Развитие партнерской сети: ключевой фактор успеха на быстро растущем рынке
По нашим оценкам, рост рынка подобных систем в России в 2002 году достигнет 30%.
Основными предпосылками для такого роста являются следующие факторы: экономический рост, концентрация капитала в холдинговых структурах, усиление контроля со стороны государства.
Экономический рост диктует потребность:
Концентрация капитала в холдинговых структурах порождает следующие задачи:
Появление всех этих факторов ведет к усилению нагрузки на службы персонала, что стимулирует рост интереса к автоматизированным системам управления персоналом.
На практике для нас как для производителя это означает увеличение нагрузки на отдел продаж и существенное (!) увеличение нагрузки на сервисные структуры Департамента, отвечающие за внедрение продукта. Стоит отметить, что с точки зрения разработки продукта рост спроса не является критическим фактором, так как БОСС-Кадровик - тиражный программный продукт, а не заказная система и адаптация под конкретное предприятие достигается путем настроек.
В 2002 году руководство Департамента стало перед выбором бизнес-модели. Нужно было решить, продолжает ли ДСУП работать согласно бизнес-модели производителя и не увеличивает численность сервисных структур или же Департамент развивает собственную сервисную структуру. Существенное ограничение, которое нужно было учитывать при выборе бизнес-модели, - нельзя сдавать лидирующие позиции продукта и необходимо ежегодно увеличивать присутствие БОСС-Кадровика на рынке HR-систем не менее чем на 30% в год.
На наш взгляд, сервисная модель имеет ряд существенных недостатков применительно к быстро растущему рынку:
Исходя из анализа этих позиций, реальной необходимости уже в 2003 году осуществлять проекты для одного из клиентов по поддержке распределенной структуры, имеющей свои филиалы практически во всех регионах России, позитивного опыта работы Департамента с партнерами (на сегодняшний день партнерская сеть обеспечивает около 25% присутствия продукта на рынке), а также изучения мирового опыта компаний-производителей программного обеспечения было принято решение о концентрации на работе с партнерами. Стратегическая цель ДСУП - к концу 2006 года увеличить поступления от партнеров до 60% в общей доле приходов Департамента. При этом мы будем стремиться к тому, чтобы не менее чем в 80% регионов России были компании, способные предоставлять качественные услуги по внедрению системы.
Основными задачами ДСУП являются поддержание высокого качества продукта, координация усилий по продвижению его на рынок, а также методическая работа по поддержке партнеров. И хотя мы имеем обобщенный опыт работы нашего Департамента за 9 лет, все равно для реализации последней задачи планируется увеличение штата аналитиков с целью создания как технических, так и маркетинговых методологических материалов глубокой проработки по продукту. В частности, уже работает аналитик в отделе продаж, в декабре будет создан отдел консалтинга, который будет отвечать за создание методологических материалов по новым разработкам Департамента, позднее появятся аналитики в других отделах.
Одна из самых главных задач, которой мы уделяем и будем уделять пристальное внимание, - это поддержание высокого качества работ по внедрению продукта БОСС-Кадровик. Помимо создания новых методологических материалов по внедрению продукта, усиливаются требования по сертификации сотрудников партнера на получение и подтверждение права на внедрение продукта, планируется проведение регулярных технических семинаров для специалистов партнеров, организация портала для обмена опытом и ряд других инициатив.
Работа через партнеров позволит ДСУП при бурном росте рынка сохранить лидирующие позиции на рынке России, более эффективно оказывать услуги заказчикам с распределенной структурой, приблизить момент выхода на зарубежные рынки (в частности, силами нашего партнера в 2003 году продукт будет локализован на Украине, есть планы по локализации в Казахстане). Кроме того, такая бизнес-модель позволит ДСУП развиваться без сторонних инвестиций, реинвестируя собственные средства, и по мере увеличения доли приходов от партнеров увеличивать показатели выработки на одного сотрудника.