d9e5a92d

Мануфактурное разделение труда


сельскохозяйственной и военной технике. Химическая энергия минеральных веществ превратилась в ходе индустриально-технической революции в главный вид из применяемых видов энергии и остается таковой и в настоящее время. В одних случаях она используется непосредственно, например, в дизеле или газовой турбине. В других случаях - через вторичную энергию: энергию пара, электрическую энергию. Надо сказать, что электроэнергия при совершении индустриально-технической революции не получила широкого применения. Она использовалась в основном для освещения и для связи (телеграф). Если говорить о вторичных видах энергии, то в ходе индустриально-технической революции основным видом применяемой энергии являлась энергия пара. Электрическая же энергия вытесняет энергию пара и становится основным видом вторичной энергии уже при завершении индустриально-механической революции, или точнее - в фазе зарождения следующей революции в развитии производительных сил, революции научно-технической.
При совершении индустриально-технической революции происходит, как и при совершении всех других революций в развитии производительных сил, ускоренная специализация технических средств, особенно в промышленном производстве, а также происходит расширение пооперационного (мануфактурного) разделения труда.
Если отраслевое (общественное) разеделение труда есть разделение труда между предприятиями, так что одни предприятия производят один вид продукции и относятся к одной отрасли, а другие предприятия относятся к другой отрасли, они производят другой вид продукции, то пооперационное разделение труда есть разделение труда внутри предприятий, между отдельными работниками при изготовлении какого-либо изделия. Если раньше при изготовлении какого-либо изделия или продукта труда земледельцы или ремесленники выполняли все операции сами последовательно от первой до последней, от начала до полного изготовления продукта труда, то теперь внутри промышленного предприятия (мастерской, мануфактуры, фабрики, завода) различные работники выполняют при изготовлении продукции отдельные операции.
Мануфактурное разделение труда, как и применение машинной техники, ведет к росту производительности труда, о чем убедительно написано в "Капитале" К.Маркса, поэтому мы не будем останавливаться на этом вопросе. Машинная техника и мануфактур ное разделение труда нередко развиваются отдельно, независимо друг от друга, особенно при зарождении того или другого. Но чаще всего они (а также специализация орудий труда) развиваются вместе, дополняя и обуславливая друг друга, так что очередной шаг в развитии мануфактурного разделения труда способствует дальнейшему развитию машинной техники, а очередной шаг в развитии машинной техники обуславливает дальнейшее развитие мануфактурного разделения труда.
Прогрессивное развитие пооперационного разделения труда при совершении индустриально-технической революции явилось такой же закономерностью, какой явилось широкое распространение отраслевого разделения труда в ходе аграрно-технической революции: выделение в самостоятельные отрасли или звенья земледелия, скотоводства, охотничьего промысла, рыболовства, ремесленного производства, металлургии, горного дела, торговли и т.п.
3. Зрелость индустриально-технической революции. Технический переворот в промышленности
При зарождении индустриально-технической революции основным двигательным механизмом, как мы видели выше, являлся гидродвигатель (водяное колесо). Однако по мере развития индустриально-технической революции гидродвигатели, а тем более ветряки становились все более недостаточно мощными двигателями, чтобы обеспечить потребность людей в двигательных механизмах в различных отраслях производства. Кроме того, водяные колеса и ветряные двигатели имели и другие недостатки. Водяное колесо можно было использовать лишь по берегам рек, поэтому промышленные предприятия приходилось строить, как правило, вдали от сырья. К некоторым предприятиям, например в добывающей промышленности, вообще нельзя было подвести из-за отдаленности рек воду. К тому же сезонные колебания уровня рек обуславливали


