Первая паровая машина в текстильном производстве
автоматизировал почти все операции, за исключением некоторых второстепенных.
В результате уже первых изобретений прядильное производство не только
догнало ткацкое, но и оставило его позади. В ответ на это в ткацком
производстве прокатилась волна изобретений и усовершенствований, которые
связаны с именами Барбера (1774 г.), Картрайта (1787 г.), Редклиффа (1802
г.), Джонсона (1803-1805 г.г.), Остина (1789 г.) и Хоррокса (с 1810 г.). В
результате ткацкий станок превратился в универсальную машину,
производительность труда ткачей резко возросла и отставание было
ликвидировано.
С конца 80-х годов XVIII в. распространение ткацких станков идет
быстрыми темпами. В 1787 г. Картрайт основал первую механическую ткацкую
фабрику с двадцатью станками. К 20-м годам XIX в. в Англии и Шотландии
насчитывалось 14150 паровых ткацких станков, к 1829 г. - 55 тыс., а в 1834
г. - уже 100 тыс. механических станков (4-131).
В текстильной промышленности были изобретены и многие другие
механические станки: станок Жаккара для выработки фасонных тканей со
сложными узорами (1804 г.); кардочесальные станки Пауля, Борна и Аркрайта
(1784 г.); гребнечесальная машина Картрайта (1792 г.); машина для набивки
ситца Белля и другие.
"С середины XVIII и до конца XIX в. производственная мощность
текстильной промышленности Англии возросла благодаря всем этим машинам в
несколько раз. Она завоевала рынки всего мира..." (7-124).
Первая паровая машина в текстильном производстве была установлена в
1785 г., а через пятнадцать лет на хлопчатобумажных фабриках применялось уже
84 паровых машины. К 1850 г. в хлопчатобумажной промышленности применялось
паровых машин суммарной мощностью 71000 л.с. (7-131).
"Развитие торговли являлось громадным стимулом для совершенствования и
распространения машин. Так, число механических веретен в английской
хлопчатобумажной промышленности возросло с 1951 тыс. в 1787 г. до 6645 тыс.
в 1815 г. Количество паровых машин со времени изобретения в 1784 г. к 1825
г. достигло 15 тыс. Внедрение машин вело к удешевлению английских товаров,
их низкие цены были могучим оружием в борьбе за рынки. Английские товары
создавали большую конкуренцию для изделий других стран. Даже во Франции,
занимавшей второе место в мире по уровню промышленного развития, английские
сукна и хлопчатобумажные ткани были в 2-3 раза дешевле французских.
Конкуренция Англии вынуждала предпринимателей Франции, Германии, США и
других стран усиленно внедрять машинную технику" (1-67).
В легкой промышленности происходило широкое внедрение механических
станков не только в прядильном и ткацком производстве, но и в белильном,
красильном и др. звеньях легкой промышленности. "Переворот в способе
производства, совершившийся в одной сфере промышленности, обуславливает
переворот в других сферах... машинное прядение выдвинуло необходимость
машинного ткачества, а оба вместе сделали необходимой механико-химическую
революцию в белильном, ситцепечатном и красильном производствах" (Маркс,
Энгельс. т. 24, стр. 395).
Бурное развитие, производство текстильных станков и паровых машин
нуждалось в большом количестве крупных и мелких разнообразных металлических
деталей, выполненных с большой точностью. При ручном изготовлении
механические средства производились медленно, в небольших количествах, их
издержки производства были высоки. Изготовле ние все более сложных
технических средств нуждалось в более производительном и более качественном
труде машиностроителей. Это привело к радикальным преобразовани ям в
машиностроительной промышленности. Поворотным моментом здесь было создание
Генри Модсли современного вида токарного металлорежущего станка, который был
построен им в 1797 г. и усовершенствован им же в 1800 г. На этом станке
применялись резцовый суппорт, цельнометаллическая конструкция, пленарность
поверхностей салазок, точно изготовленный ходовой винт для перемещения
суппорта с режущим инструмен том вдоль изделия и коробка передач. После
создания токарного станка Модсли, его дальнейшего усовершенствования
(например, Джозефом Витвортом в 1833 г.) и широкого распространения стали
изобретаться и широко применяться в машиностроении и другие механические
станки: строгальный, созданный английскими рабочими к 1840 г., фрезерный,
станок с револьверной головкой, копировальный станок, изобретенный Бланшаром
в 1818 г., круглошлифовальный (1864 г.), станок-полуавтомат,
многошпиндельный станок, зуборезный (70-е г.), червячно-фрезерный (80-е
годы) и др.
