d9e5a92d

Фрейм-игра «Ориентация на решение»


Фрейм-игра «Ориентация на решение»
Тому, упоминавшемуся в седьмой главе, я сказал:
Похоже, проблема действительно серьезная. У меня есть один вопрос: в каких случаях проблема переедания не является проблемой?

Что ты делаешь, где находишься, с кем общаешься, когда правильное питание дается тебе легко и естественно? Бывали ли в твоей жизни подобные случаи?
Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры
Ну разумеется, бывали.
Расскажи о них.
Он начал описывать исключения из правила переедания, создавая при этом другую карту, чтобы ориентироваться в ситуациях, побуждающих его к бездумному поглощению пищи. Позднее он рассказывал мне, как удивился, обнаружив, что упражнение (игра) «Исключения» помогло ему увидеть иной способ действия.

Он говорил, что почувствовал прилив творческой энергии, возможность управлять своей жизнью.
В игре «Расскажи об исключениях» используется процесс из шоковой психотерапии де Шазара. Он позволяет нам полностью сосредоточиться на исключениях и поиске решений на основании случаев, когда проблемы не возникало.

Таким образом, в действие приводятся «легенды» нашей жизни, образующие новую «легенду», или фрейм.
Игра «Питание как поток»
Предположим, вы задали фрейм, превращающий ваше питание в игру, в которой ваша цель - стать более дисциплинированным, научиться самоконтролю в питании и есть ради пополнения запасов энергии. Превращение такого действия, как еда, в игру мешает воспринимать ее как утомительную обязанность. А если бы вы могли преобразить свое питание так, чтобы в нем появилось больше особенностей, присущих игре?

Чтобы превратить питание в игру, вам понадобится следующее.
1) Конкретные цели когда, что и в каком количестве следует есть. Установите эти цели, чтобы иметь возможность точно оценивать свое питание.
8*
Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»
2) Непосредственная и немедленная ответная реакция. Чем вы воспользуетесь, чтобы питание вызывало немедленную ответную реакцию?
3) Испытания и навыки. Соответствуют ли ваши навыки испытаниям игры? Если ваши навыки намного превосходят предлагаемые игрой трудности, скоро вы заскучаете и бросите ее.

Если испытания превосходят ваши навыки, вы растеряетесь и смиритесь с поражением.
4) Интенсивный фокус. Притягивает ли эта игра и ее правила ваше внимание?
Если этот список показался вам знакомым, возможно, он просто напомнил вам необходимые условия «потока», описанные психологом-исследователем Михаем Чиксент-михаи. Превращение любой деятельности в поток требует прежде всего достижения осознания для развития навыков, в том числе сложного набора взаимодействий для приобретения высших навыков и дисциплины. Затем следует продолжительная сфокусированная и сосредоточенная практика.

При этом высшие навыки мастерства входят у нас в привычку, становятся автоматическими. Когда это происходит, мы, подобно спортсменам в известных условиях, легко переходим к той или иной деятельности и машинально демонстрируем высшие навыки, благодаря которым действуем как профессионалы или эксперты.
Как превратить идею подтянутости и здорового питания в поток?
Что, если бы питание и упражнения были больше похожи на игру, а правильное питание стало потоком?
Под «потоком» подразумевается один из пиковых (напряженных, трудных, сложных) опытов, которые мы все переживаем время от времени, когда забываем обо всем, живем
Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры
моментом, теряемся во времени и пространстве. Наше ощущение собственного «я», времени, обстановки и т. д. просто исчезает, мы обнаруживаем, что почти сливаемся с какой-либо деятельностью.

Эта деятельность может быть как простой (работа в саду, ходьба, бег, медитация), так и сложной (альпинизм, техническое изобретение, решение математических задач, написание романа, чтение книги и т. д.).
Михай Чиксентмихаи посвятил свою жизнь изучению «потоковых» опытов. Все началось случайно, с исследований «счастья» и творческих способностей.



В результате он написал несколько книг, объяснив структуру «потокового» опыта и указав необходимые условия, способствующие возникновению состояния потока.
Упрощенно его выводы можно представить так: поток действует в канале, расположенном между состояниями скуки и испытания и опытом, связанным с навыками и тревогой (см. 10.1). Представьте себе две оси испытаний и навыков.

Когда наш уровень навыков невысок, испытания, с которыми мы сталкиваемся, легко вводят нас в состояние растерянности. Когда наш уровень навыков высок, мы скучаем, нам недостает испытаний. Когда испытания достаточно просты, нам опять-таки становится скучно.

Но если испытания слишком сложны, мы теряемся.
Именно баланс достаточных испытаний для наших навыков и постепенного нарастания сложности испытаний в соответствии с вновь приобретенными навыками вот что позволяет нам входить в канал потока.
Эта модель демонстрирует структуру «потока» как состояния и как фрейм-игры. Если мы занимаемся какой-либо деятельностью и в ее рамках устанавливаем для себя небольшие, но постепенно усложняющиеся задачи мы приобретаем новую позицию, смотрим вперед, день ото дня
Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»
стремимся к новым испытаниям, и все это превращает нашу деятельность в игру.
10.1
Когда мы играем в эту игру, не теряя из виду общую картину и видя, как вписываются в нее наши ценности, у нас ежедневно возникает ощущение значимости происходящего.
Модель «потока» уравновешивает скуку и испытания, она дает нам возможность играть в игру «Еда ради утоления голода», или «Сенсорное удовольствие», или в любую другую из фрейм-игр «Здоровое питание» - так, чтобы в повседневной жизни мы находили множество возможностей развлекаться, питаясь и занимаясь спортом.
Эта новая игра позволяет нам развивать навыки для преодоления испытаний, которые в противном случае вызвали


Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры
бы у нас чувство растерянности или скуку. Она помогает нам добиться баланса, не оставаться на слишком низком уровне навыков, не теряться при любом испытании, не подниматься на слишком высокий уровень навыков и не скучать.

