d9e5a92d

Собственность и общественно-производственные отношения


здесь второстепенную роль, уступив главенствующую роль ручным механизмам при совершении охотничье-технической революции.
В родоплеменном общинном обществе наряду с деревом и камнем, которые являлись до охотничье-технической революции основными материалами, широко применялись ставшие также основными материалами кость, рог и бивень, из которых изготовлялись самые разнообразные изделия.
При изготовлении различных изделий из камня, дерева, кости, бивня и рога широко применялись новые, наряду со старыми, методы обработки: шлифовка, полировка, пиление, сверление, распаривание, обжиг. Шлифованные топоры с проушиной, обладавшие высокой производительностью, лишь немного уступали современным топорам.
Искусственное добывание огня, возникшее ранее, по-видимому, при совершении охотничье-технической революции имело огромное значение в жизни людей общинно-родового общества.
Добывание огня производилось различными способами: высеканием, высверливанием, реже выскабливанием и выпиливанием (4). Применялся огонь для самых разнообразных целей: для приготовления пищи из растительных и животных продуктов, для получения тепла и света, для сушки и копчения рыбы и мяса, для сушки разнообразных растительных плодов при создании пищевых запасов на зиму, для защиты от хищных зверей. У некоторых сообществ огонь применялся во время охоты. Охотники поджигали сухую траву и бурьян со стороны ветра от стада животных, которое, убегая от надвигающейся сплошной полосы огня, пробегало мимо засевших в засаду охотников и становилось их жертвой.
В родоплеменном обществе огонь использовался и при изготовлении технических средств. В частности, огонь применялся при изготовлении копий, острог, гарпунов, стрел. Конец копья, который необходимо сделать острым, обжигается в костре, после чего обугленный конец копья соскабливается или срезается, потом процесс повторяется. Так делается несколько раз, пока тупой конец копья не становится острым. При частом применении этого технологического процесса изготовления или заострения притупившегося копья люди заметили, что конец копья становится не только острым, но и более твердым, чем его древко. Постепенно люди поняли, что более твердым острие копья становится под влиянием действия огня во время обжига. Тогда они стали использовать это явление сознательно. Теперь они стали проводить обжиг копья не только для заострения, но, главным образом, для придания ему большей твердости. Люди заметили также, что под действием обжига увеличивается твердость не только деревянных изделий, но и изделий из рога и бивня. И они стали обжигать их для придания большей твердости. У некоторых племен применялся и обжиг изделий из глины: сосудов, изготовленных путем жгутовой лепки или обмазывания плетеного сосуда, различных фигурок, статуэток. Однако использование глины в качестве нового материала и ее обжиг не получили в то время широкого распространения.
Меланизенийцы изобрели весьма оригинальный способ сверления с помощью огня и воды. Они нагревали в воде камень, в котором им необходимо было сделать отверстие, и действовали на него в определенных местах каплями воды. При попадании на раскаленную поверхность камня капли воды от него отскакивает кусочек в виде чешуйки и образуется маленькое углубление. В это углубление снова пускают каплю воды, оно становится более глубоким. Таким образом в камне, из которого изготовляют орудие с отверстием, скажем, топор или молоток, получали сквозное отверстие необходимого диаметра, в которое можно было вставить деревянную ручку (топорще). Этот оригинальный метод обработки камня осуществлялся благодаря использованию энергии огня, с помощью которого нагревали камень.
С применением механического оружия в охотничьем промысле охотники родоплеменного общества могли охотиться не только коллективно, как это имело место до совершения охотничье-технической революции, но и индивидуально. Если раньше, до охотничье-технической революции охота была, да и то не всегда, более или менее эффективной, давала охотникам мясную пищу лишь при таком способе охоты, когда одна группа охотников выполняла одну часть их


