Рост народонаселения
своего времени, наряду с добыванием пищи, также и развитию техники,
технологии производства, искусству.
Если люди после охотничье-технической революции стали уделять часть
своего времени наскальной живописи, лепке и вырезанию статуэток,
хореографическому и музыкальному искусству и т.д., то это лишь значит, что
они не только смогли удовлетворять свои потребности в пище, одежде, жилье,
орудиях труда и т.д. благодаря резко возросшей производительности труда при
совершении охотничье-технической революции, но и имели еще и избыточное
время, которое и затрачивали на свое духовное развитие, для удовлетворения
своих духовных потребностей. До охотничье-технической революции это было
немыслимо.
Иногда говорят, что в первобытно-общинном обществе отсутствовал
прибавочный продукт, под которым понимается продукт труда, производимый
сверх того минимума, который абсолютно необходим для существования людей.
С этим можно согласиться, сделав следующие оговорки. Если речь идет о
первобытном обществе до охотничье-технической революции, то, несомненно, в
нем отсутствовала возможность систематического созидания, производство
излишков продуктов труда, т.е. прибавочного продукта. Если прибавочный
продукт где-то и создавался, то это носило исключительно случайный,
исключительно редкий характер.
Что же касается общества со времени совершения охотничье-технической
революции, то здесь дело обстоит несколько иначе. Несомненно, люди этого
времени также не производили или производили мало продуктов труда сверх
того, в чем они нуждались, но они не делали этого не потому, что не имели
такой возможности, а лишь потому, что не видели в этом никакой
необходимости, никакого смысла. Если охотники, вооруженные луками и
стрелами, убивали из стада диких животных одного, двух или трех животных, а
не пять или десять, то лишь потому, что им в это время было достаточно этого
количества.
Человек этого периода развития общества, т.е. периода после совершения
охотничье -технической революции не стремился добывать пищи или производить
других продуктов труда больше, чем ему было необходимо. Ему было неведомы
чувство жадности, жажды наживы, стремления к обогащению и другие низменные
чувства, которые являются продуктом цивилизации.
Возможность создания прибавочного продукта находится в зависимости от
уровня потребностей людей и уровня производительности труда. Уровень
потребностей людей современного типа был гораздо выше уровня потребностей
неандертальца, но еще в большей степени превосходил человек современного
типа неандертальца по производительности труда, которая резко возросла при
совершении охотничье-технической революции. Этот факт признают многие
исследователи. "Важное значение в исследовании динамики первобытного
хозяйства имеет научный эксперимент, проведенный группой советских
археологов в 1956-1957 г.г. Сущность эксперимента заключалась в полевой
проверке производительности каменных орудий, изготовляемых в точном
соответствии с первобытными образцами. Результаты эксперимента позволяют
более точно оценить производительность труда в первобытном хозяйстве с
каменной техникой. Оказалось, что производительность эта значительно выше,
чем обычно представляли ученые. Например, на изготовление из камня такого
орудия, как топор, требовались не месяцы и даже годы, как предполагали, а
всего несколько часов. К тому же установлено, что каменные орудия были не
одноразового, как считалось, а многоразового применения. Многие трудоемкие
работы (например, рубка дерева при помощи каменного топора) заняли не дни, а
минуты, максимум часы, а изготовление долбленой четырехметровой лодки
продолжалось всего 10 дней.
Таким образом, труд в первобытном хозяйстве был не столь уж
непроизводительным. Обработка каменной техники занимала сравнительно немного
времени, это давало человеку возможность для организационно-общественных,
культурных и иных занятий.
Лук и копьеметатель (рогач для метания дротика) прибавили к технической
базе первобытного хозяйства по сути первые механизмы. Накопление и
высвобождение в момент выстрела энергии в луке и удлинение человеческой руки
посредством рогача-копьеметателя резко увеличили производительность труда
охотника" (17).
Мы видим, что уровень производительности труда после совершения
охотничье-технической революции резко возрастает. А это дает древнему
человеку возможность не только удовлетворять все его потребности, несмотря
на то, что они возросли и продолжали постепенно расти дольше, но и
систематически производить прибавочный продукт. Но они не стремятся к
производству прибавочного продукта, он им не нужен, древние люди не видят в
производстве прибавочного продукта никакой необходимости, никакого смысла.
