d9e5a92d

Первая паровая машина в текстильном производстве


автоматизировал почти все операции, за исключением некоторых второстепенных.
В результате уже первых изобретений прядильное производство не только догнало ткацкое, но и оставило его позади. В ответ на это в ткацком производстве прокатилась волна изобретений и усовершенствований, которые связаны с именами Барбера (1774 г.), Картрайта (1787 г.), Редклиффа (1802 г.), Джонсона (1803-1805 г.г.), Остина (1789 г.) и Хоррокса (с 1810 г.). В результате ткацкий станок превратился в универсальную машину, производительность труда ткачей резко возросла и отставание было ликвидировано.
С конца 80-х годов XVIII в. распространение ткацких станков идет быстрыми темпами. В 1787 г. Картрайт основал первую механическую ткацкую фабрику с двадцатью станками. К 20-м годам XIX в. в Англии и Шотландии насчитывалось 14150 паровых ткацких станков, к 1829 г. - 55 тыс., а в 1834 г. - уже 100 тыс. механических станков (4-131).
В текстильной промышленности были изобретены и многие другие механические станки: станок Жаккара для выработки фасонных тканей со сложными узорами (1804 г.); кардочесальные станки Пауля, Борна и Аркрайта (1784 г.); гребнечесальная машина Картрайта (1792 г.); машина для набивки ситца Белля и другие.
"С середины XVIII и до конца XIX в. производственная мощность текстильной промышленности Англии возросла благодаря всем этим машинам в несколько раз. Она завоевала рынки всего мира..." (7-124).
Первая паровая машина в текстильном производстве была установлена в 1785 г., а через пятнадцать лет на хлопчатобумажных фабриках применялось уже 84 паровых машины. К 1850 г. в хлопчатобумажной промышленности применялось паровых машин суммарной мощностью 71000 л.с. (7-131).
"Развитие торговли являлось громадным стимулом для совершенствования и распространения машин. Так, число механических веретен в английской хлопчатобумажной промышленности возросло с 1951 тыс. в 1787 г. до 6645 тыс. в 1815 г. Количество паровых машин со времени изобретения в 1784 г. к 1825 г. достигло 15 тыс. Внедрение машин вело к удешевлению английских товаров, их низкие цены были могучим оружием в борьбе за рынки. Английские товары создавали большую конкуренцию для изделий других стран. Даже во Франции, занимавшей второе место в мире по уровню промышленного развития, английские сукна и хлопчатобумажные ткани были в 2-3 раза дешевле французских.
Конкуренция Англии вынуждала предпринимателей Франции, Германии, США и других стран усиленно внедрять машинную технику" (1-67).
В легкой промышленности происходило широкое внедрение механических станков не только в прядильном и ткацком производстве, но и в белильном, красильном и др. звеньях легкой промышленности. "Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, обуславливает переворот в других сферах... машинное прядение выдвинуло необходимость машинного ткачества, а оба вместе сделали необходимой механико-химическую революцию в белильном, ситцепечатном и красильном производствах" (Маркс, Энгельс. т. 24, стр. 395).
Бурное развитие, производство текстильных станков и паровых машин нуждалось в большом количестве крупных и мелких разнообразных металлических деталей, выполненных с большой точностью. При ручном изготовлении механические средства производились медленно, в небольших количествах, их издержки производства были высоки. Изготовле ние все более сложных технических средств нуждалось в более производительном и более качественном труде машиностроителей. Это привело к радикальным преобразовани ям в машиностроительной промышленности. Поворотным моментом здесь было создание Генри Модсли современного вида токарного металлорежущего станка, который был построен им в 1797 г. и усовершенствован им же в 1800 г. На этом станке применялись резцовый суппорт, цельнометаллическая конструкция, пленарность поверхностей салазок, точно изготовленный ходовой винт для перемещения суппорта с режущим инструмен том вдоль изделия и коробка передач. После создания токарного станка Модсли, его дальнейшего усовершенствования (например, Джозефом Витвортом в 1833 г.) и широкого распространения стали


