d9e5a92d

Причины возникновения управления как специфической общественной функции.


1. Причины возникновения управления как специфической общественной функции.
Менеджмент (управление) существовал в каких-то формах всегда там, где люди работали группами. Три сферы применения:
политическая - установление и поддержание порядка в группах;
экономическая - изыскание, производство и распределение ресурсов;
оборонительная - защита от врагов.
Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.
I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления.
II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие.

Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечение работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих.

Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.
III-й исторический период - период систематизации. Формирование науки об управлении.
Управление возникло из кооперации для координирования деятельности людей.

2. Понятие управления.

Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта.
Качество эффективного управляющего:
знание теории;
обладание энергией, здоровой психикой;
умение применять знания;
желание эффективно управлять.
Менеджмент - управление в условиях рыночной экономики. Означает :

  • ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
  • стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственная самостоятельность, свобода принятия решений;
  • постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • конечный результат деятельности выявляется на рынке в процессе обмена;
  • необходимость использования современной техники при принятии решений.

Управление применимо к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем); к различным сферам деятельности (управление в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениями в государственных и общественных организациях). Менеджмент использует в качестве объекта управления хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и т.д.).







3. Сущность управления.


Сущность управления - установление и поддержание согласованности взаимодействия людей , участвующих в едином процессе .
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля , необходимый для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
Особенности управленческого труда:

  1. Умственный труд работников аппарата управления , состоящий из трех видов деятельности:

организационно-административной и воспитательной ( прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения );
аналитической и конструктивной ( восприятие информации и подготовка соответствующих решений );
информационно-технической ( документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции ).
2. Участие в создании материальных благ не прямо, а опосредственно ( косвенно через труд других лиц ).

  1. Предмет труда - информация.
  2. Средства труда - организационная и вычислительная техника.
  3. Результат труда - управленческие решения.

Управление - процесс перевода ( преобразования ) системы ( объекта ) из исходного состояния в желаемое.






























4. Системы управления: понятие, состав элементов.


Системы управления - это совокупность элементов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия. Элементы:
1. Цель - желаемый результат функционирования системы. Требования : реальная, возможная при данных условиях функционирования предприятия, достижимая, реализуемая. Виды : стратегические - долговременные;
текущие - на 1 год;
оперативные - до месяца.

  1. Принципы управления - правила осуществления управленческой. Носят объективный характер, вытекают из законов и закономерностей управленческой деятельности .
  2. Функции управления - специализированные виды управленческой деятельности. Бывают : общие и конкретные.


Общие : целепологание, планирование, организация, координирование ( регулирование ), стимулирование ( мотивация ), учет ( фиксация состояния управляемого объекта ), анализ ( выявление причин состояния управляемого объекта ), контроль ( выработка мер устранения отклонений от заданного режима ).
Конкретные : управление предприятием (основной деятельностью, персоналом ), управление вспомогательной деятельностью, управление финансами, управление МТС, сбыт, маркетинг и др.
4. Методы управления - способы осуществления управленческой деятельности. Направлены на реализацию функций управления, вытекают из принципов фирмы

  1. Персонал управления - работники, реализующие функции управления ( руководители, специалисты, технический персонал )
  2. Организационная структура системы управления - совокупность взаимосвязей между персоналом управления и организацией, обеспечивающая ее функционирование. Состоит из персонала управления ( исполнителей функций ), функциональных обязанностей исполнителей, взаимосвязей между исполнителями по поводу реализации функциональных обязанностей.
  3. Техника управления - совокупность технических средств.
  4. Технология управления - последовательность выполнения функций управления с использованием методов и технических средств.
  5. Информация - совокупность сведений используемых при осуществлении управленческой деятельности ( законы, устав ....)

Система управления должна соответствовать целям управления, каждый из элементов ( 1-9 ) должен соответствовать системе в целом, каждый из элементов должен соответствовать любому из элементов ( 1-9 ).

5. Характер науки управления и способы использования в ней других наук.


Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта. Наука управления включает в себя:

  1. экономическая теория ( макро, микроэкономика );
  2. экономика и организация производства;
  3. психология управления;
  4. общая теория управления.

Использует науки : кибернетика, общая теория систем, системный анализ, системотехника, исследование операций и т.д.
Концепции теории практики управления:

  1. Научное управление ( Ф.Тейлор ) - повышение эффективности производства. Использование методов науки и техники для достижения целей организации. Работа по управлению есть определенная специальность и каждая группа работников должна выполнять то, что она делает успешней всего.
  2. Административное управление ( классическая школа ). Представитель - А.Файоль. Разработка принципов построения структуры организации и управления производством. Управление - универсальный процесс из функций : планирование, организация и контроль.
  3. Управление с позиций психологии и человеческих отношений. Представитель - А.Маслоу. Повышение производительности производства в применении приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда.
  4. Управление с позиций науки о поведении. Повышение эффективности организации в результате повышения эффективности его человеческих ресурсов. Исследование аспектов социального воздействия, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организации, лидерства, изменение качества работы и жизни.

Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать методы и средства, которые способствовали бы более эффективному достижению целей организации исходя из сложившихся условий во внутренней внешней среде.






6. Управление как искусство.

Управление ( менеджмент ) опирается на теорию и практику управления, но является больше искусством, чем знанием так как представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание.
Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.








7. Системный подход в управлении : понятие , сущность.


Системный подход рассматривает организацию как совокупность взаимозависимых элементов таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение целей в условиях меняющейся внешней среды.
Система управления состоит из двух подсистем :

  1. управляющей ( субъект управления );
  2. управляемой ( объект управления ).

При изучении фирм как объектов управления главное значение имеют взаимные связи между мелкими объектами ( подразделениями ),из которых они состоят. Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называют системой.
Система управления производством состоит из подсистем ( производственной, юридической, кадровой и др. ). В процессе жизнедеятельности системы управления производством происходит взаимодействие всех этих подсистем. Качество функционирования предприятия - системы гармонично зависит от того на сколько эти подсистемы гармонично взаимосвязаны между собой, а элементы системы соответствуют друг другу.
Главное свойство системы - целостность.







8. Принципы системного подхода, используемые при формировании и анализе объектов управления.



Содержание раздела