d9e5a92d

Определим экономический ущерб от загрязнения реки


РП =

iПi
П0

,(3.13)

где РП - норматив рентных платежей по хозяйству в целом на 1 га сельхозугодий;
Пi - площадь i-й оценочной группы почв;
H0 - общая площадь сельскохозяйственных угодий хозяйства;
i - дифференциальная рента по i-й оценочной группе почв, руб./га.

Рентные платежи для узкоспециализированных хозяйств, например откормочных и овощеводческих, устанавливаются с учетом индивидуальной структуры их посевных площадей.
Пример 3.9
Определим экономическую оценку четырех участков земли по 60 га каждый, на которых выращивают сельскохозяйственную продукцию.
Таблица 3.4
Исходные данные

Участок Урожайность, ц/га Себестоимость, тыс. д. е. Капитальные вложения, тыс. д. е.
Замыкающий 16 480 25 000
Индивидуальный1-й 22 310 24 500
2-й 30 205 12 500
3-й 36 160 15 000
4-й 38 120 18 000

Решение
1. Приведенные капитальные вложения (ЕНК) на производство единицы продукции на сельскохозяйственных участках определим по формуле:
ЕНК =

ЕНКi
У

,

где i - капитальные вложения на освоение 1 га сельскохозяйственных угодий, тыс. д. е.;
Eн = 0,1 - нормативный коэффициент эффективности по сельскому хозяйству;
У - урожайность 1 га, ц/га.

2. Приведенные затраты (З) на получение 1 ц продукции по участкам:
З = EHK = C,
где С - себестоимость продукции.
EHКзам =

25 000
16

= 1562,5 тыс д. е./ц ;
EHК1 =

24 0000,1
22

= 109,1 тыс. д. е.;
EHК2 =

12 5000,1
30

= 41,7 тыс. д. е.;
EHК3 =

15 0000,1
30

= 41,7 тыс. д. е.;
EHК4 =

18 0000,1
38

= 47,4 тыс. д. е.;
Ззам = 1562,5 + 480 = 2042,5 тыс. д. е./ц;
З1 =109,1 + 310 = 419,1 тыс. д. е./ц;
З2 = 41,7 + 205 = 246,7 тыс. д. е./ц;
З3 = 41,7 + 160 = 201,7 тыс. д. е./ц;
З4 = 47,4 + 120 = 167,4 тыс. д. е./ц.
3. Величину 1 дифференциальной ренты, приходящейся на 1 ц полученной продукции, определим по формуле:
Z = Ззам - Зинд.
Z1 = 1562,5 - 419,1 = 1143,4 тыс. д. е./ц;
Z2 = 1562,5 - 246,7 = 1315,8 тыс. д. е./ц;
Z3 = 1562,5 - 201,7 = 1360,8 тыс. д. е./ц;
Z4 = 1562,5 - 167,4 = 1395,3 тыс. д. е./ц.:
4. Дифференциальная рента (R) 1 га сельскохозяйственных угодий равна:
R = ZV .
R1 = 1143,422 = 25 154,8 тыс. д. е./га;
R2 = 1315,830 = 39 474 тыс. д. е./га;
R3 = 1360,836 = 48 988,8 тыс. д. е./га;
R4 = 1395,338 = 53 021,4 тыс. д. е./га.
5. Экономическая оценка 1 га сельскохозяйственных угодий (P) равна:
Р1 =

24 500
0,1

= 245 000 тыс. д. е./га;
Р2 =

12 500
0,1

= 125 000 тыс. д. е./га;
Р3 =

15 000
0,1

= 150 000 тыс. д. е./га;
Р4 =

18 000
0,1

= 180 000 тыс. д. е./га.
6. Общая экономическая оценка сельскохозяйственных угодий равна:
Oобщ = РS,
где S - площадь сельскохозяйственных угодий, га.
О1 = 245 00060 = 14 700 000 тыс. д. е./га;
О1 = 125 00060 = 7 500 000 тыс. д. е./га;
О1 = 150 00060 = 9 000 000 тыс. д. е./га;
О1 = 180 00060 = 10 800 000 тыс. д. е./га.
Пример 3.10
В реку с дачных участков, расположенных по ее берегам, было смыто т1 = 1000 т плодородной почвы (взвешенные вещества) и т2 = 10 т нефтепродуктов.
Определим экономический ущерб от загрязнения реки поверхностными стоками.
Решение
1. Экономическую оценку годового ущерба можно определить по формуле:
У = KМ,

где - константа для оценки экономического ущерба от годовых поверхностных стоков в реку ( =120 д. е./усл. т);
K - константа для водохозяйственного участка K = 1;

М = А1т1 + А2m2 - приведенная масса, усл. т (A1 - показатель относительной опасности для взвешенных веществ, А1 = 0,05 усл. т/т; A2 - то же для нефтепродуктов, А2 = 20 усл. т/т).
М = 0,051000 + 2010 = 250 усл.т.
2. Удельный экономический ущерб определим по формуле:
Ууд = K = 1201 = 120 д.е./усл.т.
3. Экономическая оценка годового ущерба:
У = 1201250 = 30 000 д. е./год.
Для исключения смывания плодородного слоя и нефтепродуктов в реку было решено посадить лесозащитную полосу вдоль берега реки, затраты должны составить З = 33 тыс. д. е.
Экономическая эффективность водоохранного мероприятия будет определена по формуле:
Э = У/З = 30/33 = 0,91.
Так как Э 1, то водоохранное мероприятие с экономической точки зрения невыгодно.
Если У' = 'K = 1441250 = 36 тыс. д. е./усл. т. (где 144 д. е./усл. т. - вновь установленные лимиты), то экономическая эффективность водоохранного мероприятия такова:
Э = У'/З = 36/33 = 1,09.


