d9e5a92d

Роль центрального банка


По аналогии с приведенными выше конструкциями участие правительства следует вводить заданием для произвольного момента времени суммарной задолженности правительства перед населением. Обозначим ее через T(). Такая задолженность порождает чистый денежный поток , направленный от населения к правительству:
= T' rT.
Будем считать, что агрегат T() прямо пропорционален доходу y с коэффициентом t, т.е T = ty. Тогда поток можно представить в виде
= t(i+g(r,i)r). (17)
Здесь коэффициент t фигурирует без привычных аргументов r и i, поскольку он не является поведенческой характеристикой, а служит управляющим воздействием.
Правительство заимствует средства населения для того, чтобы вернуть их ему же в виде пенсий, пособий, субсидий, зарплаты государственных служащих и пр. Иными словами, речь идет лишь о перераспределении денежных средств между различными слоями населения.

Это значит, что, поскольку мы не дифференцируем население по слоям, введенный нами денежный поток не должен был бы фигурировать в балансовом соотношении (8) или (12) непосредственным образом как самостоятельный поток. Однако, тем не менее, такой денежный поток оказывает определенное влияние на поведение системы в целом.

Почему это так?
Дело в том, что правительство, осуществляя эмиссию ценных бумаг, удовлетворяет часть склонности населения к сбережению. Поэтому теперь (в отличие от предыдущего раздела) общая склонность населения к сбережению, задаваемая агрегатом S(), не будет совпадать с объемом банковских депозитов населения на банковскую систему будет приходиться объем депозитов S()  T().

Таким образом, отвлекая средства населения от вложения в банки, правительство тем самым отвлекает средства и от вложения средств населения в производство.
Заметим, что мы здесь не рассматриваем возможность того, что часть заимствованных у населения средств правительство может направлять в производство, хотя эффективность таких вложений и может быть сомнительной. Есть и позитивный момент в участии правительства на финансовых рынках, о котором мы уже говорили и который связан с высокой надежностью эмитируемых им ценных бумаг.

Поэтому можно говорить о существовании в равновесном состоянии некоторого "оптимального" соотношения между размером внутреннего долга T и суммой банковских депозитов ST, к которому правительство должно стремиться.
Остается еще вопрос о влиянии на финансовые потоки в системе закупок правительственных ценных бумаг коммерческими банками. Нетрудно видеть, что в рамках нашей модели такие операции банков эквивалентны приобретениям этих ценных бумаг населением. Фактически банки в этих операциях снова играют роль посредников, но на этот раз между населением и правительством,  заимствуя денежные средства у населения в форме депозитов, банки размещают их, приобретая ценные бумаги правительства.

Таким образом, под величиной T() нам следует понимать суммарный объем заимствований правительства у населения и банковской системы (за исключением заимствований у центрального банка, что будет рассмотрено ниже).
Итак, для определения варианта экономического развития в рамках нашей модели с учетом эмиссии правительственных ценных бумаг в дополнение к коэффициентам a(r,i), s(r,i) и m(r,i) следует задать параметр правительственных заимствований t. Тогда уравнение, которому должна удовлетворять динамика развития экономики, запишется (в соответствии с балансовым соотношением (12) и предыдущим обсуждением) в виде
(a(r,i)s(r,i)+t)(i+g(r,i)r) = m(r,i)(i+g(r,i)). (18)
Как и ранее, можно использовать выписанное соотношение для определения зависимости i=I(r). Далее находится оптимальный параметр
r0 = argmax g(r,I(r)).
Наличие параметра t в равенстве (18) приводит к тому, что пара (r,i), удовлетворяющая уравнению (12) (в нем этот параметр отсутствует), не удовлетворяет уравнению (18), так как левая часть последнего уравнения превышает правую за счет слагаемого t. Это значит, что зависимость i=I(r) в данном случае будет иная. С использованием прежних обозначений поток от центрального банка к банкам определяется в данном случае коэффициентом


s"(r,i) = a(r,i) s(r,i) + t, (19)
в котором и находит отражение тот факт, что при тех же значениях r и i эмиссия в рассматриваемом случае превышает эмиссию в случае, когда казначейские обязательства в системе не используются. Фактический объем дополнительной эмиссии при заданном t зависит от характера зависимостей коэффициентов a и s от r и i.
При фиксированном r выравнивание обеих частей равенства (18) при t0 может происходить за счет снижения инфляции по сравнению с инфляцией, являющейся решением уравнения (12), т.е. за счет увеличения реальной ставки процента. Дело в том, что это будет способствовать увеличению склонности к сбережению населения и сокращению спроса на кредиты, что, в свою очередь, может привести к снижению темпов экономического развития.

