d9e5a92d

Йога-нидра


  • ультрапарадоксальная: позитивные раздражители вообще не вызывают реакции, а отрицательные — дают реакцию положительную;
  • наркотическая: одинаково слабая реакция на все раздражения;
  • полное торможение: глубокий сон.
  • Многократно и ритмично пересекая в различной последовательности весь спектр этих фазовых состояний при установке на сохранность сознания (Я не сплю, я бодрствую, я слушаю практику йога-нидры...), субъект какое-то время пребывает в окрестностях парадоксальной фазы. Это даёт возможность установленному ранее намерению с одной стороны — проникнуть в бессознательное, укорениться там и стать постоянным генератором неосознанных действий. С другой стороны — сохраняется осознанность при фактическом отключении сознания. ...Любая мысль, которую ты удерживаешь в уме при состоянии внутреннего молчания, равносильна команде, поскольку там нет других мыслей, способных соперничать с ней (88, с. 454).
    Йога-нидра может (с крайней осторожностью!) использоваться для самопрограммирования, данный процесс здесь НЕ описан, поскольку небезопасен и требует большого опыта.
    Опыты с участием Свами Рамы (Канзас, 1977, фонд Меннингера) показали, что бодрствующее сознание может сохраняться в переходных стадиях торможения. По характеру ЭЭГ было видно, что йог находится в состоянии глубокого сна, но при этом он воспринимал вопросы, обращённые к нему, и улавливал основные события окружающего. Будучи освоенной, Йога-нидра позволяет получить четвёртое состояние — сверхсознание. Владение Йога-нидрой даёт возможность управлять сновидениями. Способность Я наблюдать собственные сны это динамическая форма пратьяхары.
    Йога-нидра восстанавливает нарушенные функциональные связи между левой передней и правой задней частями полушарий мозга, а также снимает перевозбуждение левого заднего и правого переднего их участков, формирующее депрессию.
    В сущности, к четвёртому состоянию, так или иначе, ведут все медитативные техники нужно лишь, чтобы они отвечали психическому складу конкретного человека.
    Признак подлинно медитативного состояния — преобладание в ЭЭГ активности альфа-ритма, некоторое время он сохраняется даже при открытых глазах, чего не бывает в обычном бодрствовании.
    Вернёмся к теме главы. Итак — асана. Этот технический термин почти одновременно появляется в Шветашватара и Кшурика упанишадах, Бхагавадгите и Буддхачарите (Ашвагхоша, I век н. э.). По-видимому, физический аспект йоги имеет весьма древние корни, поскольку об асанах смутно упоминают Веды. Однако понятия асана и пранаяма были ассимилированы арийской культурой не сразу, что отразилось в более поздних произведениях, например в Тришикхабрахмана-упанкшаде, где позы обсуждаются достаточно подробно.
    Опираясь на тёмные места первоисточников и разночтения комментаторов, йогические ревизионисты нашего времени заявляют: Книжная традиция Патанджали, возникшая, по некоторым оценкам, в сто пятидесятом году до нашей эры, является мёртвой. Считается, что Вьяса, первый комментатор Патанджали, уже не имел связи с традицией — если таковая вообще существовала (62, с. 80).
    Всемирно известные учёные Дасгупта и Щербатской не практиковали йогу, но, обладая громадным объёмом информации, в непрерывности её традиции почему-то не сомневались!
    Тем не менее, Сьоман (62) утверждает, что история йоги ...Основывается... на отдельных текстах, и ей не хватает единой основополагающей идеи (с. 84).
    Именно тело является тем инструментом, с помощью которого достигаются духовные цели. В этом вся Хатха-йога. Натхи непреклонно стоят на том, что Хатха-йога — это духовная дисциплина. Но сегодняшняя точка зрения очень отличается... (62, с.93).
    Что же представляет собой модная Аштанга-виньяса-йога, распространяемая сегодня по всMму миру учениками и последователями гуру Кришнамачарьи, и в чём её отличие от традиционной Аштанга-йоги (она же — Раджа йога Патанджали)?
    Ни у Патанджали, ни у его комментаторов о виньясах не сказано ни слова. В поздних (средневековых) тантрических текстах, таких, как Хатхайогапрадипика (где перечислены 15 положений тела) и Гхеранда-самхита (32 положения), также не обнаруживается каких-либо следов виньяс!


    Что говорит первоисточник, то есть Йога-сутры?
    46. Асана есть неподвижная и удобная поза.
    47. При прекращении усилия /асана/ достигается... Совершенство асаны достигается при полном снятии напряжения, благодаря чему прекращаются все движения тела — так говорит Вьяса в своей Бхашье. (99, с. 143)
    Вот ещё ряд вариантов перевода данных шлок:
    П. Градинаров: 46. Асана [должна быть] устойчивой и удобной.
    Р. Мишра: 46. В результате практики асан достигается прекращение усилий и сосредоточение на бесконечном;
    Т. Дешикачар: 46. Асана должна позволять удерживать внимание и сохранять расслабленность.
    Вивекананда: 46. Положение тела есть то, которое твёрдо и приятно;
    А.Фальков: 46. Асаны — это позы, сочетающие в себе устойчивость и удобство;
    К. Свенссон: 46. Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.
    ССС: 46. Слово асана означает положение для медитации. В данном случае это не означает физические упражнения (Хатха)-йоги. Обычно словом асана обозначают упражнения йоги, но в данной сутре оно означает положение, предназначенное для медитации. Например, Свастикасана, Сиддхасана, Падмасана, Стхирасана, Сукхасана и Самасана — это позы, предлагаемые для медитации, но нет никакого ограничения и для других положений... Поскольку слово асана буквально означает позу для сидения, мы должны понимать это именно так. Позже риши включили в понятие асан и другие позы, типа Сиршасаны и т.д. Не будет никакого вреда, если эти позы практикуются Раджа-йогом, тот факт, что они не включены в Сутры вовсе не подразумевает их ненужность. Позы, способствующие достижению равновесия в теле, также должны применяться, хотя они и не упомянуты Патанджали (Four Chapters on Freedom — commentary on the Yoga Sutras of Patanjah).
    П. Градинаров: 47. [Это постигается] при помощи расслабления усилий и медитации о Бесконечном (змее, Шеша).
    Т. Дешикачар: 47 (276, с. 210) фактически не переведена;
    Вивекананда: 47. Путём лёгкого усилия и размышления о беспредельном положение тела становится твёрдым и приятным.
    А.Фальков: 47. При лёгком усилии и размышлении о бесконечном.
    К. Свенссон: 47. Это достигается ослаблением усилий и размышлением о бесконечном.
    Тело надлежит приучать без неудобства и боли оставаться в неподвижном состоянии в течение долгого времени (Надабинду упанишада, 3,3,1).
    Для очищения тела и достижения успеха в йоге совершенно необходима правильная поза (Рудраямала-тантра, ч. 2, 24-38, 39).
    Важно то, что асаны делают тело устойчиво неподвижным и в то же время сводят физические усилия к минимуму (226, с.116).
    ...Это асана, общее название широко известных йогических поз, которое в Йога-сутрах определяются как стхира сукхам, т.е. неподвижные и удобные (там же).
    На уровне физического тела асана — это экаграта, концентрация на одной точке; тело сжато, сконцентрировано в точечной позиции. Подобно тому, как экаграта кладёт конец колебаниям... состояний сознания, так и асана, сводя бесконечное разнообразие возможных положений тела к одной архетипической... позе, прекращает телесную подвижность и неустойчивость (там же, С.П8).
    Итак, определяя сущность понятия асана, ни классические тексты йоги, ни Тантра не упоминают о каких-либо специальных движениях кроме тех естественных, которые необходимы для входа в позу и выхода из неё! Эти движения подразумеваются, но они имеют исключительно обслуживающий характер! Классическая модель события, именуемого асаной, это триада: вход в форму (асану), её фиксация (удержание в неподвижности), возвращение в исходное положение.
    К трём перечисленным компонентам ревизионисты (или, как они сами называют себя — новаторы) добавили четвёртый — виньясу, что в корне изменило смысл практики! Из статики она превратилась в динамику, поскольку бесконечные вставки виньяс, так называемые связки, это обычные физические движения, ведущие к преобладанию симпатики. Читта вритти ниродхо (ЧВН) в такой практике получить невозможно! Но тогда возникает вопрос: если Аштанга-виньяса не ориентирована на ЧВН, то на каком основании её вообще называют йогой?
    Цикл движений, именуемый Сурья-намаскара (СН), известен с глубокой древности, разные школы отзываются о ней весьма уважительно, включая ССС. Истоки у СН явно борцовские, изначально школы борьбы и йоги находились под патронажем одних и тех же монашеских орденов, нередко в одном помещении и с тем же учителем.
    Элементы СН, именуемые виньясами, и были включены Кришнамачарьей в структуру его личной практики в качестве ноу-хау. До сих пор его апологеты именно такую практику преподносят ученикам как традиционную йогу.
    Виньясы, либо нечто весьма похожее на них, описаны также в тибетских системах Янтра-йоги и кхор-ло, которые, вероятно, порождены климатическими особенностями высокогорья. Кришнамачарья утверждал, что виньясе и пранаяме он учился в Тибете, у Р. Брахмачари.
    Согласно Сьоману, виньясы использовались в ритуалах Вед для придания мантрам максимальной эффективности.
    Виньясами называются движения в промежутках между асанами (62, с. 97).


    Содержание раздела