В конце XIX в. в машиностроении прочно обосновалось точное серийное
производство, которое нуждалось в большом количестве различных металлов
(сплавов), прежде всего стали и чугуна. Ряд изобретений и нововведений в
металлургии позволил резко увеличить производство черных металлов и
удовлетворить нужды машиностроения в них. Это перевод металлургических
заводов с древесного угля на каменный, коксование угля, применение паровой
машины для дутья, горячее дутье, усовершенствование способа пудлингования в
отражательной печи, изобретение парового падающего молота (Джон Вилькинсон в
1783 г.), изобретение гидравлического пресса (Брамм в 1796 г.), прокатного
стана (Корт в 1783 г.) и парового привода к нему (Вилькинсон в 1796 г.),
бессемеровский конвертер, мартеновский способ сталеварения, легирование
стали и т.д.
Выплавка черных металлов производилась ускоренными темпами в
соответствии с ростом машиностроения.
Рост парка паровых двигателей и развитие металлургического производства
требовали все большего количества угля, который был основным видом топлива в
период совершения технического переворота в промышленности (промышленного
переворота). В связи с ростом добычи угля начинается ее механизация.
Еще в 1761 г. Майкл Мензис изобрел врубовую машину с качающимся зубком.
В 1843 г. была изобретена врубовая машина с круглой пилой. В 1863 г.
появилась дисковая врубовая машина. С середины XIX в. для приведения в
действие машины в забое использовал ся сжатый воздух, а с начала XX в. -
электродвигатели. Осуществлялась механизация, хотя и медленно, и других
горнодобывающих работ: забойный транспортер (1902-1913 г.г.),
углепогрузочная машина (1903 г.) и др.
Машинная техника находит применение и в строительстве, где получают
широкое распространение паровые, а затем дизельные и электрические краны,
транспортеры, бульдозер, экскаваторы, канавокопатели, трубоукладчики,
дорожностроительные и другие машины.
С ростом добычи железной руды и каменного угля, производства
промышленных изделий, расширением торговли и строительства городов быстро
увеличивается потребность в расширении перевозок грузов и людей. Создание
паровоза и парохода и их массовое применение позволило удовлетворить эти
потребности.
Первые локомотивы были построены в Англии. В 1814 г. Джордж Стефенсон
построил свой первый локомотив для угольных шахт, перевозивший 30 т груза со
скоростью 6,5 км в час. В 1829 г. на конкурсе на лучший локомотив "Ракета"
Стефенсона была признана лучшей. Его паровоз с 30 пассажирами развил
огромную по тем временам скорость в 48 км в час. После этого в Англии, а
затем и в других странах началось бурное строительство железных дорог и
поездов с локомотивами Стефенсона. Так, если к 1838 г. в Англии было
построено только около 800 км железных дорог, то уже через пять лет общая
протяженность их достигла 3 тыс.км., а спустя еще пять лет - 8 тыс.км. С
1840 г. по 1870 г. протяженность железных дорог во всем мире увеличилась в
14 раз. В дальнейшем паровозы все более совершенствовались, их мощность и
скорость поездов росли.
Первый пароход построил Роберт Фултон в 1803 г. во Франции. В 1807 г.
он построил в Америке пароход "Клермонт", который развил скорость 8 км в
час. В 1815 г. в России был построен пароход "Елизавета" со скоростью 9 км в
час. В 1839 г. шведский инженер Эриксон построил в Америке винтовой пароход
"Прайнстон", который выиграл состязания на скорость хода с лучшими колесными
пароходами. В 1818 г. (по некоторым источникам в 1819 г.) впервые удалось
переплыть пароходом через Атлантический океан. В конце XIX в.
П.Д.Кузьминский построил и впервые установил на судне паровую турбину,
которая вращалась со скоростью 8000 об. в мин. С.О.Макаров спроектировал и
построил первый в мире паровой ледокол "Ермак".
С конца XIX в. пароходы, размеры, грузоподъемность, мощность
двигателей, скорость и надежность которых все более увеличивались, вытеснили
парусный флот. Совершенство вание судов продолжалось. Если сначала они имели
деревянную конструкцию, где в качестве двигателя использовалась паровая
машина Уатта, а в качестве движителя - гребное колесо, то позднее происходит
замена деревянной конструкции - стальной, гребного колеса - гребным винтом,
а паровой машины Уатта - паровой турбиной и дизелем.
Таким образом, машинная техника находит широкое применение в период
промышленного переворота (технического переворота в промышленности, включая
строительство) не только в промышленном производстве, но и в транспорте, как
Содержание раздела