.

Чаньская традиция предписывает подчинять, воспитывать и развивать волю и другие психические функции, но не подавлять или уничтожать их. Буддийская концепция срединного пути избегает крайностей аскетизма, когда чувства тренируются до тех пор, пока ,не перестают выполнять свои функции: глаз не видит, ухо не слышит.

Подлинное воспитание чувств означает их тренировку с тем, чтобы они могли различать все формы чувственного сознания и оценивать их по достоинству. Одновременно подчеркивается, что без дисциплины и упражнения воли нельзя избавиться от омрачающих факторов психической жизни, так как дурные желания не могут быть устранены, если к ним относиться пассивно, - их устранит только сильная воля и целеустремленность.

В русле этой традиции чань - буддист стремится избегать крайностей аскетизма, с одной стороны, и полного отказа от веяной тренировки - с. другой, и в своей практике психотренинга используют сбалансированный подход, в котором усиленное напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина чу1вств и эмоций - с естественностью психических проявлений.
Под воздействием чаньского психотренинга такие важнейшие психические процессы, как сенсорное восприятие, представления, мышление, эмоции, память и т. д. не подавляются или искажаются, а наоборот, развиваются и усиливаются, поднимаясь на качественно новый уровень, в результате чего повышаются регулятивные способности всей психики в целом. При этом как и в даосизме основной акцент делается на естественности, хотя
в чань- буддизме уделяется более пристальное внимание тому, чтобы определенным образам организовать естественные психические проявления, обуздать их в рамках самодисциплины и самоконтроля,.

Чань -буддисты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на принципе бинарной аппозиции, видит дуальные отношения там, где их в действительности нет, расчленяя целое на части и противопоставляя их друг ДРУГУ. в результате чего разрушается гармоничное единство и целостность бытия и человек начинает отчуждать себя от своей внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей природной среды и противопоставляя свое индивидуальное Я всей объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или сумма объектов) деятельности этого Я; так человек утрачивает целостное видение мира, мира как неделимого целого, частью которого является он сам, и природной среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан множеством теснейших ув и во многом зависит от нее, несмотря на все свое могущество.



Содержание раздела