d9e5a92d

Проблемы функционирования финансовой системы региона


Перемены, происходящие в Российской Федерации и ее субъектах, заставляют постоянно искать новые подходы для решения возникающих проблем. Эти проблемы влияют на различные области нашей жизни, но особенно чувствительны они в сфере законодательства и финансов, поскольку именно эти две сферы непосредственно связаны с профессиональной деятельностью практически всех граждан. В этой связи, в представленной вашему вниманию монографии сделаны попытки обобщить накопленный отечественный и зарубежный опыт управления и оптимизации региональных финансов, как самостоятельной части общегосударственных финансов. Особое внимание уделено опыту и проблемам Республики Татарстан, так как авторы занимаются своей профессиональной деятельностью именно в этом субъекте Федерации.
Однако, в самом начале хотелось бы уточнить некоторые теоретические вопросы. В настоящее время существуют различные трактовки понятия "переходная экономика". Для целей данной работы принципиальное значение имеет, на наш взгляд, подход с позиций институциональных изменений.
Любой нециклический перелом в экономическом развитии можно рассматривать как разрыв привычных закономерностей общественного воспроизводства "переходную экономику".
Для уточнения предмета анализа необходимо также уточнить понятия "институционализм" и "институты". "Старый" институционализм связан с именами Т. Веблена (собственно понятие "институтов" как "устойчивых привычек мышления присущих большой общности людей" и теория эволюционного отбора институтов), У. К. Митчелла и Дж. Р. Коммонса основоположника "контрактной (институциональной) экономики". Акцент на роли институтов в экономических явлениях с начала XX века связан с критикой общепринятой экономической теории игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения.
"Новый" институционализм или "новая институциональная экономика" (Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Познер, Г. Демсец, М. Олсон и др.) выводит за рамки анализа основной предмет "старого" институционализма культурные и психологические привычки и стереотипы. Основное внимание концентрируется на анализе институтов как наборе правовых норм и неформальных правил, жестко направляющих экономическое поведение индивида (в первую очередь в соответствии с неоклассической традицией) и организаций.
Таким образом, институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Институты влияют на экономическую деятельность, определяя (наряду с технологией) различные виды издержек. С одной стороны, институты включают в себя такие формализованные понятия, как законы, письменные контракты, рыночные сделки, организационно-правовые структуры, а с другой неформальные правила поведения, обычаи, этические и идеологические нормы и др.
В этой связи, необходимо, на наш взгляд, сделать два методологических замечания.
Во-первых, специфика переходной экономики такова, что "институциональные изменения", в отличие от общепринятого подхода, не только могут, но и должны анализироваться комплексно, т. е. в рамках всей "институциональной структуры" экономики.
Во-вторых, проблема состоит в невозможности глобального анализа всех "институтов". В целом для сопоставления прогресса в области институциональных изменений (в переходной экономике) как правило рассматривают трансформацию прав собственности, законодательство, состояние банковского сектора и другие.
Данные теоретические предпосылки стали основой настоящего исследования проблем функционирования финансовой системы региона (на примере Республики Татарстан).


Академик В. В. Бандурин
ВВЕДЕНИЕ Научные разработки в области теории финансов с учетом масштабов объекта исследования характеризуются многоплановостью и многоуровневостью. Системный подход к теории финансов с позиций саморазвития финансовой науки представлен в трудах ряда видных экономистов.


Финансы в аспекте отраслей хозяйства и предприятий наиболее фундаментально исследованы Шером И.Д., Моляковым Д.С., Бирманом А.М., Сычевым Н.Г. Вместе с тем, необходимо отметить, что глубокое и системное исследование финансов невозможно в отрыве от взаимосвязи финансовых отношений и процессов с кредитными. В понимании сущности и механизма кредита в нашем исследовании мы опирались на работы Геращенко B.C., Лаврушина О.И., Шварца Г.А., Конника И.И., Шенгера Ю.Е., Рыбина В.И., Кашина Ю.И., Штейншлейгера В.Г., Иконникова В.В., Усоскина В.М., Батырева В.М., Барковского Н.Д., Левчука И.В. Международные аспекты теории финансов это другое направление их исследования.

Исследованию внешнеэкономического аспекта финансов посвящены работы Красавиной Л.В., Константинова Ю.А., Ларионова К.А.
Однако, в настоящее время вопросу о сущности финансов, особенно финансов региона, не всегда уделяется должное внимание, а в ряде научных трудов этот вопрос вообще умалчивается. В связи с этим возникла необходимость на основе рассмотрения определений финансов, встречающихся в современных и в более ранних публикациях, обосновать сущность финансовой системы региона, ее институциональные и экономические аспекты, а также методы и основные принципы управления данной системой. Решению этих задач и посвящается настоящая монография.
Наряду с этим, исследование системы формирования, функционирования и регулирования финансов в масштабах региона требует, на наш взгляд, выяснения сущности следующих экономических (финансовых) категорий:

  • финансов, в том числе, с учетом решения вопроса, входит ли кредит в понятие финансов или представляет собой самостоятельную систему одного с финансами уровня;
  • инвестирования, в том числе с выделением различий между реальным и портфельным инвестированием.

Помимо вышесказанного необходимо отметить, что современное понимание природы финансовой системы не ограничивается лишь описанием ее функций: аккумуляции, распределения и перераспределения денежных ресурсов (потоков). Эта система, включая конкретные характеристики финансовых инструментов, отражает, прежде всего, сложившиеся права собственности, зафиксированные в соответствующих (финансовых) контрактах. Совокупность прав собственности и характеристик финансовых инструментов формирует структуру капитала государства, регионов, корпораций, причем эта структура отражает не только пропорции между различными формами аккумуляции и распределения денежных ресурсов, но включает и их надлежащее юридическое оформление, распределение между инвесторами.
В этой связи анализ совокупности перечисленных аспектов невозможен без рассмотрения государственных финансов, а также вопросов создания и управления финансовой системы региона.
1. ФИНАНСЫ государства И СИСТЕМА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов Понятие "финансы" происходит от французского finance совокупность всех денежный средств, находящихся в распоряжении предпринимателя, государства, а также система их формирования, распределения и использования1. Данное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.
Результаты проведенного анализа отечественной литературы по рассматриваемой проблеме показывают, что в ней достаточно широко распространено определение финансов как экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Так, в "Общей теории финансов" даются два определения финансов2:
1) "...финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода". Это определение дано применительно к условиям капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер;
2) "Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства". Необходимо отметить, что данное определение приводится без указания среды его действия.
Однако, на наш взгляд, подобная трактовка финансов нуждается в некоторых уточнениях.
Во-первых, финансы выходят за рамки обслуживания распределения и перераспределения национального дохода, хотя он главная основа финансов. Образование и использование амортизационного фонда, также входящего в сферу финансов, относится не к распределению и перераспределению национального дохода (вновь созданной в течение года стоимости), а к распределению перенесенной стоимости. Последняя первоначально выступает в качестве части стоимости основных производственных фондов, а затем переносится на себестоимость (значит, и стоимость) готовой продукции и после ее реализации начисляется амортизационный фонд.

Его источник предварительно учитывается в виде амортизации в составе себестоимости готовой продукции.
Во-вторых, цели финансов существенно шире, чем "выполнение функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства".



Содержание раздела