d9e5a92d

Это значит — не надо за мной!


Нетрудно сообразить, что описанное отклонение от среднего уровня гибкости находится на грани патологии, и пытаться подражать ему — откровенная глупость.
Касательно развития гибкости в йоге полностью справедливы слова песни Высоцкого: Эй, вы, задние, делай как я! Это значит — не надо за мной! Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей.
Есть параметры, которые свободно поддаются релаксационной обработке (усилие, скорость смены асан), а есть и более автономные, например дыхание, которое обычно зажимается от непривычной формы либо при излишнем нервном напряжении. Как только частота дыхания либо его интенсивность достигают какого-то предела, ВНС автоматически переводит систему в расходный, не йогический режим.

Интенсивное потоотделение также является признаком симпатического преобладания и не присуще традиционной практике асан, хотя при большой выдержке на каких-то участках тела может появиться испарина.
Более полувека назад Н.А. Берштейном была разработана актуальная до сего дня концепция построения движений, выявлены структуры ЦНС и вегетативного аппарата, отвечающие за это (16)
В упрощённом варианте модель эта выглядит так:
Уровень А — древние регуляции (подвижные механизмы внутренностей, оснащённые гладкой мускулатурой), они управляются ВНС.
Уровень В — более поздний, ему подчинены поперечно-полосатые мышцы. Системы этого уровня организуют самодостаточные движения, не направленные вовне, они детерминированы самим устройством организма как биомеханической машины.
С — уровень пространственного поля, в его границах ЦНС организует активность для достижения внешних целей, действия эти обладают смыслом и конкретностью.
D — уровень конкретных действий, работа с материальными объектами.
Уровень Е — структуры высших двигательно-осознаваемых уровней, отвечающих за организацию речи, письма, и прочих видов коммуникации.
Управление движением тела в пространстве организовано как единое целое, каждый уровень отвечает за обеспечение своей части вклада в решение конкретной задачи. Когда возникает навык — действие (движение) автоматизируется — сознание передаёт основные функции управления какому-либо из низших уровней или их группе. В рамках нашей темы интерес представляет уровень В.
Когда полное расслабление в асанах освоено, разрядка вытесненного возможна через тело, выражается она иногда спонтанной активностью как раз этого уровня. Пример: пациент тридцати шести лет, на протяжении двух последних десятилетий — каждое лето сенная лихорадка в тяжёлой форме. Способности к визуализации нет, ведущая репрезентативная система — кинестезическая.

После полутора лет регулярных занятий асанами и йога-нидрой появились мышечные подёргивания левой стороны лица, сначала в Шавасане, потом и в повседневности. Далее в Шавасане возникло следующее явление: в пальцах стоп начиналась слабая судорога, распространявшаяся по направлению к голове. Сначала сводило обе ноги, затем спонтанная мышечная активность, наподобие пляски святого Витта, нарастала, охватывая руки, туловище и лицо. Пациент не реагировал на происходящее, сохраняя внутренний покой.

Если этот непроизвольный сеанс продолжался более пяти минут, он прекращал его, сильно напрягая мышцы всего тела. Длилось всё это около трёх месяцев, причём пациент отметил, что после этих спонтанных разрядок общее состояние выражено улучшалось.

Затем явление сошло на нет, и, по его выражению, он стал значительно более спокойным.
Если нервно-эмоциональные состояния до какой-то степени могут быть утилизированы двигательной активностью, то есть и другая закономерность: мышечная нагрузка, накладывающаяся на нервно-эмоциональный перегрев, способна его усиливать! Именно поэтому Айенгар подчеркнул когда-то в приватной беседе: Любое движение йоги должно быть выполнено без возбуждения нервной системы этим движением.
Бернштейн дал совершенно потрясающую формулировку: Там, где есть развитие, каждое последующее исполнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи (асаны как таковые — В.Б.), а процесс решения (такое выполнение асан, которое ведёт к ЧВН), от раза к разу улучшая средства (16, с. 230). На месте любого ученика йоги я бы написал эти слова на видном месте и на них медитировал.



Регулярная практика асан (пранаям, медитации) — это повторение без повторения, и если человек говорит, что ему скучно делать одно и то же — не йогой он занимается!
Когда приходит совершенство в исполнении асан, наступает высший автоматизм, но Граница между произвольными и непроизвольными движениями отнюдь не совпадает с границей между движениями сознательными и бессознательными (там же, с. 242).
Б.К.С. Айенгар утверждает: Сначала я знал технику, не зная основ (то есть гипермобильность у него была природной). Техника и интеллект это две разные вещи, интеллект позволяет понять принципы практики поз.

