В поисках гармоничной бизнес-модели
Во многом это выдает и культуру компании. Хрестоматийным стал пример компании «3М», где каждый работник может быть руководителем своего собственного проекта и тратить на это 15% своего времени.
Продуктово рыночный портфель
Продуктово-рыночный портфель дает представление о том «что, кому, где и как» компания продает.
Система взаимодействия с контрагентами
Как построить систему распределения продукции (дистрибуции), как взаимодействовать с поставщиками, что закупать и на каких условиях определяется существующей в компании системой взаимодействия с контрагентами.
Принципы организации производства
Ключевым вопросом является возможность и экономическая целесообразность использования производственной кооперации (аутсорсинга) в процессе производства продукции компании. В пределе, компания может всю продукцию производить самостоятельно, а может только давать свою марку продукции, выпускаемую другими производителями. Здесь же можно найти и нишу поставщика комплектующих для сборщиков конечной продукции.
Понимание собственной бизнес-модели способствует повышению конкурентоспособности компании за счет концентрации и развития ключевых компетенций, более эффективной организации внутренних процессов, повышает гибкость и эффективность системы взаимодействия с внешней средой, позволяет концентрировать (оптимизировать ) инвестиции и способствует снижению издержек.
Важно то, что бизнес-модель компании уникальна. Соизмеримые по размеру компании и работающие в одной и той же отрасли могут иметь принципиально разные бизнес-модели. Пример: Benetton vs Nike.
Где искать или заграница нам поможет
Принципиальный подход к построению бизнес-модели копании включает в себя три основных этапа:
• Анализ типовых моделей бизнеса компаний в отрасли (в России и зарубежом), анализ ключевых навыков и умений каждого типа компаний и логики появления этих моделей.
• Анализ текущей модели бизнеса компании и логики ее появления, ключевые навыки и умения в компании. Противоречия существующей модели бизнеса для развития компании.
• Определение перспективной модели бизнеса компании (или альтернативных вариантов). Описание логики перехода к перспективной модели бизнеса: разработка программы перехода
Что немцу хорошо, то русскому… или в поисках гармоничной уникальности
Однако, не стоит рассчитывать на то, что «слепое» копирование бизнес-моделей аналогов даст желаемый результат. Каждая компания обладает собственной уникальной бизнес-моделью прямое копирование которой невозможно в силу ряда факторов, которые непосредственно и определяют бизнес-модель компании.
Видение собственниками и ключевыми управленцами развития компании
История создания и развития компании и отраслевая динами
Ключевые навыки и умения (ключевые компетенции компании)
Желаемое место компании в цепочке создания добавленной стоимости
Материальные и нематериальные активы компании, интеллектуальная собственность
Движение жизнь или гибкость бизнес-модели
Ошибочно рассматривать бизнес-модель компании как некую застывшую систему, не изменяющуюся во времени. Это очень гибкая структура, изменения в которой определяются целым рядом факторов:
Логика развития бизнеса и видение развития собственниками и ключевыми менеджерами
Изменения в конкурентной среде
Наличие людей, способных провести изменения
Таким образом, найти собственную уникальную бизнес-модель является одной из ключевых задач развития российских компаний. Решение этой задачи будет способствовать появлению в России действительно великих компаний, известность которых будет выходить далеко за пределы России.