d9e5a92d

Понятие организации управления и ее принципы




Принципы:

  1. Любой объект анализа рассматривается в качестве системы, состоящей из подсистем;
  2. Ориентация на изучение связей между элементами системы;
  3. Рассмотрение исходит из динамической природы любого объекта анализа;
  4. Рассмотрение функционирования любого объекта как результат его взаимодействия с внешней средой при главной роли в этом процессе внутренних закономерностей объекта;
  5. Учет избирательности свойств системы. Это означает, что в данной структуре интегрируется только отдельные из этих свойств, а другим из них должны соответствовать другие структуры;
  6. Включение в понятие системы внешней среды;
  7. Принятие во внимание существование взаимосвязей данного объекта с множеством других.




9. Понятие организации управления и ее принципы.


Под организацией понимается структура (состав), в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижения общих целей.
Организация - анатомия предприятия. Управление - физиология.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей предприятия.
Формальные - по воле руководства;
Неформальные - стихийно образованная группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения цели.
Принципы :

  1. Ресурсы - целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов. Основные - это трудовые ресурсы, основные и оборотные средства, технология и информация.
  2. Зависимость от внешней и внутренней среды. Организация не может функционировать изолировано. Внутренняя среда - цели, организационная структура, задачи, технология, люди; внешняя среда - клиенты, профсоюзы, банки, поставщики, учреждения и т.д.





10. Организационные отношения в системе управления предприятием.

Организационные отношения - это устойчивая зависимость между субъектами совместной деятельности.
Организационные связи - те коммуникации, которые существуют между работниками аппарата управления и не опосредованы устойчивой зависимостью между ними, а в основном только единством реализуемых ими целей. Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры - подразделениями, должностями, отдельными лицами.

По содержанию такое взаимодействие может быть информационным, административным или техническим. И рамках информационного - обмен сведениями, необходимыми для принятия решений.

Административное - управленческие полномочия и ответственность, распоряжения, приказы, рекомендации, отчеты и процесс контроля. Техническое - реализуется через совместное участие в практической деятельности ( обмен опытом, проведение совещаний ....)
Отношения внутри организации могут быть формальными и неформальными. Первые связывают должности или подразделения, вторые - частных лиц.

По формальным каналам осуществляется передача только формальной информации, по неформальным - как официальной, так и личной.
Если отношения связывают элементы структуры принадлежащие к ее различным уровням, то они являются вертикальными, а если к одному - горизонтальными. По вертикали сверху вниз передаются команды и инструкции, в обратном - отчеты о проделанной работе, советы или рекомендации.

Горизонтальные каналы непосредственно связывают равные по положению или статусу элементы организации, обеспечивают наиболее эффективное решение общих проблем за счет оперативности, возможности действовать инициативно и самостоятельно.




11. Виды управленческих организационных отношений.


1. Оганизационно-властные отношения -- опосредованы властью и полномочиями вышестоящих руководителей к подчиненными. Различают:
- распорядительные - обладатели имеют право принимать решения обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Могут быть линейными и функциональными. Линейные - прямая связь между руководителем и подчиненными ( оперативное управление, прием и увольнение сотрудников ...) Функциональные - косвенная связь, решения для подчиненных других руководителей;
- рекомендательные - необязательны для исполнения, не носят инициативный характер;


- контрольно-отчетные - осуществление проверки деятельности, анализ и выводы;
- координационные - выработка и принятие совместных решений ( комитеты, комиссии );
- согласительные - высказывание отношения к решениям, принимаемым в рамках линейных или функциональных полномочий.

  1. Договорные ( основной вид при рыночной экономике ) - основой являяются соглашения о совместной деятельности.

Регламентируются стороны : имущественные и организационные.
Подвиды договорных : организационно -экономические и организационные социально-психологические отношения.



12. Механизм формирования управленческих организационных отношений.


Договорные отношения - договором о соблюдении определенных установок или правил деятельности данной организации. Фирма имеет концепцию управления или систему взглядов на осуществление той или иной деятельности.

Концепция излагается в виде конституции фирмы. Принимаются обязательства как работником , так и фирмой.
Для определения масштаба полномочий, концентрируемых на том или ином уровне, учитываются факторы:

  1. сложность, важность и разнообразие решаемых проблем;
  2. личные особенности руководителей и исполнителей. Чем выше опыт, квалификация, образование - тем полномочий может быть больше;
  3. морально- психологический климат в коллективе:

При распределении управленческих полномочий учитывается :

  1. полномочия должны быть достаточными для достижения целей:
  2. взаимодополняемый и сбалансированный их характер:
  3. организационные отношения должны быть четкими и понятными:
  4. централизация и децентрализация полномочий.

Зависимость между субъектами организационных отношений формируется способами:
1.Путем наделения одного из субъектов властными полномочиями по отношению к другому.
2.На основе единства материальных интересов и ответственности за выполнение обязательств.
3.На основе установления или соблюдения единых социально-психологических, нравственных, этических установок или ценностей.
4.Путем различных комбинаций предыдущих способов.





13. Принципы управления предприятием.

Роль принципов - конституционная основа. Различают общие и правила функционирования отдельных элементов.

Общие принципы определяют как систему управления, так и присущи отдельным элементам.

  1. Принцип научности управления.
  1. управленческая деятельность должна носить объективный характер;
  2. использование новейших методов и средств;
  3. управленческая деятельность под воздействием науки развивается совершенствуется;

2 . Принцип экономичности.
Основные затраты на управление - оплата труда персонала управления.

  1. Принцип экономичности управленческой деятельности.

Должна обеспечиваться высокая прибыльность функционирования предприятия. Затраты и результаты необходимо соотносить.

  1. Принцип комплексности.

Учет управленческой деятельностью всех факторов.

  1. Принцип системности управления.

Предполагает кроме комплексности учет влияния всех факторов друг на друга и на результат управленческой деятельности.

  1. Принцип пластичности.

Гибкость, легкая адаптируемость к изменяющимся внешним условиям.
7, Принцип самокорректировки .
Система управления должна сама выявлять свои несовершенства и вырабатывать механизмы противостояния.

  1. Принцип оперативности.

Быстрая реакция на изменение ситуации.

  1. Принцип здравого смысла.


14. Цели управления предприятием

Цели - это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация в процессе бизнеса. Цели должны быть реальными ( исходя из возможностей самой фирмы ) и реализуемыми с точки зрения персонала фирмы.

  1. Общие цели - вытекают из основополагающих принципов управления и заключаются в осуществлении этих принципов на благо общества и каждого человека.
  2. Конкретные цели - определяются сферой и характером бизнеса.
  3. Стратегические - определяют характер деятельности фирм на длительный период времени. Для реализации требуются большие ресурсы. Здесь необходимы глубокая проработка возможных вариантов стратегии и тщательное обоснование выбранной альтернативы. В стратегических целях отражается сущность менеджмента фирмы, его социальная значимость, степень ориентированности на удовлетворение потребностей персонала фирмы и общества.
  4. Текущие - определяются исходя из стратегии развития фирмы и реализуются в рамках стратегических идей и текущих установок.

Стратегические цели выражают качественные параметры функционирования фирмы, текущие - количественные на определенный период. Организация всегда имеет хотя бы одну общую целью. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями .В процессе планирования руководство организацией разрабатывает цели и сообщает их членам организации.

Этот процесс не имеет односторонней направленности т.к. в выработке тактических целей принимают участие все члены организации.
15. Функции управления предприятием: их виды и содержание.


Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.



Содержание раздела