Принципы, которые определяют технику, понять сложнее, чем непосредственно её саму (Молодость духа — интервью журн. Йогасара, август, 1994).
Или: Сегодня я отрабатываю искусство простоты, чтобы самые деликатные и сложные аспекты (йоги) можно было описать понятными для всех словами. И далее он, вышедший из той же традиции, что и Паттабхи Джойс (стиль которого характерен высокой нагрузкой), добавляет: Термин интенсивность часто неправильно понимают.

Это в гораздо большей степени ментальное, а не физическое действие... многие понимают это, как заставлять потеть. Интересно, как прокомментируют это те, кто обливается потом во время занятий йогой?
Каким образом складывается линия жизни человека, откуда взялось понятие судьба? Ницше сформулировал когда-то свой знаменитый парадокс: Истина есть заблуждение.

Одна из его интерпретаций такова: человек живёт, в сущности, никогда до конца не понимая, почему поступает так, а не иначе. Он выбирает цели и пути к ним, этот момент всегда в фокусе, но неясно кому принадлежит определяющая роль в стратегии и тактике — сознанию или бессознательному.

Кроме того, бытие подвержено случайностям. Оглядываясь в какой-то точке пути, человек видит: вот она дорога, оставшаяся позади.

Но когда он начинает объяснять себе или другим, отчего у неё именно такая конфигурация, пытается найти логическое обоснование её причудливым изгибам — неминуемо возникает заблуждение, интеллект не может охватить всю сумму осознанных, полуосознанных, неосознанных состояний, действий и поступков.
Античная модель мышления полярна: есть чёрное и белое, да и нет, ночь и день, ложь и правда. Древнеиндийские представления иные: нет чёрного и белого, есть лишь майя, иллюзия, творимая высшей реальностью.

Китайская модель наиболее адекватна: чёрное будет белым, и наоборот — всё бесконечно изменяется через переходы пропорций и сочетаний, непрерывную игру полутонов, состояний, ощущений, и единственное, что достоверно — это краткость периодов стабильности.
В первую очередь Хатха-йога приводит в порядок тело, однако у людей с расстроенным здоровьем в начале практики неизбежно временное ухудшение самочувствия. В этом случае занятия строятся в щадящем варианте, минимизируются либо от них следует временно отказаться, сохранив только йога-нидру (Шавасану).

Основанием для восстановления занятий в полном объёме служит улучшение и стабилизация самочувствия.
Что касается тех, кто более или менее вник в технологию, то у них изменение качества может продолжаться несколько лет, иногда сигналом очередной перестройки оказывается отчётливое ощущение полнейшего благополучия, после чего следует беспричинный спад и человека начинает колбасить.
Пример: дама среднего возраста, стаж практики асан около шести лет. Примерно раз в год по какой-то мелкой причине сильно подскакивает температура и пропадает сон. Такое состояние удерживается суток двое, причём чувствует себя дама прекрасно. Ночью, когда голова ясная, можно, по её словам, эффективно заниматься умственной работой.

Затем температура падает, и всё приходит в норму, после чего общая гибкость резко возрастает.
Бывают варианты более острые, вот, скажем, письмо от 26.04.2004: Здравствуйте, Виктор Сергеевич! Извините, что беспокою... Неделю назад, как обычно я приступил к утренним занятиям. Состояние было в норме, кроме набольшего воспаления лицевого нерва. Примерно в середине практики, в Шавасане, неожиданно появился очень сильный озноб, и началась трясучка, как в лихорадке.

Всё тело подбрасывало на полу. Только через 10 мин. смог позвать жену... Она быстро измерила температуру и давление. Температура была под 40, а давление 180/120.

Вызвала скорую. К приезду скорой (через 2 часа) всё пришло в норму.

Только появилась сильнейшая слабость и начала опухать вся левая сторона лица, походу лицевого нерва. Врачи открыли бюллетень с диагнозом ангина. И я неделю успешно отдыхал. В пятницу прошла опухоль и о радость, нос мой неожиданно задышал (до этого 4 месяца никакими каплями и промываниями не мог снять сильнейший отек слизистой).

И не только! Стал чувствовать запахи — впервые за 11 лет. Правда, не в полную силу, но моему счастью нет предела. Хожу, всё нюхаю и смакую пищу (до этого были простые вкусовые ощущения — сладко, кисло, солёно).

А сейчас прямо ассортимент. Вот такие у меня аффекты, похоже не получается спокойное размазывание их по годам.

Ещё раз прошу извинить за беспокойство, но, быть может, в Вашей работе с людьми такое бывает не часто....



Содержание раздела