d9e5a92d

Обмен. Закон стоимости


Но коллективная охота существовала и до охотничье-технической революции, но она не породила коллективной собственности на основные средства производства. И наоборот, если до охотничье-технической революции охотники, охотящиеся в одиночку, возвращались домой, как правило, без добычи, то после совершения охотничье-технической революции охотники, вооруженные мощным, эффективным оружием - луком со стрелами - могли довольно успешно охотиться и в одиночку. Следовательно, после охотничье-технической революции отпала абсолютная необходимость коллективной охоты. И наконец, совместный труд не обязательно может функционировать только на основе коллективной собственности, но и на основе частной собственности на основные средства производства и эксплуатации человека человеком.
Возникновение коллективной, а не индивидуальной, не частной собственности на основные средства производства можно было бы объяснить и тем, что охотничьи угодья и водоемы невозможно было разделить на множество мелких участков ввиду специфики труда охотников, которые передвигаются во время поиска и преследования животных на большие расстояния. Но и это объяснение не является убедительным. Если племя, состоящее из ста семей, владеет тысячью квадратных километров территории, то после раздела этой территории каждой семье досталось бы десять квадратных километров территории, на которой вполне можно охотиться и в особенности заниматься рыболовством, хотя несомненно охота и рыболовство в таких условиях были бы менее эффективными. Но зато в условиях индивидуальной собственности отдельные люди смогли бы захватить большую территорию, чем другие, и использовать ее для эксплуатации своих более бедных соплеменников, например, путем сдачи части территории в аренду или посредством разрешения охотиться и ловить рыбу на своей территории за определенную плату продуктами или частью добытого мяса, шкурами, рыбой и т.д., так, как это стало позднее практиковаться в классовом обществе, основанном преимущественно на частной собственности на основные средства производства, в том числе и на лесные, охотничьи и водные массивы.
Рабовладельческое классовое общество, основанное преимущественно на частной собственности на основные средства производства, возникло при совершении второй социальной революции, происшедшей через много (или несколько) тысяч лет после первой социальной революции.
Несмотря на некоторое сходство экономических условий осуществления первой и второй социальных революций: наличие производства или возможность производства прибавочного продукта, коллективный (а зачастую и индивидуальный) труд охотников и рыболовов накануне первой социальной революции и коллективный, наряду с индивидуальным, труд первых земледельцев, функционирование земельной территории в качестве основного средства производства, эти социальные революции прямо противоположны по своему содержанию. Содержанием первой социальной революции является установление преимущественно коллективной собственности, а содержанием второй социальной революции является установление преимущественно частной собственности на основные средства производства. Чем можно объяснить это?
Многие исследователи утверждают, что в родоплеменном обществе существовали коллективная охота и коллективное ведение домашнего хозяйства, которым и соответствует и которые, вследствие этого, и породили коллективную собственность на основные средства производства. А в более позднем первобытно-общинном обществе существовало индивидуальное земледельческое хозяйство, которое стало нуждаться в индивидуальной, частной собственности на основные средства производства.
Но почему охота велась коллективно, а земледелие индивидуально? И в охотничьем, и в земледельческом обществах производился прибавочный продукт или существовала такая возможность. И в том и в другом труд мог функционировать, и действительно функционировал и коллективно, и индивидуально. Но охотничье общество, велся ли в нем труд коллективно или индивидуально, производился ли в нем прибавочный продукт или нет, нигде не приходит в процессе своего естественно-исторического саморазвития к частной


собственности на основные средства производства и рабству. А земледельческое общество всюду порождает индивидуальное хозяйство, частную собственность на основные средства производства и порабощение одних людей другими.
Этот вопрос целесообразно более подробно разбирать при рассмотрении второй социальной революции, так как его удобно разбирать в сравнении двух социальных революций, что желательно делать при рассмотрении второй социальной революции и предшествующей ей второй революции в развитии производственных сил общества, революции аграрно-технической.
Здесь же можно лишь отметить, что форма общественно-производственных отношений, утверждающаяся при совершении той или иной социальной революции, находится в самой непосредственной взаимосвязи с характером труда основной массы производителей, основной массы трудящихся данного периода развития общества. Так что возникновение общественной, коллективной собственности на основные средства производства, утвердившейся при совершении первой социальной революции, связано с характером труда охотников и рыболовов древнего общества, а утверждение частной собственности на основные средства производства при совершении второй социальной революции связано с характером труда древних земледельцев. Эта взаимосвязь является выражением или содержанием экономического закона, который носит всеобщий характер, т.е. действует на протяжении всего развития общества, всех общественно-экономических формаций. Это один из основных экономических законов. Его, быть может, следовало назвать главным законом экономического развития общества.
Этот экономический закон можно сформулировать как закон соответствия общественно - производственных отношений характеру труда основной массы трудящихся-производителей, или короче, как закон соответствия производственных отношений характеру труда. Нетрудно заметить, что этот закон вытекает из более обобщенно сформулированного закона соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил общества.
3. Обмен. Закон стоимости
Как в первобытном, так и в родоплеменном обществе хозяйство носит натуральный характер, при котором продукты труда производятся для собственного потребления. Однако между ними имеется большая разница. В первобытном обществе отсутствовал прибавочный продукт, а в родоплеменном обществе он имелся, или, по крайней мере, имелись условия для его создания, производства. В первобытном обществе отдельные кочующие коллективы людей вследствие низкой плотности населения встречались друг с другом редко и еще реже вступали в контакт, тем более, что они, как правило, говорили на разных языках. В родоплеменном обществе вследствие большой плотности населения и широчайшего применения для передвижения людей лодочного транспорта контакты отдельных общин и людей были более развиты, находились на более высоком уровне.
Вследствие этого между отдельными родовыми общинами более крупного сообщества - племени возникал и поддерживался обмен излишними продуктами труда. Этот обмен со временем становится регулярным, хотя обмену подлежала лишь незначительная часть продуктов труда общинников. Обмен происходил и между родовыми общинами соседних племен, хотя и в гораздо меньших масштабах.
В первобытном обществе, где обмен был редким, носил случайный характер, продукты труда обменивались, как мы уже говорили, исключительно на основе их полезности. В родоплеменном обществе, где обмен становится более или менее регулярным, продукты труда все более и более начинают обмениваться в определенной пропорции, а именно, в соответствии с затраченным на их производство (добычу мяса, рыбы, изготовление топора, корзины, стрелы с остроконечником; сбор орехов, грибов, ягод и т.д.) трудом, измеряемым рабочим временем.
Так, при обмене рыбы на орехи люди уже смотрели не на вес, не на объем и не на другие их качества, а прикидывали, сколько приблизительно необходимо затратить времени для добычи рыбы и для добычи орехов определенного количества, а уже отсюда определяли пропорцию, в которой должны были обмениваться товары. Таким образом, возникает товарный обмен на основе экономического закона соответствия рыночной стоимости товаров количеству затраченного на их производство труда, или, короче, на основе закона стоимости, который был научно обоснован Вильямом Петти, Адамом Смитом, Давидом Рикардо и Карлом Марксом.
В отличие от более позднего товарного обмена, основанного на опосредствовании денег и потому являющегося денежно-товарным обменом, который является более развитой формой товарного обмена, обмен в родоплеменном обществе не опосредствован деньгами, продукты обмениваются непосредственно друг с другом в их натуральной форме. Такой обмен является натурально-товарным обменом.
Иногда вторую форму товарного обмена, т.е. денежно-товарный обмен



Содержание раздела