d9e5a92d

Примерная классификация ощущений


...Проекция тела в осязательной области коры имеет вид маленького человечка — гомункулуса... с сильно искажёнными пропорциями... в сенсорной коре действительно существует ряд проекций (карт) поверхности тела (там же, с.71).
Сегодня доподлинно известно, что внутренние органы имеют свои выходы в покровах тела, которые представлены проекциями на поверхности кожи, названные зонами Захарьина-Геда. Кроме того ...ЦНС может резко изменять функциональное состояние рецепторных приборов кожи и прилежащих тканей (9, с.8).
Итак, любая точка кожи при контакте с чем-либо порождает ощущение. За время жизни тело многократно подвергается самым разным воздействиям, и направление луча внимания на отдельные его участки способно оживлять эти кинестезические следы.

Человек с высокой реактивностью нервной системы способен вызвать любые ощущения в коже, мышцах и даже внутренностях (что наблюдается при затяжных истерических фугах), когда никакого реального воздействия нет вообще!
Как выдал мне один из пациентов: — Да я что угодно почувствую, вы только скажите где...
Ум, располагая неосознанным опытом тела, открыт любым кинестезическим фантазиям, это и есть пресловутая работа с энергиями. Данные игры реально влияют на сознание, что принимается дилетантами за полезный результат, состоящий во временном отвлечении от внешних проблем.
Известно, что энергия ци движется по меридианам. Локализацию точек акупунктуры определяют в соответствующих областях тела на условных, принятых в рефлексотерапии топографических линиях по определённым анатомическим ориентирам, дополняемым делением каждой области на установленные в результате практического опыта индивидуальные по размерам пропорциональные отрезки (9, с.13).
На самом деле меридианы это условные линии, которых, равно как секунд и километров, в природе не существует. Другое дело, что ощущения у самых разных людей при одних и тех же расстройствах проявляются по типовым линиям, что и было подмечено в древнем Китае.
Ощущения, активированные лучом внимания, могут как угодно двигаться по плотной сети прошлых кинестезических следов, тяготея к виртуальным аттракторам, каковыми являются меридианы.
Нет никаких оснований для отождествления нади, по которым течёт прана, с меридианами, перераспределяющими ци. Эти модели полностью автономны, нади скорее являются аттракторами состояний сознания.

Тем не менее спецы энергетической йоговской накачки непринуждённо гоняют индийскую прану по китайским меридианам.
В сложных техниках Крия-тантр перемещение внимания происходит в очищенном и проработанном Хатха-йогой теле, с предварительной подготовкой сознания, эти действия требуют навыков, которые формируются в практике асан.
В начале 30-х годов XIX века Шульц опубликовал свою известную статью Аутогенная тренировка и анализ Раджа-йоги. Впоследствии он детализировал самовнушенное воздействие на тело и психику, за основу были приняты ощущения тепла и тяжести в конечностях, прохлада в области лба и т.д. Они вызывались произвольно и были стационарными, различаясь интенсивностью и локализацией.

Автор не рекомендовал (особенно в начальных стадиях освоения AT) двигать ощущения по телу, поскольку волевые усилия, потребные для этого, нарушают релаксацию. Современные же способы псевдойоговской работы с энергиями, как правило, не сопровождаются даже минимальным расслаблением.
Вначале гуру приказывает ощутить нечто реальное — ученик сразу это и чувствует, отчего внушаемость резко усиливается. Ощущения, вызванные вниманием — это поверхностные импульсы, моделирующие прикосновение, холод, тепло и т.д.

Гомеостаз, к счастью, штука достаточно устойчивая, его не нарушить уколами фантомных нервных разрядов, если они не достигают мощности, сравнимой с реальными воздействиями, что бывает редко и уж на вовсе глубоких стадиях внушения, самовнушения или фанатической веры. Выдающиеся способности к моделированию ощущений и состояний проявляют личности истерического склада.
Примерная классификация ощущений:

  • неясные, по неизвестным причинам проявленные в теле или на его поверхности, уходящие без следа;
  • типовые, возникающие при контакте с вещами, явлениями и предметами — напрягают только при чрезмерной интенсивности;
  • редкие и случайные, зависящие от внешних причин: удар током из неисправной розетки, бытовой ожог и т.д.;
  • необычные поверхностные либо внутренние, сопровождающие расстройства здоровья;
  • при специальной работе с телом: спорт, цирк;
  • в традиционной Хатха-йоге;
  • волевое управление функциями — йогический факиризм;
  • как побочная реакция при медитативной самонастройке;
  • при пробуждении Кундалини;
  • статические, вызванные в рамках AT и аналогичных техник;
  • в неойоге — фантомные психосоматические реакции;
<

p> Из материалов сайта: отправлено Фёдору от Виктора, 20.12.2001: Фёдор, я считаю (и это подтверждено практикой) что существуют разные режимы функционирования психосоматики. В том числе и такие, когда кухня внутренних процессов (в частности — циркуляция сигналов по сетям ЦНС и ВИС) может быть выведена в сознание и поддаётся ограниченному волевому воздействию — не в смысле силы сигнала, но касательно направленности.