необходимость сокращения производственных мощностей. Ветряные же двигатели обеспечивали двигательной силой предприятия неритмично, только в ветреную погоду.
Поэтому возникает потребность в двигателе, который можно было бы применять в любом месте, в отличие от гидродвигателя, в любое время, в отличие от ветряного двигателя и любой мощности, которая понадобилась бы людям в производстве. Таким двигателем в XVIII в. явилась паровая машина.
Появление и широкое распространение усовершенствованных высокопроизводитель ных станков в текстильной промышленности ускорило ее изобретение, усовершенство вание, внедрение в производство и широчайшее распространение. Использование силы пара в производстве началось с создания парового насоса Севри в конце XVII в., но этот насос не получил распространения ввиду его несовершенства. В частности, в нем не было одного из главных элементов будущего парового двигателя - цилиндра с поршнем, хотя здесь был другой главный элемент - паровой котел. Не нашел практического применения и первый паровой двигатель, построенный Папеном в 1690 году, в котором был цилиндр с поршнем, но не было парового котла.
Соединить эти два основных элемента в одной машине удалось Томасу Ньюкомену в начале XVIII в. Хотя его паровой двигатель был несовершенен, имел низкий КПД, небольшую мощность при значительном весе и не имел вращательного вала, в силу чего его применение ограничено, тем не менее он получил на протяжении всего XVIII в. широкое распространение во многих странах Европы.
Паровая машина Ньюкомена была усовершенствована во второй половине XVIII в. гениальным английским механиком Джеймсом Уаттом, а к концу XVIII в. была им же превращена в универсальный двигатель, который на протяжении всего XIX в. являлся основным двигательным механизмом во многих отраслях производства и прежде всего в промышленности.
"Паровая машина была первым интернациональным изобретением. Когда для приведения в движение рабочих машин, используемых в конкретных условиях, были развиты частичные двигатели, тогда соединение всех основных принципов работы и конструктивных форм этих частичных двигателей вместе дало универсальный двигатель - паровую машину.
Действительно, от водяного колеса в паровую машину был перенесен основной принцип движения, обеспечивающий работу рабочих машин - сравнительно непрерывное вращательное движение на выходном валу...
От паросиловой насосной установки Севери в паровую машину было перенесено использование водяного пара как рабочего тела. Это обеспечивало паровой машине относительную повсеместность, она мало зависела в своем местопребывании от тех или иных локальных условий. От пороховой машины Гюйгенса в паровую машину был перенесен основной принцип ее конструктивной формы - цилиндр с движущимся в нем поршнем...
Паровая машина не сможет выполнять свою функцию универсального и повсеместного двигателя (и то и другое в сравнительной степени, конечно), если не будет соответствующего передаточного механизма, передающего движение от двигателя рабочим машинам.
Принципиальные схемы применяемых до настоящего времени передаточных механизмов были разработаны еще на опыте изготовления часовых механизмов. К.Маркс указывал на часы как на ту материальную основу, на которой наряду с мельницей строилась подготовительная работа для машинной индустрии.
Таким образом, все основные технические достижения, приобретенные при развитии частичных двигателей, воплотились в паровой машине" (1-55).
Широкому распространению паровой машины Уатта способствовали, как мы отмечали выше, в сильной степени появившиеся и получившие широкое применение высокопро изводительные механические станки в текстильной промышленности, начало которому было положено изобретением в Англии механического (самолетного) челнока Джоном Кейем в 1733 г. Производительность труда ткачей резко возросла, в результате чего прядение стало отставать от ткачества, не успевая обеспечивать его пряжей.
Тогда в прядильном производстве был внедрен целый ряд изобретений и усовершен ствований: прядение с помощью валиков Льюиса, Пауля и Уайтта, которые построили такую установку в 1741 г.; прядильная машина "Дженни" Харгривса, изобретенная в 1764 г. и усовершенствованная в 1768 г., работающая с помощью передвижной каретки; ватермашина Аркрайта в 1769 г., позволившая выпускать чисто хлопчатобумажные ткани; мюль-машина Кромптона, изобретенная в 1779 г. и работавшая с помощью валиков, каретки и веретен без рогульки; кольцевая прядильная машина американца Джона Торна, построенная им в 1828 г. и усовершенствованная его соотечественником Мэзоном в 1831 г.; автоматическая мюль-машина (сельфактор) Ричарда Робертса (1825-1830 г.г.), снабженная самодействующим прибором - квадрантом, который автоматически регулировал скорость вращения веретена при намотке прядильной нити. Сельфактор Робертса был усовершенствован Джемсом Смитом, который



Содержание раздела