В XIV столетии существовали лесопилки
производство отливок по разъемным металлическим формам (кокильное литье), а
также тонкостенных и пустостенных отливок.
В X в. была изобретена волочильная доска для волочения железной
проволоки, а с 1351 г. волочение проволоки механизируется с помощью
гидродвигателя. "В XIII и XIV вв. осуществлялось строительство больших
кузниц для прокатки металла, в особенности железа, меди, латуни и свинца, в
штанги или в листы посредством тяжелых железных молотов, приводимых в
действие шипами вала водяного колеса" (К.Маркс. Машины... стр.
38).
Машинная техника на основе гидродвигателя, который был основным
двигательным механизмом в начальную фазу индустриально-технической
революции, в период ее зарождения, широко применялась в обрабатывающей
промышленности. В XIII в. с помощью водяного колеса начинают распиловку
бревен на доски. Механизированные лесопилки (пилорамы) получают широкое
распространение, поскольку резко увеличивают производительность труда и
эффективность производства. "Уже в XIV столетии существовали лесопилки,
которые приводились в движение водой. В Аугсбурге уже в 1337 г. существовал
лесопильный завод. В 1530 г. в Норвегии была построена первая лесопильня под
названием "Новое искусство".
В XVI столетии встречаются мельницы со многими движущимися пильными
лезвиями, которые сразу распиливали на множество досок одно или несколько
деревьев" (К.Маркс. Машины... стр.
36-37).
В XIII в. гидродвигатель начинает применяться для вращения точильного
станка, на котором производят заточку ножей, топоров, лемехов, лопат и
других режущих инструментов.
В обрабатывающей промышленности происходят крупные технические сдвиги.
Совершенствуются сверлильные и токарные станки. Устройство токарного станка
изменяется коренным образом. Станина и бабка станVвятся жесткими. В XIII в.
токарный станок снабжают ножным педальным механизмом, с помощью которого
вращают шпиндель с обрабатываемой деталью. В XIV в. токарный станок
(шпиндель) начинают приводить в движение гидродвигателем, что имело далеко
идущие последствия. В начале XV в. токарный станок дополняют ременным
приводом, а в конце этого столетия приступают к созданию передвижного
суппорта. "С середины XIV века для привода токарных станков начали
использовать водяные двигатели. Ременным приводом через колесо с кривошипом
стали пользоваться, видимо, уже с 1411 года, во всяком случае с этого
столетия. Первые шаги к созданию передвижного суппорта были предприняты
приблизительно в 1480 году" (7-79).
В это же время изобретается полуавтоматический станок для насечки
напильников и шлифовальный станок. "Для холодной обработки металла в XV в.
стали использовать самые простые виды токарных, сверлильных и шлифовальных
станков" (21-194).
Гидродвигатель находит широкое применение в бумажном и фанерном
производст ве. В бумажной промышленности водяное колесо применяется для
толчения и растирания тряпок, а в фанерном - для тонкой распиловки морского
и редких сортов дерева. (Маркс. Машины..., 37).
В период зарождения индустриально-технической революции машинная
техника не ограничивалась широким вторжением только во все звенья
промышленности. Она широко применяется и в других отраслях общественного
хозяйства. В XV столетии в Португалии и Испании появляется новый тип
морского судна - каравелла. Ее появление было одним из крупнейших достижений
технического прогресса средних веков. Каравелла быстро вытеснила в Европе
другие, менее совершенные и эффективные морские суда: неф, галеру, коггу.
Каравелла имела три рабочих мачты и четырехугольную форму паруса. Вместо
одного большого паруса, как это было на морских судах старой конструкции,
каравелла имела несколько четырехугольных парусов, расположенных ярусами.
Это не только уменьшало опасность во время плавания в штормовую погоду, но и
позволяло сократить экипаж судна, увеличить его быстроходность и, самое
главное, идти в нужном направлении, регулируя парусами энергию ветра, в то
время как суда старых типов были игрушкой ветра, поскольку они могли идти
лишь по ветру.
Вторым важным достижением в области морского транспорта было
изобретение современного рулевого управления, которое появилось в VIII в. в
Европе. Если раньше корабли управлялись примитивным рулем, почти не
отличающимся от рулевого весла, что не позволяло эффективно управлять судами
и являлось вследствие этого препятствием для строительства крупных океанских
судов, то теперь руль стали прочно подвешивать на ахтерштевень и
устанавливать под водой с целью укрыть от волн. Теперь можно было делать
большие рули и, следовательно, строить большие морские и океанские суда.