Представьте, вот потеря сознания, кома, сон, но ведь аппаратура организма всё равно обеспечивает при этом жизнь. Во сне эта работа может восприниматься частично, и тогда человек из снов узнаёт о телесном неблагополучии.
Есть такие режимы жизнеобеспечения, при которых сознание воспринимает перемещение сигналов на коже и в объёме тела. Для этого сигналы должны быть выведены туда или выбиты, что и происходит при пробуждении Кундалини. Но если в Тантре раскрутка этого процесса смертельно опасна (поскольку в неё втягиваются центральные механизмы гомеостаза), то в цигун всё это гораздо мягче — немного иные условия, и уже реализуется иной аттрактор (сценарий развития событий). Практика киевских кругов вытаскивает это по-своему и, не имея таких наработок обращения с ситуациями, которыми располагает цигун и Тантра, многие горят на этом в прямом смысле слова: поперла энергия, жжёт, а куда её девать, что с ней делать — непонятно. Практики Рыбы и Ясочки — тоже вытаскивают/выбивают, очень сильно изменяя при этом сознание.

Другой вопрос — зачем? Да, можно всё это вытащить, и балдеть какое-то время, а потом начинает дёргаться уже вся система, и это мешает жить.

Перекосили тут — перекосится и там. Эволюция ведь недаром спрятала всё внутрь, оптимальное и адекватное отражение происходит в окрестности средних значений возмущения гомеостаза (или нарушения равновесия — как хотите). До тех пор, пока искусственное возмущение (пранаяма с задержками, асаны с бандхами и кумбхаками, манипулирование энергией и т.д.) задевает лишь периферийные константы — сознание остаётся более-менее обычным, сдвинутым умеренно, и после окончания практики всё восстанавливается. Затронуты константы центральные — мало того, что перекашивается функциональное состояние в целом, но и сознание съезжает соответственно.

Ощущения застревают в нём — не избавишься. А это отклонение от равновесия. Да, что-то новое воспринимаешь, но теряется и что-то из прежнего спектра восприятия — суммарные энергозатраты всегда равны единице. Вот и получается, что управление энергетикой просто игра с непредсказуемыми последствиями.

А чтобы оправдать различные ИСС, патологические сиддхи объявляют высшими и богоугодными. Ну и что здесь такого? Хлысты, скопцы, фанатики-индуисты, вертящиеся дервиши и т.д. и т.п. — всё это высшее и во славу Бога, так почему пробуждение Кундалини не может считаться святым делом? И считается! Так вот, в традиционной йоге параметры восприятия и функционирования трансформируются эволюционно, без нарушения обычного рабочего состояния психосоматики.

Потом и сиддхи приходят — но человек остаётся сам собой. Есть изменения, но нет их непомерной стоимости, и на поверхность ничего не вылезает, и возиться со всем этим не надо. Вышел из медитации — и остался тем, кем и был.

Ты тот же, только возможности другие, растёт мощность личности. А повезёт — и Сеть может выйти с тобой на контакт.

Не ты — только она сама. Всех благ!
Фёдору, отправлено Vi — 21.12.2001 в ответ на Re: Фёдору от Чайник — 21.12.2001
Это как раз понятно... речь-то шла не совсем об этом... А об ощущении потоков в теле и вне его как последствий, неграмотной с точки зрения ВСБ практики йоги... Просто некие аспекты деятельности организма начинают проступать в бодрствующем сознании, Виктор считает, что это нафиг не надо, и утверждает что эти вещи суть особенности работы ЦНС.

А я и говорю: как он намерен объяснить тот факт что эти трубы есть вне тела, а также можно добраться до этих каналов в теле другого человека. И, сознательно изменяя движение того, что по ним циркулирует, изменять состояние этого человека (что, конечно, стоит делать только в самых крайних случаях, но таковые бывают) так что суть не в психоанализе... И вот на данный момент, скажем, товарищ Чиа и господин Сид говорят по этому поводу вещи сильно непохожие на то, что говорит Виктор, ну да ладно...

Последовательности, которые он, Виктор, предлагает, всё равно замечательно работают и в этом плане тоже, правда не так круто как у Сида, но в этом, как ни парадоксально, есть свои плюсы! И, честно говоря, до встречи с Виктором я считал йогу техникой направленной на улучшение владения этими вещами и более тонкое их ощущение...



Содержание раздела