совместной охоты, а именно: выступала в роли загонщиков, гнала животных шумом, криками к месту засады другой группы охотников, - которая выполняла, следовательно, другую часть совокупного охотничьего труда, то теперь, с применением механического оружия, она была эффективна при различных способах: во-первых, при коллективной охоте, основанной на разделении труда, хотя и примитивном, зачаточном, как и раньше, когда одни охотники выполняли одну часть совместного труда, охотничьего промысла, а другие - вторую; во-вторых, при коллективной охоте, основанной не на разделении труда, а на простой кооперации; и в-третьих, при индивидуальной охоте.
2. Собственность и общественно-производственные отношения
Родоплеменное общество, возникшее при совершении общинно-социальной революции, основывалось на коллективной общеплеменной собственности на основные средства производства: землю, леса, рощи, водоемы, степи и т.д. Жилища, лодки, сети, сосуды, а также пищевые запасы являлись общеродовой или семейной собственностью. И наконец, мелкие средства труда: лук, копье, топор и т.д., а также одежда, украшения и другие предметы - являлись личной собственностью отдельных людей.
Равенство (относительное, в соответствии с потребностями членов общины) в области распределения и потребления материальных благ, прежде всего продуктов питания обусловливалось двумя факторами: коллективной собственностью всего племени на основные средства производства и коллективным, совместным, там где оно имело место, трудом родовой общины, достоянием которой и являлись материальные блага.
Возникает вопрос, почему первой формой собственности на основные средства производства, возникшей при совершении первой социальной революции в развитии общества, явилась общественная, коллективная собственность, а не индивидуальная, не частная. Обычно на этот вопрос отвечают, что это являлось следствием того, что в первобытно -общинном обществе труд был настолько малопроизводительным, что не создавал никакого излишка сверх самого необходимого количества средств существования. Иначе говоря, общественная собственность на основные средства производства является следствием того, что в первобытно-общинном обществе отсутствовал прибавочный продукт.
Согласно этому взгляду, примитивные орудия труда, беспомощность отдельного человека в борьбе с природой обусловили необходимость коллективного труда, совместного добывания средств существования всеми средствами первобытной общины. А коллективный труд всех членов общины имел своим следствием коллективную, общинную собственность на основные средства производства и добываемые посредством их средства существования.
Но отсутствие прибавочного продукта, по крайней мере, систематического, характерно для первобытного общества в период до совершения охотничье-технической революции. После же совершения охотничье-технической революции, в результате которой резко возросла производительность труда охотников и рыболовов, жизненный уровень, обеспеченность продуктами питания древних людей резко возросли. И если в это время не производился систематический прибавочный продукт, то в этом просто не было необходимости. Потенциальная же возможность производства прибавочного продукта в родоплеменном обществе после совершения охотничье-технической революции существовала.
Если бы коллективная собственность на основные средства производства являлась следствием низкой производительности труда и отсутствия возможности производства прибавочного продукта, то она возникала бы задолго до охотничье-технической и первой социальной революции. Однако собственность на основные средства производства возникает именно после охотничье-технической революции, когда люди получили, впервые в развитии общества, возможность производить прибавочный продукт, по крайней мере, периодически, время от времени. И наоборот, собственность на основные средства производства была бы ликвидирована, уничтожена, заменена частной собственностью после совершения охотничье-технической революции, в результате которой возросла производительность труда и возникла реальная возможность создания прибавочного продукта. Если прибавочный продукт и не создавался после охотничье-технической революции, так это происходило потому, что избыток времени сверх необходимого труда (для производства необходимого продукта) превращался не в прибавочный труд и в прибавочный продукт, в котором просто не было необходимости, а в дополнительное время отдыха или занятия непроизводительного характера: живопись, лепку и вырезание статуэток (древнее скульптурное искусство), спортивные игры, пение, танцы и т.д. и т.п. Голодные или полуголодные древние люди, как их иногда изображают, не стали бы ими заниматься.
Некоторые исследователи считают, что коллективная собственность на основные средства производства была порождена коллективной охотой.



Содержание раздела