Следовательно, Э 1, а это значит, что водоохранное мероприятие экономически выгодно.
Пример 3.11
Требуется рассчитать норматив стоимости освоения новых земель взамен изъятых для сельскохозяйственных нужд и потерь сельскохозяйственной продукции в регионе, где количество условных кадастровых гектаров по различным видам сельскохозяйственных угодий составляет: пашня - 4,2 га, плодовые насаждения - 11,82 га, виноградники - 14,61 га и пастбища - 0,17 га.
Усредненные затраты на освоение 1 га малопродуктивных земель достигают 25 823 д. е.
Нормативы стоимости освоения новых земель могут рассматриваться как произведение площади в условных кадастровых гектарах на средневзвешенную стоимость освоения новых земель в регионе.
Решение
Приведем расчет норматива стоимости освоения.
Пашня: 4,225,823 = 108,5 тыс. д. е.;
Плодовые насаждения: 11,8225,823 = 305,2 тыс. д. е.;
Виноградники: 14,6125,823 = 377,3 тыс. д. е.;
Пастбища: 0,1725,823 = 4,4 тыс. д. е.
Расчетные нормативы по группам почв различных сельскохозяйственных угодий используются для определения потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельхозугодий. Например, участок в 15 га, предназначенный для изъятия на несельскохозяйственные нужды, состоит из 5 га пашни, 3 га виноградников и 7 га пастбищ.
Участок пашни размещен на бурых лесных тяжелосуглинистых почвах с нормативом 112 тыс. д. е., виноградники и пастбища -на светло-серых лесных тяжелосуглинистых почвах с нормативом - 377 и 3,6 тыс. д. е./га соответственно.
Потери сельскохозяйственного производства от изъятия данного земельного участка составляют:
(1125) + (3773) + (3,67) = 1 716,2 тыс. д. е.
Тот же принцип расчета сохраняется при отчуждении угодий с различными почвенными характеристиками. Например, в хозяйстве отчуждается 10 га пашни, 4 га из которых - черноземы выщелоченные мощные тяжелосуглинистые с нормативом стоимости 1 га - 146 тыс. д. е., стоимость всей площади 584 тыс. д. е. (4 га146 тыс. д. е.) и 6 га - черноземы с нормативом стоимости 516 тыс. д. е. Общие потери сельскохозяйственного производства при изъятии 10 га пашни составят: 584 + 516 = 1 100 тыс. д. е.
В целях обеспечения сопоставляемости указанных нормативов по стране использованы общероссийская группировка почв и единая базисная оценка. Единая базисная оценка продуктивности условного кадастрового гектара равна 272,5.
Общие принципы платного природопользования. С 1991 г. органы самоуправления могут самостоятельно устанавливать уровни
платежей за использование природных ресурсов и определять порядок возмещения причиняемых экономических и социальных ущербов с предприятий, объединений, организаций, учреждений и отдельных граждан, владеющих правами юридического лица. Плата осуществляется вне зависимости от формы собственности и организации хозяйственной деятельности.
Правила пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды определяются договорами и лицензиями на природопользование, содержащими лимиты и нормативы, например лимиты и особые нормативы на использование природных ресурсов и выбросы (сбросы) загрязнителей в окружающую среду и на размещение отходов предприятий на плановый или нормативный срок.
Плата за использование земельных, водных, лесных, рекреационных ресурсов, недр, растительного и животного мира условно подразделяется на плату за право использования природных ресурсов и плату за воспроизводство и охрану окружающей среды. Эти суммы взимаются из средств предприятий и госбюджета.

Оплата за природные ресурсы и компенсация экономических и социальных ущербов не освобождает предприятия и граждан от компенсации платежей за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества.
Основные источники средств территориальных фондов охраны окружающей среды складываются из платежей за допустимые выбросы загрязнителей, превышение допустимых выбросов; штрафных платежей предприятий за аварийные выбросы загрязнителей, за сверхнормативное и некомплексное использование (потери) природных ресурсов и получаемого из них сырья; средств, взыскиваемых по искам в возмещение ущерба, причиненного природе и государству; добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных организаций и граждан; природоохранных займов, лотерей и т.п.
Средства региональных эколого-экономических систем могут расходоваться на финансирование (кредитование) строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта природоохранных и ресурсосберегающих объектов в регионе.
Для успешного решения задач природоохранной и ресурсосберегающей деятельности необходимо предусмотреть и расходы средств на проектно-изыскательские, оздоровительные мероприятия, опытно-конструкторские работы по созданию высокоэффективных производств, автоматизированных систем управления



Содержание раздела