Анализ вклада подразделений в стоимость компании


Определение основных факторов стоимости
На стоимость Компании оказывают воздействие различные факторы (факторы стоимости) - в частности, ценовая политика компании, состояние производственных мощностей, уровень конкуренции в отрасли, надежность поставщиков, партнеров, нормативные акты, издаваемые государством, общеэкономическая ситуация в стране и т.п. Эти факторы стоимости можно разделить на внешние и внутренние.
С точки зрения управления стоимостью важно выстроить всю систему факторов, воздействуя на которые можно добиваться роста стоимости. Система представляет совокупность показателей деятельности Компании и отдельных её подразделений и отделов. Показатели детализируются для каждого уровня управления, что приводит к тому, что высшее звено руководства зачастую контролирует финансовые показатели, в то время как низшие звенья менеджмента отвечают за количественные и качественные результаты работы.
Внедрение системы оперативного контроля над стоимостью активов
В рамках настоящей Концепции управления стоимостью имущественного комплекса понимается в широкой трактовке: понятие охватывает как материальные, так и нематериальные активы.
В процессе определения рыночной стоимости Компании как точки отсчёта проводится стоимостный анализ основных элементов имущественного комплекса. Цель этапа состоит в выявлении тех групп активов, стоимость которых, во-первых, имеет ключевое значение для Компании, во-вторых, является значительным потенциалом её роста, в-третьих, достигла своего пика, и теперь их выгоднее реализовать, чем обладать ими.
Постоянный контроль результатов деятельности
Для периодического сопоставления достигнутых результатов с целевыми индикаторами следует составить строгий календарный план анализа эффективности. Наилучшей информационной базой контроля результатов деятельности служит оценочная ведомость, в которую входят все стоимостные измерители и ключевые показатели эффективности (КПЭ), выявленные посредством анализа факторов создания стоимости.
Подготовка персонала к внедрению системы оперативного контроля над стоимостью активов
Внедрение настоящей Концепции управления стоимостью в сложившуюся систему управления Компанией невозможно без адекватно подготовленных кадров, способных как самостоятельно выполнять расчеты, так и доводить оперативную информацию до соответствующих отделов.
Сначала определяется круг ключевых сотрудников, которые и будут на местах внедрять основы обновленной системы управления.
Данные сотрудники в первую очередь изучают суть Концепции управления стоимостью, а также основные подходы к определению стоимости предприятия в объёме, достаточном для самостоятельного выполнения расчётов в рамках системы оценки воздействия управленческих решений на стоимость Компании в целом. Осознать возможности системы, можно лишь применяя её практически, решая оперативные вопросы - а для этого нужно время и подготовленные ключевые сотрудники.
Управление эффективностью работы персонала, равно как и управление, самой эффективностью функционирования бизнеса, должно включать в себя установление целевых индикаторов и анализ самой эффективности. Индикаторы для отдельного сотрудника Компании должны быть привязаны к КПЭ, за достижение которых он отвечает, в силу того, что это позволяет согласовать задачи Компании с задачами сотрудника. Последствия плохой работы должны быть очень наглядными, чтобы каждый сотрудник осознавал всю серьёзность задачи достижения целевых индикаторов.

Cоздание системы оценки управленческих решений
В идеале, все серьёзные управленческие решения должны приниматься с учётом их влияния на величину стоимости для акционеров. Ориентация менеджмента на создание стоимости подразумевает наличие инструмента, позволяющего определять характер и степень воздействия того или иного решения на благосостояние акционеров. Система оценки должна быть направлена на достижение конкретных показателей, приводящих в итоге к росту стоимости компании.

Подобным инструментом должны владеть не только высшее звено руководства, но и младшие менеджеры.



Схема факторов стоимости, система оценки управленческих решений и порядок вознаграждения труда способствует повышению инициативности сотрудников, поскольку чётко определяют перед ними цели и дают уверенность в адекватной оценке труда.
В случаях необходимости принятия решений о проведении дополнительной эмиссии акций, выборе инвестиционного проекта, реструктуризации предприятия и по другим стратегическим вопросам, расчёт эффекта от принятого решения производится также детально и подробно, как оценка предприятия на первом этапе.

Анализ вклада подразделений в стоимость компании
Проводя реформы, начиная с корпоративного центра, пересмотрев его целевые установки и бизнес-портфель, а, также приняв решение, вести управление эффективностью функционирования бизнеса в рамках общей структуры, перед Компанией встаёт задача - распространить эту систему на все подразделения (бизнес-направления). Основная цель данного этапа - выявить бизнес-единицы, создающие и разрушающие стоимость.
Если бизнес-единица разрушает стоимость Компании, необходимо принять решение либо о разработке системы мероприятий, позволяющих сделать подразделение доходным, либо о продаже подразделения другой компании, либо о закрытии подразделения и распродаже активов. Но даже если подразделение обеспечивает для Компании прирост стоимости, важно определить, насколько существенна эта стоимость в рамках Компании, насколько серьёзен потенциал дальнейшего прироста стоимости.
Суммарная стоимость бизнес-единиц (включая головной офис) - это стоимость Компании в целом, поэтому управление стоимостью Компании невозможно без эффективного контроля над стоимостью отдельных подразделений.

Периодическая оценка
Информация о результатах деятельности предприятия рассматривается сквозь призму данной Концепции управления стоимости, она может через определенные промежутки времени предоставляться заинтересованным лицам, в частности акционерам. Это не разовая акция, а постоянно проводимая работа по увеличению информационной прозрачности предприятия, то есть последний пятый этап - это начало нового витка системы управления стоимостью Компании.
Таким образом, применение Концепции управления стоимости не только способно дать результаты, связанные с улучшением финансового состояния Компании, но и одновременно поддерживает её надежный имидж в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.




Содержание  Назад  Вперед