d9e5a92d

Кришна сравнивает гуны с их результатами


Если вы полностью и разумно используете свои чувства, по крайней мере, большую часть времени, тогда люди могут сказать, что вы саттвический человек. Когда преобладает саттва, все чувства прекрасно функционируют. Это совершенство в действии. Действие не означает просто что-то делать.

Даже когда вы смотрите, вы не упускаете ничего.
Иногда вы можете 15 раз встречать на пути одного и того же человека, идущего по одной улице вверх и вниз. Спросите его: “Вы знаете, что случилось на углу?”
- “Нет, я ничего не заметил”. Это недостаток наблюдательности. Но, когда все чувства находятся в бодрствующем состоянии, это качество саттвической личности.
Теперь посмотрим на характерные черты раджасической личности:
12. Арджуна, где бы ты ни встретил алчное поведение, беспокойство или постоянное стремление к тем или иным вещам, - всё это является признаками преобладания раджаса.
“Я хочу это; я должен иметь то”. Такой вид желания обладать вещами является преобладающим. Здесь будет алчность и чрезмерная активность. Не смешивайте активность, основанную на раджасе, с активностью, основанной на саттве.

В саттве также присутствует активность, но бок о бок со спокойствием, подобно быстро вращающемуся веретену, кажущемуся неподвижным, в то время, как в нём присутствует динамическая активность. По мере того, как скорость вращения веретена замедляется, вы начинаете видеть его неугомонное вращение. Это раджас.

Когда это происходит, веретено находится на высоте движения. Разве можете вы назвать это саттвическим? Нет.

Полное отсутствие всякой активности является тамасом.
13. Когда преобладает тамас, возникают лень, невежество и неразборчивое мышление.
В следующей шлоке Бог Кришна говорит о связи преобладающей гуны с душой, покидающей тело в момент смерти.
14. Если в момент смерти тела преобладает саттвический ум, тогда душа следует в чистые сферы мудреца, который знает Высшего.
Это может привести к мысли: “Ага, я всегда могу быть раджасическим и тамасическим. Но во время смерти я буду саттвическим, чтобы моя душа покинула тело в саттвическом состоянии. Это приведёт к другому рождению в утробе саттвической женщины.

Будущее окружение будет способствовать продолжению практики Йоги. Следовательно, почему бы мне ни делать то, что я хочу, а в последний момент просто стать саттвическим?”
К сожалению, вы не сможете поступить таким образом. Шри Рамакришна приводит прекрасный пример: “Человек научил своего попугая повторять священное имя “Рам, Рам, Рам...” Попугай всё время повторял “Рам”.
Однажды кошка увидела попугая и бросилась на него. В этот момент попугай просто издал крик. Он забыл сказать “Рам”.

Он просто закричал. Куда же делся “Рам?”
Мы не сможем лишь в последний момент выразить прекрасное качество. В последние минуты мы теряем большую часть своей силы. Всё, что преобладало в нашей жизни, будет преобладать в нашем уме в последнюю минуту.

Если большая часть времени жизни не была наполнена саттвой, вы не сможете обладать саттвой в конце жизни.
Более того, вы, вероятно, не сможете узнать, когда наступает конец. Он не даёт предупреждений. Когда вы являетесь квартиросъёмщиком, владелец дома предупреждает вас об освобождении дома за месяц вперёд; иначе вы можете подать на него в суд. Но Этот владелец Вашего дома никогда не сделает вам предупреждения.

Он просто скажет: “Время уходить”. В действительности он не всегда даже говорит и это. Врач может сказать: “Её сердце устало”. Это слова врача.

Но Ваш владелец дома просто заберёт ключ, даже не поставив вас в известность. В любой момент вас могут попросить убраться. Вы не можете сказать: “Нет, нет!

Позвольте мне принести ещё немного саттвы, прежде чем я освобожу помещение, поскольку мне говорили, что если я умру с саттвой, я могу попасть в более хорошее место”. Поэтому будьте готовы.
15. Если в момент смерти тела преобладает раджасический ум, тогда душа повторно родится среди тех привязанностей к необузданным действиям. Если в это время ум преимущественно тамасический, тогда душа будет зачата невежественными (относительно истины) родителями, которые пребывают в заблуждении.


Ребёнок приходит в семью ленивых, заблуждающихся, инертных людей. Мы можем увидеть истину в этих двух шлоках. Какими прекрасными являются дети, рождённые у духовной пары! Почему эти души выбирают таких родителей?

Это не то, что пара (мужчина и женщина) решила иметь таких детей. В известном смысле предыдущие действия души ребёнка заставили его выбрать эту утробу. Не думайте, что вы создаёте детей. Они даже не ваши дети.

