ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА


Наряду с личными интересами обнаруживается, присущее человеку, чувство общения, которое побуждает людей объединяться в союзы и дает происхождение общественной власти. Подводим итоги, и становится ясно, что личный интерес - стремление достигнуть наибольших выгод при наименьших затратах, и интересы общественные - стремление к общему благу, присущие человеку, - вот те главные основные начала, под влиянием которых совершается организация хозяйств происходит устройство экономических отношений между людьми.
Эти два экономических начала деятельности дают происхождение двум главным типам хозяйственных организаций:

  1. преследование личного интереса образует частно-хозяйственную организацию;
  2. преследование общественного интереса дает начало общественно-хозяйственной организации.

Порядок отношений в первом случае вырабатывается не по определенному плану, а сознательно, путем каких-то сделок, компромиссов, которыми заканчивается борьба интересов. Во втором же случае руководящим началом деятельности является не личная выгода, а общая польза, сознание общего интереса.
У обоих типов организаций существует известные границы. В первом случае по отношению к отдельным хозяйственным делам: надо или не надо организация или какая-либо форма общественного хозяйства. Во втором случае общественные организации подводятся под два вида общественных предприятий:

  1. основывающиеся на свободном соглашении между членами (товарищества, ассоциации);
  2. создающиеся и поддерживающиеся принудительным авторитетом общественной власти (земства, общины)









2.ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ОБЩЕСТВА


Что движет развитием истории? Человек или силы свыше? Является ли развитие исторических событий независящим от людей обстоятельством, или это закономерный результат деятельности человечества? Как влияет закономерность развития истории на экономическую деятельность людей, и наоборот как влияет экономическая деятельность людей на исторические события? Какая экономическая подоплека толкает человечество на войны, революции бунты, и что заставляет человечество жить в мире и благополучии?

Все эти вопросы волновали в равной мере не только философов и историков, но и экономистов.
Обращаясь, к первоисточникам, можно найти различные толкования предопределенности хода истории. Например, Гоббс, Спиноза, Руссо, Локк исходили из того, что общество- результат соглашения между людьми.

В то же время, итальянский философ Д.Викко считал, что “провидение” - движущее начало в истории. Данной же концепции придерживался и Гегель, но в своих суждениях он продвинулся несколько дальше: Гегель рассматривал историю как развитие и обнаружение мирового духа ./14/
Другого мнения придерживались материалисты (Маркс, Энгельс, Ленин). В соответствии с материальной концепцией, история не пользуется людьми, как средством достижения своих целей, а она сама есть не что иное, как деятельность людей, преследующих определенные цели /14/.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ход исторических событий в равной степени является как результатом сознательной деятельности людей, так и следствием объективных законов, не зависящих от воли и сознания человечества. Таким образом, как бы не совершалось экономическое развитие: стихийно или направленно, оно является естественноисторическим процессом, подчиненным объективным законам.

В тоже время, данные объективные законы являются законами деятельности самих людей.
Общей чертой всех законов общественного развития является объективность. Но в тоже время они различаются в сфере, способах действия и функциях.

Поэтому, законы общественной жизни можно разделить на законы структуры, функционирования и развития /14/.Такое разделение законов может быть весьма условным, так как законы структуры общества могут объяснить и его развитие, законы функционирования настолько тесно переплетены с законами развития, сто невозможно противопоставить их друг другу.
Затруднено также разделение законов общества на статические и динамические. Это обусловлено тем, что в каждом законе статика и динамика переплетена так тесно, что невозможно отнеси данный к той или иной категории.



















3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ


Необходимым условием науки служит известное постоянство и правильный порядок в изучаемых ею явлениях. Наука относительно каждого рода явлений возможна тогда, когда можно доказать, что эти явления подчинены известного рода законам, т.е. они постоянно сопутствуют друг другу или следуют одно за другим в определенном порядке, доступном наблюдению и изучению. Каждый человек повинуется своему разуму и воле, даже фантазии в своем хозяйственном действии. Опираясь на подобные наблюдения, государственные люди неоднократно пытались изменять направление хозяйственной деятельности путем воздействия на человеческую волю.