Другими крупными изобретениями, необходимыми в морском транспорте,
явились компас (XII в.), хронометр и подзорная труба.
Эти изобретения, особенно первые два, имели грандиозные последствия:
великие географические открытия, создание колониальной системы, так
называемую торговую революцию и "революцию цен". Здесь следует отметить, что
эти события явились следствием не только технического прогресса в морском
транспорте, но и были ускорены (как и сами технические достижения) захватом
Средиземно-Черноморского торгового пути арабами, а затем турками,
разгромившими Византию.
В развитии внутреннего судоходства также было внедрено новшество, а
именно: были изобретены шлюзы с воротами, которые появились в XIV в. в
Нидерландах, а затем стали применяться и в других странах.
Машинная техника нашла широкое применение в городском водоснабжении,
проблема которого возникла одновременно с возникновением городов. Задача
водоснабже
ния городов решалась путем сооружения крупных насосных станций,
приводимых в действие посредством гидродвигателя водяным насосом. Некоторые
города Германии имели водонасосные станции уже в начале XVI в. В 1550 г. в
Аугсбурге существовала сложная система водоснабжения. Водяные колеса
приводили в движение архимедовы винты, которые поднимали воду на
водонапорную башню, откуда вода отводилась потребителю по водопроводу. Во
многих городах Европы в XVI в. начинают строить водонасосные станции и
водопроводы с использованием гидродвигателя и ветряного двигателя: в Толедо
(1526 г.), Глочестере (1542 г.), Лондоне (1582 г.), Париже (1608 г.) и др.
Гидродвигатели применяли и для других целей. Во Франции Р.Салеш и А. де
Виль соорудили в 1682 г. на реке Сене гидросиловую установку из 13
гидродвигателей с диаметром свыше 8 м, которые приводили в движение 235
насосов, поднимавших воду на высоту 163 м для снабжения фонтанов королевских
парков.
В Нидерландах применение огромного количества ветряных двигателей,
применявшихся для перекачки воды с участков земли, отделенных от моря
дамбами, позволило отвоевать у моря обширные территории земли, которые стали
использоваться в сельскохозяйственном производстве.
В засушливых областях Европы водяные и ветряные двигатели широко
применялись для орошения полей, что позволяло значительно повышать урожаи.
В XIV столетии в Европе начинается применение пороха, который совершил
переворот в военной и охотничьей технике. Применение пороха привело к
полному вытеснению традиционного оружия воинов и охотников: лука, копья,
арбалета и т.д. более эффективным огнестрельным оружием. А осадная мощная
военная техника: баллисты, катапульты, тараны были заменены с изобретением
пороха артиллерией.
Сначала стволы орудий изготовляли из железных полос, скрепленных
обручами, затем цельноковаными. В XVI в. орудия дополняют колесными
лафетами. С развитием металлургии стволы орудий начинают отливать из бронзы,
а затем и из чугуна. Орудия изготовляли гладкоствольными и заряжали с дула.
С XV в. начинается применение чугунных ядер, картечи, разрывных снарядов
(XVI в.). Происходит дальнейшее совершенствование огнестрель ного оружия и
его массовое распространение как на охоте, так и военном деле, как на суше,
так и в море (орудиями стали оснащать военные парусные корабли).
Таким образом силы неживой природы начинают применять в качестве
двигатель ной силы не только для производства материальных благ, но и для их
уничтожения, а также для уничтожения людей. Однако взрывная сила пороха
применялась не только как разрушительная сила для ведения войны. Мы уже
говорили выше, что огнестрельное оружие совершило пореворот в технике
охотничьего промысла. Другим применением пороха было его использование в
горной промышленности для разрушения твердых каменных пород при добыче
полезных ископаемых. В 1548-1572 г.г. порох был применен для выполнения
взрывных работ при расчистке фарватера реки Неман. А в 1680 г. крупный
ученый Христиан Гюйнгенс пытался построить поршневой механический двигатель,
работающий от взрывной силы пороха. Эта попытка окончилась неудачей, но она
натолкнула Дени Папена на мысль о создании подобного поршневого двигателя,
работающего на силе пара.
Большую роль в развитии машинной техники в первый период
индустриально-тех нической революции сыграли механические часы, которые
стали самым сложным механизмом, созданным в это время. "Водяная мельница и
Содержание раздела