Мы входим в канал потока, когда наши навыки соответствуют нашим испытаниям, а жизнь (в том числе питание и упражнения) становится для нас интересной.
Чтобы испытать какую-либо деятельность как поток, необходимо создать многочисленные фреймы, чтобы нам не приходилось задумываться о себе, своих успехах и неудачах и т. д. Чем больше наше внимание поглощено самим опытом или деятельностью, тем легче мы теряем ощущение своего «я», времени, цели и т. д.
Чтобы поиграть во фрейм-игру «Поток», выполните следующие условия:
1) Установите цели, связанные с питанием, упражнениями, снижением веса. Укажите наиболее желаемые результаты.
2) Установите правила, как добиться желаемого, как стать подтянутым и стройным, как придерживаться здорового питания, не забывая об упражнениях.
3) Определите ответную реакцию, чтобы постоянно получать информацию и при необходимости вносить коррективы.
В этом процессе возникнет растущая сложность «я». Деятельность начнет создавать структуру самого содержания нашего сознания. То есть мы будем более вдумчиво подходить к тому, что делаем, как делаем и почему. Наши навыки будут развиваться соответственно сложности возникающих испытаний.

В конце концов развитые навыки сделают нас мастером каждого этапа игры, что, в свою очередь, создаст ощущение внутренней свободы и силы.
Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»
Условия потока
Питание и упражнения как поток

1) Четкие цели
Четко определенная цель, дающая немедленную ответную реакцию, о которой мы сразу узнаем. Конкретные цели, связанные с питанием и физической активностью, сначала незначительны, но постепенно становятся более серьезными. Они измеримы. Конкретны. Для подкрепления немедленное признание и подтверждение.
2) Возможности действовать решительно весьма велики
Они соответствуют нашей способности действовать. Наши личные навыки соответствуют испытаниям. Навыки в выборе еды, сознательном питании, отказе от некоторых продуктов, возможности открыть что-либо для себя заново, в поиске возможностей для физической активности в повседневной жизни, в постепенном вовлечении самого себя в эту активность.
3) Слияние действия и осознания; «однонаправленность» разума
Полная сосредоточенность на вкусе и текстуре пищи во время еды, отказ от прежних представлений высшего уровня о еде, здравый подход к опыту питания. Полная сосредоточенность на другой приятной деятельности -прогулках, беге, плавании, ходьбе по лестницам и т. д.

Фрейм-игры, вытесняющие прежние фрейм-игры

4) Сосредоточенность на непосредственной задаче
Несущественные раздражители вытесняются из сознания,беспокойства и волнения временно отступают. Питание и упражнения выполняются сосредоточенно, чтобы полностью отдаваться им и тем самым наслаждаться связанными с ними чувственными удовольствиями.
5) Ощущение личного контроля
Принадлежность выбора, решения и ответственности за здоровый выбор и привычки.
6) Избавление
от застенчивости,
расширение границ «я»
Ощущение роста и себя как части чего-то большего.
Сосредоточенность на ощущениях тела во время еды и упражнений, сенсорные удовольствия от еды, дыхания, расслабления и т. д.
7) Измененное ощущение времени, которое, как кажется, летит быстрее
Позвольте себе жить минутой, отдаться опыту.
8) Опыт становится самоцелью
Деятельностью стоит заниматься ради нее самой.
Признание ценности питания как снабжения тела топливом с целью повышения энергци, а ценности упражнений как способа проявлять эту энергию.

Как пользоваться своими способностями, чтобы сказать «нет!»
Выводы
Увлеченность некоторыми играми просто не даст вам возможности играть в другие игры - вот какова основная мысль этой главы. Мы стремимся научиться таким увлекательным и важным играм, чтобы они вытесняли старые фрейм-игры, превратившиеся в бедствие.
Игры это всего лишь игры, наборы действий, взаимодействий, взаимоотношений, мыслей, чувств, разговоров, позволяющие нам быть на высоте и пользоваться своими ресурсами в реальной жизни.
Когда мы всецело увлечены жизнью, демонстрацией энергии и жизненной силы, достижением целей и задач, ощущением собственного внутреннего достоинства и значимости, у прежних вредных и жирных драконов, втягивающих нас в другие игры, не остается ни единого шанса.
Теперь вам надо сделать следующее
Какую игру из этой главы вы хотели бы сделать своей первой игрой из серии «Здоровое питание»?
В течение недели каждый день упражняйтесь в этой новой игре, пока она не станет для вас привычной и правильной.
Часть IV
ФРЕЙМ-ИГРЫ
ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ
ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
И УПРАЖНЕНИЙ



Содержание раздела