В принципе аналогичный эффект может достигаться и увеличением ставки r с сохранением прежних темпов инфляции i. При этом также повышается склонность к сбережениям и снижается потребность в кредитах и денежной массе, что выравнивает обе части балансового соотношения (18).
Однако определить, будет ли ставка r0 в случае t0 ниже ставки r0 в случае t=0, в рамках данной модели не представляется возможным, пока функции a, s и m не будут конкретно заданы.
Таким образом, участие правительства на рынке ценных бумаг приводит к изменению равновесных значений макроэкономических параметров системы, т.е. ставок процента, темпов роста, инфляции и пр.
3. Роль центрального банка Переходим к более полному обсуждению роли центрального банка в управлении экономическим развитием посредством регулирования денежно-финансовой сферы экономики. В реальности в распоряжении центрального банка находится обычно три основных способа регулирования объема денежной массы.

Это: (1) предоставление банкам кредитов, регулируемое процентной ставкой, (2) учет векселей, осуществляемый центральным банком и также регулируемый им посредством процентной ставки, и (3) осуществление операций на открытом рынке.
Первые две возможности фактически означают для нас одно и то же. Учет банковских векселей, осуществляемый центральным банком, является не чем иным, как выдачей центральным банком кредитов банкам под учетную ставку процента через так называемое "учетное окно".

Поэтому мы не будем различать операции центрального банка первого и второго типа и будем использовать для предоставления кредитов обоими способами единой процентной ставки. Регулирование такого типа нами уже было рассмотрено в предыдущих параграфах.
Третий способ предполагает проведение центральным банком своих финансовых операций на открытом рынке. Он может, как и рядовой участник рынка казначейских обязательств, покупать и продавать эти ценные бумаги. В практической деятельности центрального банка большое значение имеют одноразовые операции подобного типа, которые должны корректировать диспропорции в финансовой сфере, время от времени возникающие в системе.

Однако такие процессы относятся к разряду переходных процессов, а мы условились их не рассматривать. Мы ограничимся лишь операциями на открытом рынке, носящими долговременный характер.

Мы хотим выявить эффект, проистекающий от постоянного использования центральным банком какой-либо долговременной стратегии покупки (и продажи) ценных бумаг казначейства.
Ясно, что в рамках рассматриваемой модели мероприятия центрального банка на рынке казначейских обязательств по внешним признакам должны отличаться от действий рядовых участников этого рынка. В отличие от последних, операции которых приводят лишь к перераспределению денежных средств между собой, участие центрального банка означает явную чистую эмиссию денежной массы, что уже должно найти свое отражению в балансовом соотношении типа (12) или (18). Возьмем за основу соотношение (18), в котором уже учтено наличие рынка казначейских обязательств, правда, без участия центрального банка, и дополним его влиянием, оказываемым на рынок центральным банком. По аналогии с предыдущим изложением участие центрального банка будем вводить, задавая для произвольного момента времени объем суммарной задолженности правительства перед центральным банком.

Обозначим его через T"(). Такая задолженность порождает чистый денежный поток, направленный от центрального банка к правительству, величиной
t" = T"' rT".
Принимая, что величина задолженности T"() прямо пропорциональна величине национального дохода y с коэффициентом t", можно представить этот поток в виде
t" = t"(i+g(r,i)r). (20)
Здесь коэффициент t", как и коэффициент t, введенный ранее, по понятным причинам фигурирует без привычных аргументов r и i.
Попытаемся определить, как в рамках нашей упрощенной модели наличие подобного вмешательства центрального банка в систему повлияет на ее функционирование (на практике такое вмешательство обычно выглядит как согласованная между правительством и центральным банком система мер). Во-первых, естественно считать, что величина t" при заданных r и i (в отличие от t) непосредственно не влияет на суммарную склонность к сбережениям, которую мы выше задавали коэффициентом s(r,i).



Содержание раздела