d9e5a92d

Действенное управление


- тот, кому здесь принадлежит лидерство, опережает и в конкурентной борьбе; например, одна из ведущих американских компаний "Хьюлетт-Паккард" довела в 1987 г. долю новой продукции в объеме выпуска до 50%; при этом доля затрат на НИОКР в стоимости продаж фирмы была 4,6%, или в 3 раза выше средней;
- все большую значимость в деятельности фирм приобретает маркетинг - "ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепления комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организации".
Потребительно-стоимостная ориентация существенно изменяет содержание мотивации работников к высокоэффективному и высокопроизводительному труду. В этом случае становится объективным необходимость введения оплаты работников по эффективности их труда, т.е. того, насколько производимые или продукция или услуги повышают степень удовлетворения в них запросов и интересов потребителей.
В условиях самоуправления трудового коллектива производитель становится не только собственником материальных условий и результатов производств, но и потребителем, с одной стороны полученных им же самим результатов (продукции, доходов), с другой стороны, научно-технических достижений и их последствий. Освоение и внедрение достижений НТП приводит, п0 первых, к сокращению трудовых затрат в производстве проекции, работ и услуг; во-вторых, к повышению их полезности и качества; в-тпетьих, к экономии труда потребителя в процессе использования им продукции, работ и услуг повышенного качества; в-четвертых, к увеличению свободного времени работников трудового коллектива.

Поэтому производитель-собственник становится потребителем результатов освоения и внедрения достижений НТП, с одной стороны, дополнительного дохода за счет экономии труда потребителя, обусловленной повышением качества продукции производителя, а, с другой стороны увеличения свободного времени.
В этом случае расширяется сфера управленческой деятельности трудового коллектива: кроме обычных функций управления появляются функции по обеспечению освоения и внедрения достижений НТП, дополнительной мотивации работников, распределению и использования результатов экономии труда потребителей, свободного времени.
Тем самым в процессе соединения объекта и субъекта управления производитель выступает как единство 4-х сторон: производитель - собственник - потребитель - управленец. Такого рода преобразования экономических отношений значительно обогащают содержание мотивации, стимулов и рычагов к высокоэффективному, качественному и высокопроизводительному труду.
Высокая прибыль не всегда свидетельствует о лучшем качестве:
- хотя американские компании лидируют по размерам прибыли, расходы по устранению дефектов на предприятиях еще на порядок выше, чем в Японии;
- погоня за прибылью может тормозить научно-технический прогресс, тем более, что акционеров непосредственно интересует не вся прибыль, а только распределяемая в качестве дивидендов; результате многие предприятия в обрабатывающей промышленности еще отказываются от реализации перспективных инвестиционных проектов с расчетным сроком окупаемости свыше 3-х лет;
- ориентация на потребности не является главенствующей;
- в связи с этим имеет место тенденция к их стандартизации,
навязыванию товаров через рекламу, формированию престижного потребления;
- прибыль главенствует, тем не менее роль показателей посредственно выражающих требований НТП, повышается;
- масштабность НТП обусловила планирование на 5-10 лет вперед, получившее название стратегического;
- стратегическое планирование предусматривают многовариантность:
а) определяются наиболее благоприятный вариант, наименее благоприятный и самый вероятный варианты развития корпораций;
б) ресурсы распределяются между программами не только в денежной, но и в натурально-вещественной форме;
в) на основе стратегических планов фирмы получают возможность освоения крупномасштабных достижений НТП. Система корпоративного планирования включает в себя:
- стратегическое планирование;


