Перемены, происходящие в Российской Федерации и ее субъектах, заставляют постоянно искать новые подходы для решения возникающих проблем. Эти проблемы влияют на различные области нашей жизни, но особенно чувствительны они в сфере законодательства и финансов, поскольку именно эти две сферы непосредственно связаны с профессиональной деятельностью практически всех граждан.
В этой связи, в представленной вашему вниманию монографии сделаны попытки обобщить накопленный отечественный и зарубежный опыт управления и оптимизации региональных финансов, как самостоятельной части общегосударственных финансов. Особое внимание уделено опыту и проблемам Республики Татарстан, так как авторы занимаются своей профессиональной деятельностью именно в этом субъекте Федерации.
Однако, в самом начале хотелось бы уточнить некоторые теоретические вопросы. В настоящее время существуют различные трактовки понятия "переходная экономика". Для целей данной работы принципиальное значение имеет, на наш взгляд, подход с позиций институциональных изменений.
Любой нециклический перелом в экономическом развитии можно рассматривать как разрыв привычных закономерностей общественного воспроизводства "переходную экономику".
Для уточнения предмета анализа необходимо также уточнить понятия "институционализм" и "институты". "Старый" институционализм связан с именами Т. Веблена (собственно понятие "институтов" как "устойчивых привычек мышления присущих большой общности людей" и теория эволюционного отбора институтов), У. К. Митчелла и Дж. Р. Коммонса основоположника "контрактной (институциональной) экономики". Акцент на роли институтов в экономических явлениях с начала XX века связан с критикой общепринятой экономической теории игнорировавшей неэкономическую среду, в которой индивиды принимают решения.
"Новый" институционализм или "новая институциональная экономика" (Д. Норт, О. Уильямсон, Р. Познер, Г. Демсец, М. Олсон и др.) выводит за рамки анализа основной предмет "старого" институционализма культурные и психологические привычки и стереотипы. Основное внимание концентрируется на анализе институтов как наборе правовых норм и неформальных правил, жестко направляющих экономическое поведение индивида (в первую очередь в соответствии с неоклассической традицией) и организаций.
Таким образом, институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Институты влияют на экономическую деятельность, определяя (наряду с технологией) различные виды издержек. С одной стороны, институты включают в себя такие формализованные понятия, как законы, письменные контракты, рыночные сделки, организационно-правовые структуры, а с другой неформальные правила поведения, обычаи, этические и идеологические нормы и др.
В этой связи, необходимо, на наш взгляд, сделать два методологических замечания.
Во-первых, специфика переходной экономики такова, что "институциональные изменения", в отличие от общепринятого подхода, не только могут, но и должны анализироваться комплексно, т. е. в рамках всей "институциональной структуры" экономики.
Во-вторых, проблема состоит в невозможности глобального анализа всех "институтов". В целом для сопоставления прогресса в области институциональных изменений (в переходной экономике) как правило рассматривают трансформацию прав собственности, законодательство, состояние банковского сектора и другие.
Данные теоретические предпосылки стали основой настоящего исследования проблем функционирования финансовой системы региона (на примере Республики Татарстан).
Академик В. В. Бандурин
ВВЕДЕНИЕ Научные разработки в области теории финансов с учетом масштабов объекта исследования характеризуются многоплановостью и многоуровневостью. Системный подход к теории финансов с позиций саморазвития финансовой науки представлен в трудах ряда видных экономистов.
Исследованию внешнеэкономического аспекта финансов посвящены работы Красавиной Л.В., Константинова Ю.А., Ларионова К.А.
Однако, в настоящее время вопросу о сущности финансов, особенно финансов региона, не всегда уделяется должное внимание, а в ряде научных трудов этот вопрос вообще умалчивается. В связи с этим возникла необходимость на основе рассмотрения определений финансов, встречающихся в современных и в более ранних публикациях, обосновать сущность финансовой системы региона, ее институциональные и экономические аспекты, а также методы и основные принципы управления данной системой. Решению этих задач и посвящается настоящая монография.
Наряду с этим, исследование системы формирования, функционирования и регулирования финансов в масштабах региона требует, на наш взгляд, выяснения сущности следующих экономических (финансовых) категорий:
Помимо вышесказанного необходимо отметить, что современное понимание природы финансовой системы не ограничивается лишь описанием ее функций: аккумуляции, распределения и перераспределения денежных ресурсов (потоков). Эта система, включая конкретные характеристики финансовых инструментов, отражает, прежде всего, сложившиеся права собственности, зафиксированные в соответствующих (финансовых) контрактах. Совокупность прав собственности и характеристик финансовых инструментов формирует структуру капитала государства, регионов, корпораций, причем эта структура отражает не только пропорции между различными формами аккумуляции и распределения денежных ресурсов, но включает и их надлежащее юридическое оформление, распределение между инвесторами.
В этой связи анализ совокупности перечисленных аспектов невозможен без рассмотрения государственных финансов, а также вопросов создания и управления финансовой системы региона.
1. ФИНАНСЫ государства И СИСТЕМА ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 1.1. Финансы как экономическая категория Экономическая сущность финансов Понятие "финансы" происходит от французского finance совокупность всех денежный средств, находящихся в распоряжении предпринимателя, государства, а также система их формирования, распределения и использования1. Данное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые в хозяйственной жизни проявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.
Результаты проведенного анализа отечественной литературы по рассматриваемой проблеме показывают, что в ней достаточно широко распространено определение финансов как экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Так, в "Общей теории финансов" даются два определения финансов2:
1) "...финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода". Это определение дано применительно к условиям капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер;
2) "Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства". Необходимо отметить, что данное определение приводится без указания среды его действия.
Однако, на наш взгляд, подобная трактовка финансов нуждается в некоторых уточнениях.
Во-первых, финансы выходят за рамки обслуживания распределения и перераспределения национального дохода, хотя он главная основа финансов. Образование и использование амортизационного фонда, также входящего в сферу финансов, относится не к распределению и перераспределению национального дохода (вновь созданной в течение года стоимости), а к распределению перенесенной стоимости. Последняя первоначально выступает в качестве части стоимости основных производственных фондов, а затем переносится на себестоимость (значит, и стоимость) готовой продукции и после ее реализации начисляется амортизационный фонд.
Его источник предварительно учитывается в виде амортизации в составе себестоимости готовой продукции.
Во-вторых, цели финансов существенно шире, чем "выполнение функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства".