d9e5a92d

КОНТРОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ


Этот метод в чем-то сходен с мысленным преследованием какой-либо абстрактной идеи до тех пор, пока она не становится парадоксальной, подобно попыткам согласовать бесконечность пространства и времени в понятиях их привычных единиц, или провести квадратуру круга, что просто невозможно осуществить.
КОЛЕСО Wheel
См. Чакры.
КОЛИЧЕСТВО Quantity
См. Качество и Количество.
КОНТРОЛЬ ВОСПРИЯТИЯ Control of the Senses
Управление и способность направления чувств развивается путем уравновешивания разума саньямой на их работе, характере, личности асмита, взаимосвязях анвайя и использовании артхаваттва. Эти пять проявлений каждого из пяти чувств индрийя связаны с 1 природой восприятия как источника информации, 2 общим характером чувствительности: 3 их индивидуальными признаками, или типом слух, зрение, и т.д., 4 их связью с ощущениями определенного типа, присущими отдельным отделам Природы, например, звук, свет, и т.д., и 5 ролью, которую они играют в образовании и обучении человека.
Далее, саньяма развивает также скорость восприятия, его действия вне области работы телесных органов чувств и степень овладения субстанциями, с которыми оно связано.
КОНЦЕНТРАЦИЯ Concentration
См. Дхарана.
КОША Koshas
Коша представляет собой проводник, футляр для хранения чего-либо, и часто переводится как "ножны", что подразумевает сбережение в них главного, меча. Человек описывается как состоящий из пяти кош:
1 Аннамайякоша. Буквально: проводник, состоящий из питательных веществ.

Она означает плотное физическое тело.
2 Пранамайякоша. Буквально: ножны, сотканные из праны см..
3 Маномайякоша. Этот футляр включает в себя разум, как высший, так и низший, в том числе эмоции, то есть манас, читту и кама см..
4 Виджнянамайякоша. Буквально, ножны, сотканные из мудрости буддхи, см..
5 Анандамайякоша. Буквально, сосуд, или ножны, сотворенные из радости с точки зрения веданты: аханкара, самовыражение Единства в живом существе.
Эти пять ножен включаются в три формы тела - шариры см., или дехи см., или упадхи см., и распределяются в них следующим образом:
Карана-упадхи содержит анандамайякошу.
Сукшма-упадхи состоит из виджнянамайякоши, маномайякоши и пранамайякоши.
Стхула-упадхи включает аннамайякошу.
КРАСОТА Beauty
См. Добро, Истина и Красота; Совершенства Тела.
КРИЙЯ-ЙОГА Kriya-Yoga
Йога действия. Патанджали разделяет ее на три компоненты: тапас управление собственным телом, свадхьяя умственное самопостижение и ишвара-пранидхана эмоциональное отношение, или внимательность к Богу.

Таким образом, крийя-йога означает йогу в повседневной жизни, в противоположность тем ее формам, которые предписываются для времени, отведенного для медитации. Некоторые считают ее подготовительной, или начальной йогой, которую следует в значительной степени освоить, прежде чем перейти к систематической практике медитации; так или иначе, но ее необходимо продолжать и далее, во всем стиле жизни, поскольку она помогает в достижении медитации и уменьшает влияние пяти источников несчастья клеша, наполняющих человеческую жизнь.
КРИЙЯШАКТИ Kriyashakti
Буквально означает силу действия, но означает действие разума, то есть мысль. В основе любых наших действий лежит мысль, кроме разве что рефлективных реакций, хотя на них мысль оказывает опосредованное влияние, поскольку характер и привычки рефлексов являются следствием мышления в прошлом. Крийяшакти представляет собой власть разума над материей, достигшую уровня, значительно превышающего привычную степень контроля ума над телом, путем воздействия и обратной связи со специально развитыми центрами тела.

Это делает возможным осуществление различных действий тела, результаты которых могут проявляться в формах "небольших чудес", хотя, разумеется, ничто в этом процессе не выходит за рамки природы и ее законов. В первую очередь, сила действия основана на великой власти концентрации разума.
КРИКАЛА Krikala
Один из младших вайю см., жизненных ветров.
КРИШНА Shri Krishna
Великий царь, живший в Индии около пяти тысячелетий назад, который был инкарнацией божества, пришедшего для установления в мире нового и лучшего образа жизни, что, как считается, время от времени совершается божеством см. Аватара.


Учение Кришны, преподанное им его преданному ученику Арджуне, стало основой великого произведения под названием "Бхагавад-Гита". Существенной частью этого учения является положение о том, что каждый человек способен достичь Божественного уровня, исполняя свои обязанности и свершая свои деяния на благо своих близких, с целью их благополучия, что является основой буддхи-йоги.
КУККУТАСАНА Kukkutasana
"Поза Петуха": тело удерживается на весу, опираясь на руки, вокруг которых обвиваются бедра и колени ног, сложенных, как в падмасане.
КУМБХАКА Kumbhaka
Буквально: "подобное горшку". Задержка дыхания в практике пранаямы см..
КУНДАЛИНИ Kundalini
Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине - фнудаментальной силе, или энергии, - таким образом, она женского рода.

Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна см.. По мере практики лайя-йоги см., кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны шесть чакр см.. Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с "качествами" человека, с которыми связана каждая чакра.

Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями.
Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках допускается использование и асан см., и кумбхаки см. и мудра см..

Строгие последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно.
Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал под названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он "тонок, как паутинка". Йог продвигает кундалини настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не достигает "тысячелепесткового лотоса" см. Сахасрара Падма в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается совершенством бытия.

После этого, по мере своего отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать "личного фактора", собственного влияния на описание виденного.
КУРМА Kurma
Один из младших вайю см., жизненных ветров.
КУТАСТХА Kutastha
То, что стоит выше или вне иллюзии см.. В человеке это атма, или подлинное Я человека.

В "Бхагавад-Гите" кутастхой именуется человек, нашедший удовлетворение в знаниях и опыте, овладевший своими чувствами и с одинаково ровным почтением относящийся к горсти земли, камню и слитку золота, особенно если это ровное уважение распространяется на доброжелателей, друзей, врагов, незнакомцев, нейтральных людей, ненавистиков, родственников, святых и грешников.
КУТХАСТХА Kuthastha
Буквально: "вышестоящее". Понятие, применяемое к Я, которое неизменно и стоит выше изменчивых явлений мира, как объективного, так и субъективного.

Кутхастхой именуется также человек, стоящий у основания корней генеалогического древа семейства. Высота йога, единого со своим духовным Я, заключается в том, что он сохраняет свою подлинную суть несмотря на любые внешние изменения, что рассматривается на примере наковальни кута кузнеца, с помощью которой придается форма множеству изделий, но без изменения формы самой наковальни.
КШЕТРА Kshetra
"Поле". Термин, используемый для обозначения всей сферы, области проявленного мира и всех объектов в ней.

С ним связано понятие "постигший поле" кшетраджня, которое обозначает подлинное Я, или атму.



Содержание раздела