- тактическое планирование (пятилетний план);
- текущее планирование (двухлетний и поквартальные планы).
Основной рабочий план - двухлетний, он имеет скользящий характер: задачи первого года разрабатываются детально, второго года - укрупнено.
Плановая работа в рамках корпораций опирается на развитую систему учета и контроля: в фирме 3-й осуществляется непрерывный контроль за динамикой 200 показателей: ежемесячный учет продукции по 3-4 тыс. Укрупненным ассортиментным позициям: отдельно составляются отчеты по производительности труда, сбыту, качеству, выпуску новой продукции; в "Кодаке" в планировании новых видов товаров планируется 375 управленческих информационных систем; новая работа предполагает широкое применение ЭВМ.
Значительный шаг в развитии оперативного планирования - японская система "Комбаи":
- система предполагает получение работником необходимых деталей по его заявке (карточке "Комбаи") точно в срок, в требуемом количестве;
- она соответствует условиям одновременного выпуска различных моделей машин с учетом разнообразия спроса;
- ее применение способствует экономии труда, налаженности производственного процесса и снижению складских запасов.
Уровень планирования существенно влияет на достижение целей корпораций:
- компании-лидеры конкурентной борьбы, как правило, уделяют больше внимания плановой работе, чем те, у которых дела идут хуже;
- но принятие финансовых планов зачастую ведет к ограничению перспективы инвестиционного планирования рамками 3 5 лет, т.е. слишком узкими для долгосрочных инвестиционных проектов;
- эти рамки шире там, где больше ориентируются на тенденции развития производительных сил; "Японцы мыслят катего-оиями долгосрочного планирования. Их стратегия вырабатывается сразу на десять лет вперед. В США - на пять лет";45
- вопреки факторам торможения внутрифирменное планирование под влиянием НТП развивается.
Прибыльность как ключевой критерий в оценке хозяйствования фирмы в целом не имеет такого безусловного значения применительно к отдельным подразделениям и видам продукции; в корпорациях допускается убыточность перспективных новшеств в период их внедрения на рынок и расширения спроса - в этом случае убытки изготовленных новинок покрываются за счет прибыли других подразделений.
Действенное управление предполагает:
- эффективную организацию управленческого аппарата;
- инициативу управленцев;
- их высокую профессиональную подготовленность;
- поиск гибких организационных структур, отвечающих требованиям НТП;
- растущую самостоятельность отделений наряду с усилением централизованного внутрифизического контроля с применением ЭВМ;
- сокращение уровней управления, ликвидацию излишних управленческих звеньев;
- меры по совершенствованию стимулирования менеджеров на основе более тесной увязки их вознаграждения с конечными Результатами деятельности корпораций; налагают распространение системы отложенных премий, выплачиваемых после выпуска новой продукции с учетом ее прибыльности;
- установление отношений между управленцами разных Уровней в форме сотрудничества, что способствует раскрытию творческого потенциала каждого работника;
- групповой подход к решению проблем, когда nei принимаются путем согласования;
- рост активности управленческого персонала путем преодоления узкого функционализма; при этом перемещение управленцев по ''горизонтали" - из одной службы в другую - дает почти такой же позитивный эффект, в плане стимулирования творческой отдачи, как и повышение в должности;
- переподготовку управленцев, на что расходуются значительные средства.
Внутрипроизводственное управление включает также применение системы стимулирования работников:
- усиливается зависимость оплаты труда от квалификации работников;
- значительных размеров достигают дополнительные выпла ты (28%);
- активизируется коллективное материальное стимулирование в форме участия в капитале (получение дивидендов по акциям), участие в прибыли (выплата премий по итогам деятельности компаний);
- предоставление фирмами гарантий занятости своим работникам;
- гарантия "пожизненного найма", т.е. работы на предприятиях фирмы в период всего трудового стажа; чем дольше работник трудится в фирме, тем выше его зарплата;
- укрепление гарантий занятости способствует развитию сотрудничества как между самими рабочими, так и между ними и управленцами;
- это нашло свое выражение в создании малых самоуправляемых групп прежде всего в форме кружков качества; на японских предприятиях они являются неотъемлемой частью организации труда и выполняют широкий круг функций по повышению эффективности производства;
- применение методов материального и морального стимулирования работы кружков качества способствует росту числа предложений, подаваемых работниками;
- важное средство повышения творческой активности рабочих - обогащение содержания их труда, отказ от узкой специализации.
В то же время имеет место следующее:
- сохраняются привязка оплаты труда к величине стоимости рабочей силы, а поэтому и отрыв динамики реальной зарплаты от роста производительности труда; в США, начиная с 1978 г.



Содержание раздела