изобретаться и широко применяться в машиностроении и другие механические станки: строгальный, созданный английскими рабочими к 1840 г., фрезерный, станок с револьверной головкой, копировальный станок, изобретенный Бланшаром в 1818 г., круглошлифовальный (1864 г.), станок-полуавтомат, многошпиндельный станок, зуборезный (70-е г.), червячно-фрезерный (80-е годы) и др.
В конце XIX в. в машиностроении прочно обосновалось точное серийное производство, которое нуждалось в большом количестве различных металлов (сплавов), прежде всего стали и чугуна. Ряд изобретений и нововведений в металлургии позволил резко увеличить производство черных металлов и удовлетворить нужды машиностроения в них. Это перевод металлургических заводов с древесного угля на каменный, коксование угля, применение паровой машины для дутья, горячее дутье, усовершенствование способа пудлингования в отражательной печи, изобретение парового падающего молота (Джон Вилькинсон в 1783 г.), изобретение гидравлического пресса (Брамм в 1796 г.), прокатного стана (Корт в 1783 г.) и парового привода к нему (Вилькинсон в 1796 г.), бессемеровский конвертер, мартеновский способ сталеварения, легирование стали и т.д.
Выплавка черных металлов производилась ускоренными темпами в соответствии с ростом машиностроения.
Рост парка паровых двигателей и развитие металлургического производства требовали все большего количества угля, который был основным видом топлива в период совершения технического переворота в промышленности (промышленного переворота). В связи с ростом добычи угля начинается ее механизация.
Еще в 1761 г. Майкл Мензис изобрел врубовую машину с качающимся зубком. В 1843 г. была изобретена врубовая машина с круглой пилой. В 1863 г. появилась дисковая врубовая машина. С середины XIX в. для приведения в действие машины в забое использовал ся сжатый воздух, а с начала XX в. - электродвигатели. Осуществлялась механизация, хотя и медленно, и других горнодобывающих работ: забойный транспортер (1902-1913 г.г.), углепогрузочная машина (1903 г.) и др.
Машинная техника находит применение и в строительстве, где получают широкое распространение паровые, а затем дизельные и электрические краны, транспортеры, бульдозер, экскаваторы, канавокопатели, трубоукладчики, дорожностроительные и другие машины.
С ростом добычи железной руды и каменного угля, производства промышленных изделий, расширением торговли и строительства городов быстро увеличивается потребность в расширении перевозок грузов и людей. Создание паровоза и парохода и их массовое применение позволило удовлетворить эти потребности.
Первые локомотивы были построены в Англии. В 1814 г. Джордж Стефенсон построил свой первый локомотив для угольных шахт, перевозивший 30 т груза со скоростью 6,5 км в час. В 1829 г. на конкурсе на лучший локомотив "Ракета" Стефенсона была признана лучшей. Его паровоз с 30 пассажирами развил огромную по тем временам скорость в 48 км в час. После этого в Англии, а затем и в других странах началось бурное строительство железных дорог и поездов с локомотивами Стефенсона. Так, если к 1838 г. в Англии было построено только около 800 км железных дорог, то уже через пять лет общая протяженность их достигла 3 тыс.км., а спустя еще пять лет - 8 тыс.км. С 1840 г. по 1870 г. протяженность железных дорог во всем мире увеличилась в 14 раз. В дальнейшем паровозы все более совершенствовались, их мощность и скорость поездов росли.
Первый пароход построил Роберт Фултон в 1803 г. во Франции. В 1807 г. он построил в Америке пароход "Клермонт", который развил скорость 8 км в час. В 1815 г. в России был построен пароход "Елизавета" со скоростью 9 км в час. В 1839 г. шведский инженер Эриксон построил в Америке винтовой пароход "Прайнстон", который выиграл состязания на скорость хода с лучшими колесными пароходами. В 1818 г. (по некоторым источникам в 1819 г.) впервые удалось переплыть пароходом через Атлантический океан. В конце XIX в. П.Д.Кузьминский построил и впервые установил на судне паровую турбину, которая вращалась со скоростью 8000 об. в мин. С.О.Макаров спроектировал и построил первый в мире паровой ледокол "Ермак".
С конца XIX в. пароходы, размеры, грузоподъемность, мощность двигателей, скорость и надежность которых все более увеличивались, вытеснили парусный флот. Совершенство вание судов продолжалось. Если сначала они имели деревянную конструкцию, где в качестве двигателя использовалась паровая машина Уатта, а в качестве движителя - гребное колесо, то позднее происходит замена деревянной конструкции - стальной, гребного колеса - гребным винтом, а паровой машины Уатта - паровой турбиной и дизелем.
Таким образом, машинная техника находит широкое применение в период промышленного переворота (технического переворота в промышленности, включая строительство) не только в промышленном производстве, но и в транспорте, как



Содержание раздела