Но этому противоречит ряд наблюдений, отличающихся от предыдущих лишь тем, что хозяйственные действия берутся в более широком масштабе.
В каждом общественном явлении мы встречаемся с действием двух разрядов причин: постоянных и случайных или пертурбационных. В каждом отдельном случае причины, как первого, так и второго рода настолько перепутаны, что становится невозможным различить действие каждой отдельной причины, что, и придает явлению индивидуальный характер. При наблюдении же больших масс случаев случайные причины взаимно уравновешиваются; взаимно нейтрализуются, и в результате совокупность явлений представляется в таком виде, какой получился бы, если бы действовали причины только постоянного характера. Главной причиной изменчивости общественных явлений служит участие человеческой воли, данное явление только в том случае будет оказывать одинаковое влияние, если человеческая воля будет относиться к нему всегда одинаково. Но в области народного хозяйства воля отдельных людей в большей степени, чем в других сферах человеческой деятельности, подчинена влиянию некоторых постоянных причин, и потому, в большинстве случаев оно следует по известному направлению.

Мотив личного интереса, постоянно определяет человеческую волю в (интересах), области хозяйства, придает его отношениям к природе и к другим людям характер такого постоянства, которое дает возможность с полным основанием говорить о закономерности хозяйственных явлений. В области хозяйства постоянно приходится иметь дело с внешней природой и считаться с законами своего организма. Словом, природа и ее вечные законы определяют границы, в которых движется человеческое хозяйство.

Человек есть раб привычки, только немногие подвергают критике свои привычки, и многие оценивают свои действия по привычке./3/ Человек мало свободен в выборе различных способов удовлетворения своих потребностей. Эта необходимость подчиняться законам природы, все равно как психологический закон привычки, и те главные причины, по которым налагаются на произвольности экономических явлений печать правильности и закономерности.
Хозяйственная деятельность человека вытекает из знаний в обществе, из навыков, из строя учреждений, с такой же необходимостью, с какой за внешней точкой следует движение. Над их преобразованием работает человеческая мысль, которая и служит постоянным источником перемен, совершающихся в хозяйстве, несмотря на неизменяемость законов природы. Каждое новое изобретение порождает новые идеи и сообщает человеческой воле новые стимулы, новые цели и новые средства. Каждое поколение прибавляет свой вклад в духовный капитал человечества, прибавляет новое звено к цепи общественного развития. Не одна теоретическая задача, а также и практическая потребность заставляют при выработке правовых норм сопрягаться с природой экономических отношений.

При том влиянии, которое оказывает юридический строй на хозяйственную деятельность, иногда незначительные упущения в оценке хозяйственных отношений могут привести к роковым последствиям. С другой стороны непонимание хозяйственного быта выражается иногда в отсутствии законодательных норм, в которых нуждается экономический строй народного быта.
Зависимость юридического строя от экономических отношений обнаруживается в тех различиях, какие представляют одни и те же юридические институты в применении к разным объектам в зависимости от неодинаковой их экономической природы. Взять, например, право собственности.

По теории римского права, нашедшего себе выражение во многих современных кодексах, право собственности определяется как полное неограниченное, исключительное господство лица над вещью или как полное юридическое подчинение вещи воли лица. Между тем, в праве собственности в действительности подвергается разнообразным ограничениям интересах других лиц. Содержание этих ограничений изменяется по различию объектов собственности. Так как движимые имеют индивидуальное существование, человек может пользоваться ими, не затрагивая других вещей, находящихся в чужой собственности, не нарушая чьих-либо интересов; недвижимые вещи, напротив, не отличаются такой цельностью, обособленностью и индивидуальным существованием они обязаны не природе, а воле человека.

Экономическая природа недвижимого имущества не допускает пользования им независимо от других.



Содержание  Назад  Вперед