Ребёнок принимает вас как своих родителей.
В Гите эти дети называются Йогабрастхами. Как раньше говорил Бог Кришна, они являются теми, кто совершал духовные практики и должен покинуть тело. Желая продолжать начатое, они, естественно, выбирают духовную пару в качестве будущих родителей.
Касаясь плодов действий, навеянных гунами, Кришна сравнивает гуны с их результатами.
16. Плодом хороших действий является чистый и саттвический ум. Плодами раджаса, в конечном итоге, являются боль и страдание.

А плодом тамаса является невежество (ошибочное восприятие нереального как реального).
Мы можем выразить это иначе: “Плодом саттвы является хорошее действие”. Мы не можем сказать, кто из них кого порождает. Если вы сознательно совершаете хорошее действие, вы развиваете саттву.

Если вы уже развили саттву, естественно, вы всегда будете совершать хорошие действия.
А плоды раджаса всегда вызывают страдание, поскольку раджасические действия основаны на страсти и эгоистической мотивации. Может быть, немного трудно понять, почему совершение эгоистических действий всегда вызывает страдание. Вы можете подумать: “Многие мои эгоистические действия принесли мне радость”. Однако возникает страх, а он является страданием. Поскольку вы достигли определённой радости просто для себя, вы не захотите терять её.

Беспокойство и страх потерять вызывает страдание. Вы хотите, чтобы радость продолжалась всегда.
Но в саттвическом действии вы ничего не хотите. Вещи просто приходят к вам. Когда они приходят, вы говорите: “Вы пришли? Хорошо.

Будьте здесь, если хотите”.
Тогда они могут сказать: “Ладно, мы пошли; увидимся позже”. Но если вы достигли чего-то из эгоистических побуждений, то не захотите даже позволить плодам просто быть где-то там, в другом месте. Вы немедленно запрёте их в своём сейфе, поскольку побоитесь потерять их.
Страдание вызывает не только желание и усилие, направленные на получение предмета. Страх его потери и усилия по защите и охране также вызывают страдание. Иногда получить легко.

Купив лотерейный билет за один доллар, вы легко можете выиграть 100 или даже 10000 долларов. Или неожиданно вы можете получить в наследство собственность. Заработок может прийти легко. Но как только вы приобрели его, вы не знаете, что с ним делать.

Куда следует его вложить: в банк или в какое-то дело? Возникает беспокойство относительно вложения капитала.
Поэтому я говорю, что раджас всегда означает страдание. Если вы являетесь саттвической личностью, и думаете: “Это пришло. Вероятно, Бог дал мне что-то и Бог скажет мне через кого-либо, что с этим делать. Что-то произойдёт.

Я не должен беспокоиться об этом”.
Проще говоря, любое эгоистическое действие является раджасическим. Вы можете получить некоторое возбуждение, но позже оно сменится подавленным состоянием. Возбуждение является состоянием, при котором ум отклоняется в сторону плюса. Вы теряете своё нейтральное положение. Маятник теряет свою нулевую точку, где он просто мирно покоится.

Но вы не можете всегда пребывать только в положительном положении. Вы должны качнуться назад. И вы не сможете просто вернуться в спокойное начальное состояние без отклонения в противоположную сторону.

Если вы отклонились на 30 градусов в сторону возбуждения, в положительную сторону, вы непременно отклонитесь почти на 30 градусов в отрицательную сторону страдания и депрессии. Поэтому возбуждение (раджас) вызывает страдание и депрессию.
Постоянное метание и изменение является результатом раджаса. Если неосознанно вы начнёте что-то делать подобным образом, знайте, что раджас преобладает в вас и приводит вас к этому. Остановите его. Вы можете использовать свою волю для контроля над всеми тремя качествами. Развивайте волю и культивируйте саттвическую часть, контролируя раджас и тамас.

Это Йога. Все йогические приёмы основаны на этом, то есть на постоянном поддержании вашего ума в саттвическом состоянии.
“Спокойствие является Йогой. Уравновешенность является Йогой”, - так говорит Бог Кришна во Второй главе. Всегда поддерживайте себя в возвышенном состоянии, но высота не должна быть создана каким-то действием. Возбуждение является искусственной высотой. Это неестественно.

Если вы нацелены на искусственные высоты, то должны быть готовыми встретиться с искусственными глубинами. Это подобно парению во время большого прекрасного “полёта”, которое сопровождается падением. Здесь не может быть мягкой посадки, поскольку вы не мягко взлетали.



Содержание раздела