Поэтому они используют избыточное время не для производства прибавочного
продукта, а для дополнительного отдыха, для спортивных игр, для пения и
танцев, для искусства, религии и т.д.
Поскольку древние люди этого периода развития общества не стремились к
обогащению, то, естественно, они не стремились и к тому, чтобы присваивать
чей-то труд, вернее, его продукт, т.е. к эксплуатации человека человеком.
Все время суток - 24 часа можно разделить на три основные части:
1) необходимое рабочее время, которое абсолютно необходимо для
производства необходимого продукта труда: продуктов питания, одежды, жилья и
т.д.;
2) необходимое нерабочее время (время отдыха), которое абсолютно
необходимо для восстановления жизненных сил (рабочей силы) человека: сон,
прием пищи и т.д.;
3) избыточное время.
Из этих трех частей суток только третья часть может переходить из одной
формы в другую: из избыточного, или прибавочного рабочего времени в
избыточное (дополнительное) время отдыха или занятие непроизводительным
трудом: искусством, спортом, религией и т.д., и обратно. В
первобытно-общинном обществе избыточное время проявлялось, как правило, в
форме дополнительного отдыха и непроизводительного труда. В классовом же
обществе, наоборот, в форме прибавочного рабочего времени, прибавочного
производительного труда, прибавочного продукта, прибавочной стоимости.
Между тем, некоторые исследователи, не находя в первобытно-общинном
обществе систематического производства прибавочного продукта, делают отсюда
тот неверный вывод, что в первобытно-общинном обществе уровень
производительного труда был настолько низок, что древние люди могли лишь
кое-как производить лишь необходимый продукт и совершенно не могли
производить прибавочный продукт. Однако это действительно лишь в отношении
формирующегося первобытного общества, которое существовало до совершения
охотничье-технической революции и совершенно не относится к общинному
обществу, возникающему после совершения охотничье-технической революции.
3. Рост народонаселения
Резкое повышение производительности труда при совершении
охотничье-технической революции привело к столь же резкому улучшению
питания. А это привело, в свою очередь, к значительному росту
продолжительности жизни людей. Люди стали физически сильнее, выносливей, они
стали меньше болеть. Кроме того, они теперь питались намного более
разнообразной пищей, т.к. они добывали, помимо растительных плодов, мясо
крупных животных, причем самых различных, птиц, рыбу. Далее, научившись
искусствен но добывать огонь, люди стали систематически питаться жареной,
вареной, печеной пищей. В результате в исторически короткий срок
продолжительность жизни людей резко возросла, быть может, в полтора раза или
даже больше.
Вследствие резкого сокращения смертности от недоедания, голода,
болезней и резкого увеличения продолжительности жизни людей явился
демографический взрыв - быстрое увеличение численности населения древнего
охотничьего общества, которое происходит как за счет сокращения смертности и
повышения среднего возраста, так и за счет увеличения рождаемости. Если,
например, средняя продолжительность жизни людей увеличивается с 25-30 лет до
40-45 или 50 лет, то понятно, что семьи будут более многочисленные, более
многодетные.
Рост численности людей в охотничье-рыболовно-собирательских коллективах
приводит к делению последних на два самостоятельных коллектива и переселению
одного из них на соседнюю или более отдаленную, если соседняя занята,
территорию, поскольку для большого коллектива людей растительной и мясной
пищи на недалеком расстоянии вокруг его местонахождения может оказаться
недостаточно. Слишком большой коллектив берет у природы на данной местности
больше, чем она успевает производить. Поэтому плотность населения, ведущего
присваивающее хозяйство, должна быть ограничена какими-то определенными для
каждой местности границами, которые регулируются путем разделения больших
коллективов на меньшие, родственные коллективы и переселением части из них в
другую местность.
Таким образом, при совершении охотничье-технической революции, и
особенно после ее завершения происходит расселение людей. Они постепенно
заселяют огромные пустующие ранее территории, расселяясь вокруг по всем
Содержание раздела